Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Массовая культура. Ее основные формы.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вероятно, точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует все же считать конец XIX – начало XX века. Мы полагаем, что явление массовой культуры не просто некая разновидность «традиционной культуры», но существенное изменение культуры в целом. То есть, развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет, иллюстрированных журналов, Интернет), индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированных духовных благ, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов. К одной из ранних форм массовой культуры исследователи относят детективный жанр, который появился еще в начале 30-х годов XIX века и сразу же завоевал огромную популярность. В конце XIX века еженедельные СМИ начали публикацию произведений, которые спустя время получили название «сердечная пресса» или «индустрия грез». В самом конце XIX века в Соединенных Штатах Америки появляется такая форма массовой культуры как комиксы. Сначала этот жанр был предназначен исключительно для детей, но затем стал неотъемлемой частью и взрослой жизни. Активное, а точнее стремительное развитие массовой культуры начинается с середины XX века. С этого момента она становится тотальной и экспансивной. Как и в случае с традиционной культурой универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение. Дело в том, что как научно-философская категория, «массовая культура» включает в себя целых три понятия. Во-первых, «культуру», как особый характер продукта. Во-вторых, «массовость», как степень распространения продукта. В-третьих, «культуру», как духовную ценность. Давайте, посмотрим теперь как выглядят наиболее распространенные определения массовой культуры. Некоторые исследователи полагают, что массовая культура – это особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению, осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», т. е. на среднем общедоступном языке, которым и является массовая культура. Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство. Очевидно, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры: · кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура); · мид-культура (так сказать, культура «средней руки»); · арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения). Анализируя массовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками, на наш взгляд, являются: · ориентированность на гомогенную аудиторию; · опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное; · эскейпизм; · быстродоступность; · быстрозабываемость; · традиционность и консерватизм; · оперирование средней языковой семиотической нормой; · занимательность. 45. Постмодернизм в архитектуре. Постмодернизм — понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX в. Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры. Поэтому постмодернизму свойственны: - поиски универсального художественного языка; - сближение и сращивание различных художественный направлений; - «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа. Характерными чертами постмодернизма являются: - ориентация постмодернистской культуры на все слои общества (т. е. и на «массу» и на «элиту»); - существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информатику и т. д.); - стилевой плюрализм; - широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох; - иронизирование над художественными традициями прошлых культур; - использование приема игры при создании произведений искусства. В постмодернистском художественном творчестве происходит сознательная переориентация с творчества на компиляцию и цитирование Для постмодернизма творчество не равно творению. Ее ли в допостмодернистских культурах работает система «художник — произведение искусства», то в постмодернизме акцент переносится на отношение «произведение искусства — зритель», что свидетельствует о принципиальном изменении самосознания художника Он перестает быть «творцом», так как смысл произведения рождается непосредственно в акте его восприятия. Постмодернистское художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может. Можно говорить о том, что в постмодернизме осуществляется переход от художественного произведения» к «художественной конструкции». Постмодернизм как теория получил существенное обоснование в работах Ж. Бодрийяра «Система вещей» (1969), Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское знание» (1979) и «Спор» (1984), П. Слотердийка «Волшебное дерево» (1985) и др. Постмодернизм в литературе.
На первых порах постмодернизм имел некоторые позитивные художественные результаты (творчество Гарсиа Маркеса, Умберто Эко, Х.-Л.Борхеса, частично В.Набокова («Лолита»). Позднее он измельчал в содержательном, стилевом и жанровом отношениях. И хотя в основе постмодернистских деклараций лежал протест против чрезмерного идеологизирования общественного сознания, что исторически вполне целесообразно и продуктивно, творческие результаты, особенно в сфере художественной практики, в постмодернизме оказались малозначительными. Ложная теоретическая посылка постмодернистов об умирании художественной классики и одновременное стремление тех же авторов доказать превосходство своего эстетического опыта привели к образованию некоего кентавра, когда части построенного здания постмодернизма (теория и ее воплощение) оказывались мало связанными между собой. Среди крупных явлений этого литературного течения выделятся роман А.Битова «Пушкинский дом» (1971г.). Здесь делается попытка восстановить разрушенную тоталитарной системой связь с классической модернистской традицией. Есть в романе моменты, которые напоминают вполне реалистическую традицию. Так, в сцене изображения смерти Сталина звучит тема симуляции всеобщей скорби по тирану. В романе звучит тезис: «нереальность – условие жизни». Такое симулятивное бытие героев – характерная черта постмодернистского текста. Вторым серьезным художественным произведением является повесть Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки» (1969г.). Она и разрушает классическую традицию художественной словесности, и странным образом связана с ней: комедийные споры по вопросам вселенского бытия, бесконечно варьирующиеся мотивы «телесного низа», карнавальная интонация сама становится предметом карнавальной характеристики. Юродивые, парадоксальные проповеди и пророчества, резкая ирония по отношению к подвигу и героизму – наиболее заметное из давно сложившейся традиции трагического юмора. Это показательная черта постмодернизма. Третье произведение в этом ряду крупных – роман Саши Соколова «Школа для дураков» (1975г.). В этой «трагической и трогательной книге» (слова В.Набокова о романе) постмодернизм выступает в образах многочисленных персонажей, как бы случайно встретившихся друг с другом и оказывающихся в хаотической близости. Отсюда в романе вытекают мотивы абсурда, унижения, тупости в этом скоплении. А в итоге – ощущение миражности существования людей в социальном общежитии. Постмодернисты, позднее вступившие в литературу, представили упрощенный вариант указанных мотивов в произведениях родоначальников данного течения в России. Напротив, чрезмерно усилен в их книгах пафос таких направлений, которые уже были в России более ста лет назад, например, натурализм. Последний, заявив об отказе от установления «каузальной» (причинной) зависимости человека от социальных обстоятельств полностью сосредоточил свое внимание на трактовке человека как биологического существа. Это особенно заметно в книгах модных ныне постмодернистов: Виктора Ерофеева, В.Сорокина, В.Пелевина, И.Яркевича. Общественно значимым событием стало неприятие многими читателями ненормативной лексики, скабрезных деталей в их повествованиях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.164 (0.011 с.) |