Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политология как наука: объект, предмет функции политологического знания

Поиск

Политология — наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д. Объектом политологии выступает политическая действительность, или политическая сфера общества. Предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т. д. Основными функции политологии: познавательная - определенный способ изучения природы политического, структуры и содержания политической системы общества и закономерностей ее функционирования; диагностическая - анализ социальной (политической) реальности с целью выявления потенциальных противоречий и конфликтов; прогностическая - выработка научно обоснованных прогнозов о перспективах развития политической системы и предупреждения возможных негативных явлений; организационно-технологическая - создание политических технологий и организационных структур, определяющих порядок и правила функционирования политической сферы общества; управленческая - использование политологических исследований для разработки и принятия управленческих решений; инструментальная - совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности; идеологическая - использование политологических знаний и результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса; прагматическая (прикладная) - использование теоретических и прикладных методов политологии для решения возникающих в обществе проблем и противоречий

2. Основные этапы развития политической мысли. Античное и средневековое понимание сущности политических отношений и процессов. Проблема отношений государства и общества в Новое время. Современные проблемы политологии. Этапы развития политической мысли: 1.Античная политическая мысль (Платон, Аристотель и др.).; 2.Политические идеи Средневековья и Нового времени.; 3.Политические концепции Х1Х-ХХ вв.; 4.Политическая мысль России. Античные политические идеи исходили из извечного мирового порядка, связывающего воедино права граждан, государство и политику. Сущность античной политики заключается в цивилизационно-этическом противоречии, содержанием которого является, с одной стороны, борьба полисной цивилизации на границах античного мира против варварства, несущего деспотию и рабство Политические единства подразделяются на цивилизованные и варварские, а внутри единств люди классифицируются на свободных и рабов по нравственному основанию. Сущность средневековой политики осмыслялась как противоречие религиозного характера, содержанием которого являлась борьба за иерархическое религиозно-политическое единство христианского мира, выражавшаяся в противостоянии церкви и государства, христианского и нехристианских миров, ересей и ортодоксии. Политические единства делятся на миры: христианский, мусульманский, иудейский, языческий. Внутри миров люди делятся на ортодоксов и еретиков.Сущностью политики Нового времени являются противоречия национально-экономического характера, выливающиеся в социальные конфликты, конфликты государства и общества, С первой четверти XX в. начинается современный, продолжающийся и поныне, этап развития политической науки. Теперь ее развитие идет на основе все более усложняющихся политических связей, дальнейшей политизации социальной жизни в целом.

3. Власть как социальное отношение и основная категория политологии. Особенности политической власти. Власть является центральной категорией политической науки. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики. Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Аспекты власти: 1) директивный аспект, в соответствии с которым власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы; 2) функциональный аспект, подчеркивающий, что власть есть способность и умение практически реализовать функцию общественного управления; 3) коммуникативный аспект, учитывающий, что власть так или иначе реализуется через общение, через определенный “язык”, который понятен всем сторонам общественного отношения власти.Власть - это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Отличительные черты политической власти: 1) легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; 2) верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; 3) публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит - обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона); 4) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; 5) многообразие ресурсов. Функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т.д.

4. Политика как сфера общественной жизни. Отношение политики с экономической, духовной и социальной жизнью общества. Политика – это совокупность общественных отношений между людьми и различными видами их общностей по поводу завоевания, удержания и использования власти в определенных интересах. Социальные основания власти - это социальные группы и слои, на которые власть опирается. Конкретный состав этих групп и слоев определяется общественным строем страны, ее политическими и культурно-историческими традициями, уровнем развития науки и техники. Экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности, объемом валового национального продукта надушу населения, стратегически важными природными ресурсами, золотым запасом, степенью устойчивости национальной валюты, масштабами внедрения в экономику страны достижений научно-технической революции. Соответственно экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная и научно-техническая политика, налоговая и таможенная политика, а также внешнеэкономическая деятельность в части укрепления независимости страны. Культурно-информационные основания власти включают в себя систему организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой информации, системы получения и переработки разведывательной информации, международные и национальные компьютерные сети. Культурно-информационные ресурсы - это духовные ценности, знания, информация, которые благодаря новейшим системам их обработки, анализа и распространения становятся приоритетными. К культурно-информационным ресурсам можно отнести: системы хранения национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм.

