2– слабо выражен.
| Виды способностей
| Баллы
|
| 1. Интеллектуальные способности
|
|
| Обладает хорошей памятью: быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить
|
|
| На уроках все легко и быстро схватывает. Без труда усваивает новый школьный материал
|
|
| Без труда улавливает связь между одним событием и другим, устанавливает причинно-следственные связи
|
|
| Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях
|
|
| На уроках ему (ей) бывает скучно из-за того, что учебный материал уже хорошо знаком из книг, журналов, телепередач, рассказов взрослых
|
|
| Хорошо информирован о событиях и проблемах на уровне города, региона, страны, мира
|
|
| Легко и с интересом выполняет задания, предназначенные для гораздо более старших детей
|
|
| Его (ее) трудно убедить в чем-либо, если он (она) имеет на этот счет собственное мнение
|
|
| Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается, но имеется в виду. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения
|
|
| Имеет богатый словарный запас, легко может использовать новые слова, выражая свои мысли
|
|
| Всего баллов:
|
|
| Среднее значение:
|
|
| 2. Способности к обучению
|
|
| Усваивает новые знания очень быстро, все «схватывает на лету»
|
|
| Достаточно быстро запоминает услышанное и прочитанное на уроке без специального заучивания, не тратит много времени на осмысление того, что нужно запомнить
|
|
| Много знает о таких событиях и проблемах, о которых многие его (ее) сверстники обычно не знают
|
|
| Обгоняет в учебе одноклассников на год или два и должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас
|
|
| Очень любознателен, интересуется практически всем
|
|
| Очень много читает книг, научно-популярных статей по разным отраслям знаний
|
|
| Легко может анализировать прочитанный тест, делать на основе него выводы и обобщения
|
|
| Читать научно-популярные издания (специализированные и детские энциклопедии, справочники) ему (ей) гораздо интереснее, чем художественные книги (сказки, детективы и пр.)
|
|
| Интересно все, что связано с измерениями, вычислениями или упорядочиванием предметов
|
|
| Интересны естественнонаучные опыты и эксперименты по химии, физике, биологии и другим областям естествознания
|
|
| Всего баллов:
|
|
| Среднее значение:
|
|
| 3. Лидерские способности
|
|
| В кругу незнакомых людей чувствует себя уверенно и комфортно
|
|
| Легко общается как со сверстниками так и со взрослыми
|
|
| Хорошо понимает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное
|
|
| В совместных играх и занятиях с другими ребятами чаще всего становится ведущим или руководителем, проявляет инициативу
|
|
| В общении склонен принимать на себя ответственность за решения и поступки
|
|
| Чаще всего другие ребята предпочитают выбирать его (ее) в качестве партнера по играм и занятиям
|
|
| Легко может убедить других людей в своей точке зрения, способен внушить свои идеи другим
|
|
| Как правило, активно участвует в различных общественных мероприятиях и вносит в них положительный вклад
|
|
| В случае возникновения споров в классе или среди друзей, они чаще всего обращаются к нему (к ней) как к арбитру
|
|
| Очень энергичный, легко справляется с любыми социальными трудностями
|
|
| Всего баллов:
|
|
| Среднее значение:
|
|
| 4. Творческие способности
|
|
| Отличается развитым чувством юмора
|
|
| Не боится пробовать что-то новое, стремится всегда проверить новую идею
|
|
| Если у него (нее) что-то не получается, всегда предпринимает несколько попыток чтобы все-таки добиться цели
|
|
| Отличается большой изобретательностью в выборе и использовании различных предметов
|
|
| Если что-то его (ее) интересует, то погружается в это занятие с головой
|
|
| К одной и той же проблеме способен подойти по-разному
|
|
| Может не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи
|
|
| Если перед ним (ней) стоит какая-то трудная жизненная задача, то предпочитает попробовать новый способ ее решения, а не уже испытанный и всем известный вариант
|
|
| Чем бы не занимался, всегда предлагает большое количество самых разных идей и решений
|
|
| Интересуется множеством вещей и явлений, очень любознателен
|
|
| Всего баллов:
|
|
| Среднее значение:
|
|
| 5. Художественно-изобразительные способности
|
|
| В рисунках нет однообразия, легко выбирает сюжет, героев, предметы и ситуации
|
|
| Когда видит хорошую картину, скульптуру или любую другую художественную вещь, активно проявляет восхищение и интерес
|
|
| Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (например, украшения для дома, одежды) по собственной инициативе
