Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология как наука: объект, предмет, функции социологического знания↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Гражданское общество: понятие, сфера действия, отношения с государством. Проблема развития гражданского общества в современной России Гражданское общество – это социальная общность, включающая в себя первичные негосударственные добровольные структуры в экономической, политической, духовной сферах жизни общества; это сфера многообразных проявлений свободных индивидов, различных ассоциаций. Гражданское общество невозможно представить без национальных, религиозных традиций, обычаев, мифов, символов, стереотипов поведения, морально-этических норм, ценностей. В гражданском обществе главное действующее лицо – личность, имеющая потребности, интересы. Личность обладает правом на индивидуальную свободу. Условия возникновения и развития гражданского общества: социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий; гласность и связанная с ней высокая информированность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать шаги по их разрешению; наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий. Россия является демократическим правовым государством. Экономические, политические и юридические основы формирования гражданского общества в России зафиксированы в ее Конституции. Становление гражданского общества в России имеет свою специфику, однако в целом развивается в направлении, по которому пошли демократические страны Запада. Для развития гражданского общества в России необходимы экономическая и политическая стабильность. Социология как наука: объект, предмет, функции социологического знания Социология - наука о законах функционирования и развития общества и его структурных элементов, механизмах и формах проявления социальных процессов и отношений, закономерностях социального поведения людей, групп и общностей. Объектомсоциологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Предметом социологии являются социальные системы, элементы и условия их существования, закономерности социальной жизни, все способы взаимодействия и формы объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Функции социологии: теоретико-познавательная (проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реальности), критическая (заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения), описательную (заключается в систематизации, описании полученного исследователями материала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, статей, книг), прогностическая (составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества), практически-преобразовательная (состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических исследований разрабатывать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности механизмов социального управления), идеологическая (связана с тем, что социологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, политических партий и движений). 2. Возможные функции социологических исследований, методы сбора и обработки информации. Понятие репрезентации. Социологическое исследование — это анализ социальных явлений и процессов при помощи специальных методов, что позволяет систематизировать факты о процессах, отношениях, взаимосвязях, зависимостях и делать обоснованные выводы и рекомендации. Функции социологических исследований: Информационно-исследовательская - направлена на создание постоянно обновляемой и дополняемой базы социальной информации. Организационно-внедренческая - заключается в разработке по результатам анализа методических рекомендаций, инструкций, мероприятий, предоставлении информации заинтересованным лицам. Пропагандистская - распространение основ социологических знаний, особенно среди руководящего состава организации. Методическая - разработка новых, изучение и использование имеющихся прогрессивным методов ведения социологических исследований. Эмпирические исследования нацелены на приращение знаний, и они подтверждают либо опровергают какую-то частную теорию. Прикладные исследования не нацелены на приращение новых знаний, и они лишь дублируют частные теории, т. е. прикладывают их к конкретному объекту. Эмпирические исследования обязательно должны быть репрезентативными (представительными, отражающими типичные черты, действительные для всей совокупности изучаемых объектов).Методы социологических исследований включают: методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.; методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.; методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др. 3. Основные этапы развития социального знания и науки социологии. Античное и средневековое понимание сущности общества Начало социальной науки, Г. Спенсер, О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер. Процесс превращения социологии в самостоятельную науку можно разделить на три периода: предыстория социологии, когда социальная мысль не существовала самостоятельно, а представления о человеке и обществе развивались в рамках социальной философии; возникновение социологии как самостоятельной науки, имеющей свои предмет и метод; классический период признания социологии как самостоятельной науки, когда были разработаны основные научные концепции, позволяющие объяснить природу социальных явлений. Первых социологов античности называютсоциальными философами. Среди них выделяются два гиганта — Платон и Аристотель. В античности «общество» и «государство» не различали, оба понятия употреблялись в качестве синонимов.О. Конт - создатель социологии, определил предмет и метод социологии. Спенсер впервые попытался дать систематическое изложение предмета, задач и проблематики социологии. Он ввел в социологию многие широко употребляемые социологические термины: социальная система, социальный институт, социальный контроль, структура и функция и другие. Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически.Дюркгейм дал новую методологию современной социологии. Вебер подошел ктеории социального действия, выделив четыре его типа: целерациональное; ценностно-рациональное; традиционное; аффективное. Первые два он относил к социологии и называл их рациональными (осознанными). Развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей — от Платона и Аристотеля к Конту и Марксу. Наивысшим выражением стали идеи Дюркгейма и Вебера. Дюркгейма принято считать пионером социальной статистики в социологии, а Вебера — самым крупным теоретиком среди всех когда-либо живших социологов. 4. Индивид, индивидуальность личность: содержание и соотношение понятий В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых формируется поведение личности. Непременный и важный признак личности – индивидуальность, под которой понимается единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизической структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта, социальных характеристик. Общественные положения личности: личность присуща каждому человеку; личность есть то, что отличает человека от животных; личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа; личность есть индивидуальная характеристика человека. Социологическое понятие личности выражает интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Личность выступает как объектом, так и субъектом общественных отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки (диспозиции) и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, развития общества в целом.
5. Социализация личности: значение, механизм, этапы. Содержание процесса на каждом этапе. Социализация — это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Этот вопрос по разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость). Первичная социализация — та социализация, в которую индивид включается в детстве. Вторичная социализация (ресоциализация) — это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни. Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации — родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры и т.д. — все люди, кто связан с индивидом тесными личными отношениями. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, и поэтому агентами вторичной социализации являются, например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информации, партий, суда и т. д.Наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация является производной от первичной.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.6.41 (0.009 с.) |