Основные причины школьной неупеваемости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные причины школьной неупеваемости



Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательной и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения, а систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшими из этих условий педагогика признает обучение и воспитание детей в школе.

Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

Таблица 10. Основные причины школьной неуспеваемости

Неуспевающие дети
1. Хронически неуспевающие дети (по психофизическим причинам) 2. Дети, не успевающие по отдельным учебным дисциплинам (по социальным причинам) 3. Подростки с несформированной учебной деятельностью
· Задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит. · Работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы). · Не подмечает своих неудач и трудностей; отказывается от решения продуктивных творческих задач. · Не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу. · Работает очень вяло либо снижает темп, постепенно уставая раньше других детей. · Индифферентно относится к результатам собственной работы, к познавательному труду в целом. · Обучающиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника, вследствие непонимания отдельного предмета (предметофобия) или отдельной группы учебных дисциплин (точных, гуманитарных, др.) или по причине отсутствия необходимых условий: неблагополучная семья, плохое здоровье, отсутствие адекватного психолого-педагогического сопровождения · Неуспевающие обучающиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности (по физиологическим причинам) при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника. · Неуспевающие, для которых характерно как низкое, так и высокое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу

 

Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Современная дидактика в качестве основных направлений преодоления неуспеваемости предлагает следующие, отраженные в таблице 11.

Таблица 11. Основные направления педагогической работы по преодолению школьной неуспеваемости учеников

Педагогическая профилактика Поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.
Педагогическая диагностика Систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок
Педагогическая терапия Меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия
Воспитательные воздействия Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника. Главной формой работы со слабообучаемыми детьми является реализация индивидуально-ориентированных профилактических программ

 

Таблица 12. Работа педагогического коллектива по возвращению ребенка в школу

Этапы возвращения ребенка в школу
Подготовительный этап - Выяснение списка детей, длительно не посещающих школу. - Причины длительного непосещения школы. - Изучение личных дел учащихся, длительно не посещающих школу. - Изучение жизненной среды ребенка Организационный этап – реализация программы возвращения ребенка в школу. - Определение местонахождения семьи ребенка, длительно не посещающего школу. - Посещение семьи с проведением изучения жилищно-бытовых условий проживания ребенка, длительно не посещающего школу. - Проведение организационно-разъяснительной работы в семье по возвращению ребенка в школу. - В случае неблагоприятной обстановки в семье (жестокость по отношению к ребенку, невыполнение родителями, лицами, их заменяющими, своих обязанностей по отношению к ребенку и т. д.) принятие соответствующих мер Адаптационный этап – создание благоприятных условий для ребенка после его возвращения в школу. - Составление индивидуальной адаптационной программы для вернувшегося в школу ребенка. - Снятие у ребенка состояния психологического дискомфорта. - Диагностика учебных знаний, умений, навыков. - Индивидуальные собеседования с ребенком, длительно не посещающим школу. - Гармонизация взаимоотношений «ребенок – семья – учитель» (консультация, индивидуальное собеседование). - Контроль посещения учебных занятий и выполнения режима дня Профилактичес-кий этап – предупреждение пропусков занятий обучающимися без уважительных причин. - Индивидуальные собеседования с родителями ребенка, склонного к пропускам занятий. Выработка совместных стратегий. - Контроль дисциплины: посещение школы, поведение на уроках, выполнение распорядка школы и правил поведения для учащихся, поведение вне школы. - Занятие ребенка, склонного к пропускам без уважительных причин, общественным трудом, социально-значимой общественной деятельностью. - Осуществление сотрудничества с учреждениями дополнительного образования для вовлечения детей в кружки, студии. - Развитие коммуникативных и поведенческих навыков обучающихся. - Реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ для обучающихся. - Оказание консультационной правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов. - Проведение в школе занятий по этике и культуре поведения, пропаганде здорового образа жизни. - Родительские собрания (общешкольные, классные): по проблемам профилактики асоциального поведения, алкоголизма, наркомании, табакокурения, ненормативной лексики; по культуре поведения, здоровому образу жизни. - Беседы (групповые и индивидуальные) с родителями детей склонных к пропускам занятий без уважительных причин

 

Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации

· При выборе способов индивидуального подхода к обучающимся следует опираться на знание их личностных особенностей.

· Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.

· Замечать даже небольшие успехи и достижения обучающихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

· Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.

· Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.

· Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.

· Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

Важность такого подхода в образовании детей очевидна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.005 с.)