Раздел 1. Работа социального педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Работа социального педагога



 

Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для профессионального саморазвития обучающихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций.

Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному.

Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Социальный педагог в современных общественных условиях должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом, как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого.

В течение учебного года основной задачей в работе социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.

Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:

Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

Контролирует движение обучающихся и выполнение всеобуча;

Предупреждает отсев обучающихся из школы;

Поддерживает тесные связи с родителями;

Изучает социальные проблемы учеников;

Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных; опекаемых; потерявших кормильца; неполных; военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий; малоимущих.

Осуществляет меры по трудоустройству обучающихся;

Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей.

Консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраниях, педсоветах и совещаниях;

Осуществляет контроль за сохранением здоровья обучающихся и формированием у них культуры здоровья.

Социальный педагог взаимодействует с администрацией школы, учителями, педагогом-психологом, педагогом-организатором, воспитателями, обучающимися и их родителями (законными представителями).

Для достижения своих профессиональных целей он устанавливает контакт с представителями государственных органов управления, общественных объединений, со всеми организациями, в которых необходимо представлять интересы обучающихся и выпускников, участвует в работе педагогического совета образовательного учреждения и Совета профилактики школы, осуществляет контакт с местными органами власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства.

Руководство деятельностью социального педагога осуществляется руководителем образовательного учреждения.

Деятельность социального педагога осуществляется в соответствии с Положением и Уставом образовательного учреждения.

 

1.1. Функции и роли социального педагога:

Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:

ü аналитико-диагностическую;

ü прогностическую;

ü организационно-коммуникативную;

ü коррекционную;

ü координационно-организаторскую;

ü функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;

ü охранно-защитную;

ü психотерапевтическую;

ü социально-профилактическую;

ü реабилитационную.

Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог:

ü изучает и оценивает особенности социальной микросреды образовательного учреждения, прогнозирует возможные влияния среды на школьников;

ü выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»;

ü изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника;

ü устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагопо­лучия их семей;

ü содействует выявлению особо одаренных школьни­ков;

ü выявляет обучающихся с эмоциональными и интел­лектуальными задержками в развитии.

Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он:

ü на основе анализа социальной и педагогической ситу­ации прогнозирует процесс воспитания и развития лич­ности школьника, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспекти­вы развития обучающегося в процессе социализации;

ü планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов преды­дущей работы.

Выполнение социальным педагогом организацион­но-коммуникативной функции:

ü способствует включению субъектов воспитательной деятельности — общественности, учреждений допол­нительного образования и др. в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых;

ü позволяет ему участвовать в формировании гумани­стической системы взаимоотношений в детской и под­ростковой среде, а также оказывать влияние на отно­шения детей, подростков и взрослых.

Коррекционная функция социального педагога зак­лючается в том, что он:

ü старается оградить обучающихся (воспитанников) от негативных влияний социальной среды;

ü осуществляет коррекцию самооценки школьников и помогает им избавиться от вредных привычек.

Реализуя координационно-организаторскую фун­кцию, социальный педагог:

ü организует социально значимую деятельность де­тей и подростков в открытой микросреде;

ü включает обучающихся в различные виды продуктив­ной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней;

ü организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых;

ü координирует деятельность всех субъектов социаль­ного воспитания;

ü взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Выполнение функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам побуждает социального педагога:

ü оказывать квалифицированную психолого-педагоги­ческую помощь обучающемуся (воспитаннику) в само­развитии, самопознании, самооценке, самоутверж­дении, самоорганизации и самореализации;

ü устанавливать доверительные отношения с клиентом.

Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он:

ü использует весь комплекс правовых норм, направ­ленных на защиту прав и интересов обучающихся (вос­питанников) и их объединений;

ü содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответствен­ности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;

ü взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Реализуя психотерапевтическую функцию, соци­альный педагог:

ü заботится об обеспечении положительного эмоци­онального состояния школьников;

ü оказывает им помощь в разрешении межличност­ных конфликтов, снятии депрессивного состояния;

ü содействует в создании ситуаций успеха школьни­ков.