5. Политическая система общества: понятие, предназначение, состав. Функции основных элементов политической системы. Политическую системуопределяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции. Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности. Основные признаки политической системы: тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление; выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп; наличие организационных форм выражения политических интересов; урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями. Функции основных элементов политической системы:1. Функция артикуляции и агрегации интересов разных групп граждан государства. Политическая система является ареной представительства и реализации этих интересов средствами политической власти.2. Управленческая функция, связанная с политическим управлением экономикой, социальной и другими сферами общества.3. Функция выработки политической стратегии и тактики социально-экономического развития общества.4. Функция политической социализации граждан и общества в целом.5. Функция легитимации политической власти, связанная с оправданием, признанием и принятием существующего политического режима гражданами государства.6. Мобилизационная и консолидирующая функция, выражающаяся в поддержании единства и сплоченности гражданского общества на основе общенациональных идей, приоритетов и целей.

6. Понятие политического режима. Значение политического режима в политической системе общества. Виды политических режимов. Политический режим - это совокупность методов и средств осуществления политической власти. Режим указывает на социальную природу власти: какие группы господствующего класса находятся у власти, на поддержку каких социальных слоев опирается эта власть.Классфикация типов политической власти по признакам: наличие или отсутствие свободы политического выбора, степень и реальное выражение плюрализма интересов, методы властвования, принципы взаимоотношений государства и гражданского общества, уровень политических свобод, наличие оппозиции, тип политической культуры и другие.Типы политических режимов: демократический, для которого характерны свобода политического выбора, хорошо развитый механизм обратных связей, а также наличие политического, экономического и идейного плюрализма; авторитарный, характеризующийся существенным ограничением свободы политического выбора, политического и идейного плюрализма при сохранении значительных свобод в неполитических сферах жизни общества, прежде всего в экономике; тоталитарный, который отличается отсутствием политического выбора, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества и, следовательно, установлением политического, идейного и, как правило, экономического монополизма.

В чистом виде в политической жизни указанные типы политических режимов встречаются редко. Их классификация необходима для сравнительной характеристики методов и способов осуществления власти. Возможны режимы смешанного и переходного типов (авторитарно-демократический, автократический, смешанный, монократический или диктаторский, военно-авторитарный, фашистский, теократии, военно-бюрократический, коммунистический).

7. Демократия как политический режим и как политическая идея. «Прямая» и «представительная» демократия. Демократия – это власть народа.Правовой характер демократического режима означает безусловное юридическое равенство людей перед законом. Характерные черты режима:1) Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей их выражения и реализации.2) Гарантированный доступ групп к политическим институтам.3)Всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам принимать участие в формировании представительных институтов. 4)Контроль представительных институтов за деятельностью правительства. 5) Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.6) Разрешение возникающих конфликтов мирным путем.7) Признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства. Демократия как власть народа осуществляется в двух формах—представительной и непосредственной. Непосредственная (прямая) демократия это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц (сходы, собрания, выборы, референдумы). Исторически первой формой демократии была именно прямая демократия (Афинская демократия в Древней Греции и т.д.).Воля народа может быть выражена его представителями (представительная демократия). Под которой понимается участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа и находит свое наиболее яркое воплощение в парламентаризме.

8. Политические конфликты: причины, виды, стадии развития, способы разрешения. Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. В качестве объекта политических конфликтов выступает государственная власть, а также политический статус социальных групп и политические ценности. Основными источниками конфликта в обществе является расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы.Конфликты классифицируются по времени действия: затяжные или скоротечные; по интенсивности: слабые или сильные; по масштабам действия: локальные или региональные; по формам проявления: мирные и немирные; по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые; по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные; по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институализированные или неинституализированные; по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные. Стадии конфликта: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта. Разрешение конфликта предполагает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон. Существуют четыре способа разрешения конфликтов:1) соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;

2) соглашение в соответствии с законодательной или моральнойволей внешней силы; 3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта; 4) застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.

 

9. Государство как центральное понятие политологии. «Широкий» и «узкий» смысл понимания государства в политологии. Особое место государства в политической системе общества. Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы.Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».

Основными атрибутами государства являются территория, население, публичная власть.

Государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает основное место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство выступает как орудие руководства и управления.

Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит центром притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы. Характер и объем собственно государственного управления неодинаковы и зависят от природы государства и политической системы.Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления деятельности государства, его предназначение. К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и др.Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами в экономической, политической, культурной и других сферах, а также функцию обороны страны.

 

10. Формы государства: формы государственного устройства и формы власти. Возможные способы их сочетаний. Форма государства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого. Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:форма правления — определяет кому принадлежит власть;форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления. Форма государственного устройства —это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. По форме государственного устройства государства делят на: унитарные - единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция); федеративные – союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик); конфедерации - временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач. Для обозначения способа организации верховной государственной власти, принципов взаимоотношений ее органов, степени участия населения в их формировании используется термин форма правления. Отличительным признаком республиканской формы правления является выборность высшей государственной власти. Типологически выделяются три подвида республики — парламентская, президентская и смешанная.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.140 (0.012 с.)