|
|
| Легко удается составление оригинальных композиций из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и других материалов
|
|
| Если нужно выразить свои чувства и настроение, обращается к рисунку или лепке
|
|
| Нравится создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилинов, бумагой и клеем
|
|
| Нравится в своих рисунках и поделках использовать новые материалы
|
|
| Если понравилась какая-либо картина или другое художественное произведение, попытается воспроизвести его или создать нечто похожее
|
|
| Высказывать свои оценки художественным произведениям для него (нее) не составляет никакого труда
|
|
| Некоторые прочитанные произведения или увиденные фильмы и мультфильмы охотно иллюстрирует
|
|
| Всего баллов:
|
|
| Среднее значение:
|
|
| 6. Музыкальные способности
|
|
| С большой охотой посещает уроки музыки в школе
|
|
| Когда слышит музыку, очень четко реагирует на ее характер и настроение
|
|
| Хорошо поет
|
|
| Когда поет или играет на музыкальном инструменте, то вкладывает в это много чувств и энергии
|
|
| Имеет много музыкальных записей
|
|
| С удовольствием ходит на музыкальные концерты
|
|
| Хорошо играет на музыкальном инструменте
|
|
| Свои чувства и настроения стремится выразить в музыке
|
|
| Сочиняет собственные мелодии
|
|
| Любит петь вместе с другими так, чтобы было слаженно и хорошо
|
|
| Всего баллов:
|
|
| Среднее значение:
|
|
| 7. Спортивные способности
|
|
| Все свое свободное время старается посвящать спорту
|
|
| Никогда не устает, всегда активен и бодр
|
|
| Если выбирать между чтением журналов и книг, просмотром телевизора и реальными спортивными состязаниями и играми, то обязательно выбрал бы спортивные соревнования
|
|
| Все время находится в движении
|
|
| Внимательно следит за спортивной жизнью школы, города, региона, страны
|
|
| Чаще всего в спортивных играх и состязаниях выигрывает у своих сверстников
|
|
| Имеет определенные достижения в одном (нескольких) из видов спорта (например, призовые мета на соревнованиях, звания и пр.)
|
|
| Предпочитает активный отдых
|
|
| Любит ходить в походы, выезжать «на природу»
|
|
| Заметно выносливее своих сверстников
|
|
| Всего баллов:
|
|
| Среднее значение:
|
|
| 8. Литературные способности
|
|
| Может легко составить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта
|
|
| Когда рассказывает что-то знакомое и известное всем, старается привносить от себя что-то новое и необычное
|
|
| Любит сочинять рассказы и стихи
|
|
| Рассказывая о чем-то, всегда придерживается выбранного сюжета, не теряет основной мысли
|
|
| Нравится изменять тексты уже известных стихов и песен
|
|
| Нравится писать сочинения и эссе
|
|
| Нравится придумывать окончания к неоконченным рассказам
|
|
| Если что-то рассказывает, старается выбирать такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства
|
|
| Когда что-нибудь рассказывает, старается описать своих героев живыми, передать их чувства, настроение, характер
|
|
| В литературных произведениях хорошо видит такие линии сюжета и событий, которые скрыты на первый взгляд
|
|
| Всего баллов:
|
|
| Среднее значение:
|
|
| 9. Артистические способности
|
|
| Очень легко изображает другого человека, животного, персонаж
|
|
| Интересуется «кухней» актерской игры
|
|
| Мечтаю стать актером (актрисой), играть в театре и кино
|
|
| Легко удается передавать чувства и эмоциональные переживания
|
|
| Если что-то рассказывает, то старается вызвать эмоциональные реакции у своих слушателей
|
|
| Если хочет передать какое-то эмоциональное переживание или настрой, активно использует мимику, жесты, пластику движений
|
|
| Без его (ее) активного участия не обходится не один концерт и спектакль в классе, школе
|
|
| Если есть возможность изобразить какую-либо драматическую ситуацию, удается хорошо изобразить конфликт
|
|
| Отличается артистичностью
|
|
| Когда возникает необходимость кому-то что-то объяснить, ему (ей) проще всего это сделать при помощи мимики, жестов, интонаций голоса
|
|
| Всего баллов:
|
|
| Среднее значение:
|
|
|
|
|
Пример заполнения итоговой таблицы: вносятся средние значения, полученные по каждому из 9 показателей в столбец «У» — результаты заполнения анкеты учителем, в столбец «Ш» — результаты, полученные в ходе заполнения анкеты школьниками, в столбец «=» — среднее значение между столбцами «У» и «Р».
Можно добавить еще один столбец с результатами анкетирования родителей – «Р».
Анкету «Мои способности» заполняют школьники 5–11-х классов.
В 1–4-х классах анкету заполняют только родители и педагоги.