Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политология как наука: объект, предмет функции политологического знанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Политология — наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д. Объектом политологии выступает политическая действительность, или политическая сфера общества. Предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т. д. Основными функции политологии: познавательная - определенный способ изучения природы политического, структуры и содержания политической системы общества и закономерностей ее функционирования; диагностическая - анализ социальной (политической) реальности с целью выявления потенциальных противоречий и конфликтов; прогностическая - выработка научно обоснованных прогнозов о перспективах развития политической системы и предупреждения возможных негативных явлений; организационно-технологическая - создание политических технологий и организационных структур, определяющих порядок и правила функционирования политической сферы общества; управленческая - использование политологических исследований для разработки и принятия управленческих решений; инструментальная - совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности; идеологическая - использование политологических знаний и результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса; прагматическая (прикладная) - использование теоретических и прикладных методов политологии для решения возникающих в обществе проблем и противоречий 2. Основные этапы развития политической мысли. Античное и средневековое понимание сущности политических отношений и процессов. Проблема отношений государства и общества в Новое время. Современные проблемы политологии. Этапы развития политической мысли: 1.Античная политическая мысль (Платон, Аристотель и др.).; 2.Политические идеи Средневековья и Нового времени.; 3.Политические концепции Х1Х-ХХ вв.; 4.Политическая мысль России. Античные политические идеи исходили из извечного мирового порядка, связывающего воедино права граждан, государство и политику. Сущность античной политики заключается в цивилизационно-этическом противоречии, содержанием которого является, с одной стороны, борьба полисной цивилизации на границах античного мира против варварства, несущего деспотию и рабство Политические единства подразделяются на цивилизованные и варварские, а внутри единств люди классифицируются на свободных и рабов по нравственному основанию. Сущность средневековой политики осмыслялась как противоречие религиозного характера, содержанием которого являлась борьба за иерархическое религиозно-политическое единство христианского мира, выражавшаяся в противостоянии церкви и государства, христианского и нехристианских миров, ересей и ортодоксии. Политические единства делятся на миры: христианский, мусульманский, иудейский, языческий. Внутри миров люди делятся на ортодоксов и еретиков.Сущностью политики Нового времени являются противоречия национально-экономического характера, выливающиеся в социальные конфликты, конфликты государства и общества, С первой четверти XX в. начинается современный, продолжающийся и поныне, этап развития политической науки. Теперь ее развитие идет на основе все более усложняющихся политических связей, дальнейшей политизации социальной жизни в целом. 3. Власть как социальное отношение и основная категория политологии. Особенности политической власти. Власть является центральной категорией политической науки. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики. Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Аспекты власти: 1) директивный аспект, в соответствии с которым власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы; 2) функциональный аспект, подчеркивающий, что власть есть способность и умение практически реализовать функцию общественного управления; 3) коммуникативный аспект, учитывающий, что власть так или иначе реализуется через общение, через определенный “язык”, который понятен всем сторонам общественного отношения власти.Власть - это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Отличительные черты политической власти: 1) легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; 2) верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; 3) публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит - обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона); 4) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; 5) многообразие ресурсов. Функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т.д. 4. Политика как сфера общественной жизни. Отношение политики с экономической, духовной и социальной жизнью общества. Политика – это совокупность общественных отношений между людьми и различными видами их общностей по поводу завоевания, удержания и использования власти в определенных интересах. Социальные основания власти - это социальные группы и слои, на которые власть опирается. Конкретный состав этих групп и слоев определяется общественным строем страны, ее политическими и культурно-историческими традициями, уровнем развития науки и техники. Экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности, объемом валового национального продукта надушу населения, стратегически важными природными ресурсами, золотым запасом, степенью устойчивости национальной валюты, масштабами внедрения в экономику страны достижений научно-технической революции. Соответственно экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная и научно-техническая политика, налоговая и таможенная политика, а также внешнеэкономическая деятельность в части укрепления независимости страны. Культурно-информационные основания власти включают в себя систему организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой информации, системы получения и переработки разведывательной информации, международные и национальные компьютерные сети. Культурно-информационные ресурсы - это духовные ценности, знания, информация, которые благодаря новейшим системам их обработки, анализа и распространения становятся приоритетными. К культурно-информационным ресурсам можно отнести: системы хранения национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм. 5. Политическая система общества: понятие, предназначение, состав. Функции основных элементов политической системы. Политическую системуопределяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции. Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности. Основные признаки политической системы: тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление; выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп; наличие организационных форм выражения политических интересов; урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями. Функции основных элементов политической системы:1. Функция артикуляции и агрегации интересов разных групп граждан государства. Политическая система является ареной представительства и реализации этих интересов средствами политической власти.2. Управленческая функция, связанная с политическим управлением экономикой, социальной и другими сферами общества.3. Функция выработки политической стратегии и тактики социально-экономического развития общества.4. Функция политической социализации граждан и общества в целом.5. Функция легитимации политической власти, связанная с оправданием, признанием и принятием существующего политического режима гражданами государства.6. Мобилизационная и консолидирующая функция, выражающаяся в поддержании единства и сплоченности гражданского общества на основе общенациональных идей, приоритетов и целей. 