Выполнение социально-профилактической функ­ции предполагает, что социальный педагог:

ü организует систему профилактических мер по пре­дупреждению отклоняющегося (девиантного) поведе­ния и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;

ü влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости;

ü организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска».

Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он:

ü организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддерж­ке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернув­шихся из мест лишения свободы, спецучреждений, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрес­сия, лишение свободы, и др.) испытывающих различ­ные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.

Роли социального педагога

- Посредник;

- Эксперт;

- Советчик;

- Адвокат;

- Общественный деятель;

- Друг;

- Тренер;

- Помощник;

- Психотерапевт.

 

1.2. Этический кодекс социального педагога образовательного учреждения

Общие положения.

1.1. Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности социаль­ного педагога в образовательном учреждении.

1.2. Главной целью Этического кодекса является уста­новление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной де­ятельности социального педагога. Кодекс служит ему ориентиром при планировании и организации работы:

- решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

- защиту законных прав людей, с которыми соци­альные педагоги вступают в профессиональное взаи­модействие;

- сохранение доверия между социальным педагогом и клиентом;

- укрепление авторитета социально-педагогической службы образования среди обучающихся, воспитан­ников, родителей и педагогической общественности.

2. Основными этическими принципами деятельнос­ти социального педагога являются:

· принцип конфиденциальности и информированно­сти клиента;

· принцип компетентности;

· принцип ответственности;

· принцип этической и юридической правомочности;

· принцип квалифицированной пропаганды социаль­ной педагогики;

· принцип благополучия клиента;

· принцип профессиональной кооперации.

Данные принципы согласуются с профессиональны­ми стандартами, принятыми в работе социальных пе­дагогов в международном сообществе.

Принцип конфиденциальности и информированности клиента

1. Полученная информация не подлежит сознатель­ному или случайному разглашению. При необходимо­сти передачи ее третьим лицам, информация предос­тавляется в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.

2. Участие обучающихся, воспитанников, их родите­лей, педагогов в социально-психолого-педагогических процедурах, таких как диагностика, консультирование, коррекция и др., должно быть осознанным и добро­вольным.

3. Лица, участвующие в социально-педагогических ис­следованиях, тренингах и других мероприятиях, прово­димых социальным педагогом, должны быть осведом­лены об объеме и характере работы. Социальный педа­гог обязан информировать участников о тех аспектах де­ятельности, которые могут повлиять на их решение уча­ствовать или не участвовать в предстоящей работе. К таким аспектам могут относиться физический диском­форт, неприятный эмоциональный опыт и др.

4. При работе с обучающимися, воспитанниками, их родителями и педагогами специалист использует до­ступный для понимания язык.

5. Отчеты социального педагога о профессиональ­ной деятельности, описания результатов его работы и публикации представляются в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, рабо­тающих с обратившимся.

6. Присутствие третьих лиц во время консультации допускается только с предварительного согласия консультируемого или лиц, несущих за него ответственность (ро­дителей или лиц, их заменяющих).

Принцип компетентности

Социальный педагог обязан четко определить и учи­тывать в своей деятельности степень собственной от­ветственности за выбор процедур и методов работы.

Принцип ответственности

1. Социальный педагог несет ответственность за со­блюдение «Этического кодекса» независимо от того, проводит он социально-педагогическую, коррекционную работу сам или она идет под его руководством.

2. Проводя исследования, социальный педагог за­ботится, прежде всего, о благополучии людей и не ис­пользует результаты работы им во вред.

3. Социальный педагог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания (опре­деления).

4. Социальный педагог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информа­цией, вводить людей в заблуждение относительно сво­его образования и степени компетентности.

5. При принятии решения об оказании социально-педагогической помощи несовершеннолетним, ли­цам, находящимся в остром стрессовом состоянии, социальным сиротам, несовершеннолетним матерям, недееспособным лицам и т.п. социальный педагог не­сет ответственность за последствия выбранного и ис­пользованного им вмешательства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 2152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.034 с.)