Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этический акцент реформ государственной службы.

Поиск

Эта страна имеет богатый и, в целом, весьма позитивный опыт в данном отношении, и процесс его внедрения и определенной корректировки продолжается по сей день.[74] По данным международной организации Transparency International, Канада входит в число пяти лучших по уровню честности государственной службы стран, а нам, хотя мы пока, к сожалению, очень далеки от «призового пьедестала» в этой сфере, думается, все же следует ориентироваться именно на лучших. К тому же нужно принять во внимание такой немаловажный фактор, что Канада по своему государственному устройству и традициям имеет с Россией гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд, и уж определенно больше, нежели ее южный сосед – США; для нашего аспекта, в частности, важно, что в ней государство и его институты всегда играли достаточно значительную роль в организации и обеспечении общественной жизни, хоть, конечно, и в меньшей степени, нежели в России; именно поэтому канадский опыт может подойти нам больше многих других. Любопытно также, что в Канаде одним из ключевых факторов, «подтолкнувших» работу по совершенствованию и внедрению этических аспектов госслужбы стали доклады Генерального аудитора, содержавшие весьма критические оценки уровня моральных стандартов служащих. Впрочем, это и в целом соответствует господствующей в развитых странах тенденции.

Разумеется, этический аспект – далеко не единственное направление реформ канадской госслужбы. Не единственное, но одно из ключевых. Не случайно, например, принятый и проводимый в стране правительственный план реформирования госслужбы всего на 10% состоял из изменений законодательства, еще на 20% - из структурных изменений, зато на 70% - из изменений культуры взаимоотношений как внутри аппарата, так и в его взаимоотношениях с обществом и политическим «верхом», самой атмосферы государственных учреждений. Иными словами, явный приоритет был отдан проблемам, связанным с человеческой составляющей реформ, где этика определенно занимает ведущее место.

Последние десятилетия были отмечены в Канаде ростом общественных ожиданий и уровня требований, обращенных к государственной службе, а отчасти – и определенным падением уровня доверия и уважения к государству как таковому. В ответ на это в 80-90-е годы постепенно началось то, что видный канадский ученый в данной области Кеннет Кернахен назвал «этической эрой в канадском государственном управлении». Необходимость действий в этом направлении стала особенно острой еще и в связи с тем, что началось проведение реформ в области государственного управления и госслужбы в целом, включая кадровые сокращения госаппарата. А в подобных обстоятельствах, как считают канадские специалисты, резко повышается необходимость в компенсаторных механизмах, главным из которых является поддержание этических норм и стандартов поведения служащих, поскольку возрастает общая психологическая напряженность в среде управленцев, девальвируются, например, такие привычные механизмы как уверенность в гарантированности пожизненной служебной карьеры да и вообще подвергаются эрозии хоть и рутинные, а, может быть, отчасти и устаревшие, но придававшие отправлению функций госслужбы стабильность, нормы поведения.

Общая идеология и направленность реформ более или менее известны и совпадают с другими странами. Поэтому мы здесь не обсуждаем их, а принимаем как некий заданный вектор. В контексте данной работы важно подчеркнуть, что, наряду с несомненными положительными результатами, они в определенной мере подорвали традиционные моральные ценности, передававшиеся от поколения к поколению государственных служащих. Перечень причин возникновения этого обстоятельства достаточно велик. К ним относятся и такой субъективно важный фактор как сокращения в аппарате, и новые формы конфликта интересов, и воплотившиеся в законах возросшие общественные требования большей свободы информации о деятельности госорганов, и такое побочное следствие усложнения управленческой деятельности, сопровождавшееся неизбежно возросшей свободой личного усмотрения служащего при принятии решений, как возникновение так называемой обширной «серой зоны», т.е. пограничной сферы между прямо запрещенными и разрешенными действиями, и вновь приобретшая остроту проблема политической нейтральности служащих…

Компенсировать перечисленные и другие дестабилизирующие факторы можно было лишь укреплением этических начал госслужбы – подтверждением и ясным формулированием ее общих принципов и моральных норм поведения служащих, а также созданием механизмов, обеспечивающих их соблюдение, включая консультационную помощь служащим и, в необходимых случаях, их защиту как от неоправданных и незаконных требований «снизу», так и от произвола и неэтичных действий начальства. Это, в частности, предполагало создание в стране так называемой «этической инфраструктуры», о чем ниже будет сказано более подробно.

Здесь представляется важным напомнить, что государственная служба, несмотря на ее определенное сближение с рыночными методами, была и остается профессией особой, не похожей ни на какую другую. В идеале ее цель – не личное или групповое обогащение или иные формы индивидуального преуспеяния, а служение общественным интересам, что предполагает максимально возможное содействие отдельным гражданам и их объединениям в реализации их законных прав и свобод, но в контексте более широких общественных интересов. Для полноценного выполнения такой работы нужен определенный личностный тип или, говоря «высоким» стилем, государственная служба это – призвание. Но чтобы обеспечить хотя бы относительное соответствие идеала реальности, нужно многое. И, наряду с материальными факторами, которые не являются сейчас нашей темой, очень важную (а в чем-то, возможно, и ключевую) в этом отношении роль должен сыграть этический фактор. Он состоит из нескольких компонентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.198.127 (0.006 с.)