6. Понятие политического режима. Значение политического режима в политической системе общества. Виды политических режимов. Политический режим - это совокупность методов и средств осуществления политической власти. Режим указывает на социальную природу власти: какие группы господствующего класса находятся у власти, на поддержку каких социальных слоев опирается эта власть.Классфикация типов политической власти по признакам: наличие или отсутствие свободы политического выбора, степень и реальное выражение плюрализма интересов, методы властвования, принципы взаимоотношений государства и гражданского общества, уровень политических свобод, наличие оппозиции, тип политической культуры и другие.Типы политических режимов: демократический, для которого характерны свобода политического выбора, хорошо развитый механизм обратных связей, а также наличие политического, экономического и идейного плюрализма; авторитарный, характеризующийся существенным ограничением свободы политического выбора, политического и идейного плюрализма при сохранении значительных свобод в неполитических сферах жизни общества, прежде всего в экономике; тоталитарный, который отличается отсутствием политического выбора, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества и, следовательно, установлением политического, идейного и, как правило, экономического монополизма. В чистом виде в политической жизни указанные типы политических режимов встречаются редко. Их классификация необходима для сравнительной характеристики методов и способов осуществления власти. Возможны режимы смешанного и переходного типов (авторитарно-демократический, автократический, смешанный, монократический или диктаторский, военно-авторитарный, фашистский, теократии, военно-бюрократический, коммунистический). 7. Демократия как политический режим и как политическая идея. «Прямая» и «представительная» демократия. Демократия – это власть народа.Правовой характер демократического режима означает безусловное юридическое равенство людей перед законом. Характерные черты режима:1) Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей их выражения и реализации.2) Гарантированный доступ групп к политическим институтам.3)Всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам принимать участие в формировании представительных институтов. 4)Контроль представительных институтов за деятельностью правительства. 5) Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.6) Разрешение возникающих конфликтов мирным путем.7) Признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства. Демократия как власть народа осуществляется в двух формах—представительной и непосредственной. Непосредственная (прямая) демократия — это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц (сходы, собрания, выборы, референдумы). Исторически первой формой демократии была именно прямая демократия (Афинская демократия в Древней Греции и т.д.).Воля народа может быть выражена его представителями (представительная демократия). Под которой понимается участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа и находит свое наиболее яркое воплощение в парламентаризме. 8. Политические конфликты: причины, виды, стадии развития, способы разрешения. Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. В качестве объекта политических конфликтов выступает государственная власть, а также политический статус социальных групп и политические ценности. Основными источниками конфликта в обществе является расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы.Конфликты классифицируются по времени действия: затяжные или скоротечные; по интенсивности: слабые или сильные; по масштабам действия: локальные или региональные; по формам проявления: мирные и немирные; по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые; по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные; по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институализированные или неинституализированные; по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные. Стадии конфликта: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта. Разрешение конфликта предполагает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон. Существуют четыре способа разрешения конфликтов:1) соглашение в результате совпадения мнений всех сторон; 2) соглашение в соответствии с законодательной или моральнойволей внешней силы; 3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта; 4) застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.
9. Государство как центральное понятие политологии. «Широкий» и «узкий» смысл понимания государства в политологии. Особое место государства в политической системе общества. Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы.Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество». Основными атрибутами государства являются территория, население, публичная власть. Государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает основное место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство выступает как орудие руководства и управления. Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит центром притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы. Характер и объем собственно государственного управления неодинаковы и зависят от природы государства и политической системы.Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления деятельности государства, его предназначение. К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и др.Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами в экономической, политической, культурной и других сферах, а также функцию обороны страны.
10. Формы государства: формы государственного устройства и формы власти. Возможные способы их сочетаний. Форма государства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого. Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:форма правления — определяет кому принадлежит власть;форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления. Форма государственного устройства —это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. По форме государственного устройства государства делят на: унитарные - единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция); федеративные – союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик); конфедерации - временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач. Для обозначения способа организации верховной государственной власти, принципов взаимоотношений ее органов, степени участия населения в их формировании используется термин форма правления. Отличительным признаком республиканской формы правления является выборность высшей государственной власти. Типологически выделяются три подвида республики — парламентская, президентская и смешанная.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.140 (0.012 с.) |