Возможный механизм этического регулирования в отечественной госслужбе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможный механизм этического регулирования в отечественной госслужбе.



В Федеральном Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в частности, предусматриваются определенные меры по урегулированию конфликта интересов. В качестве одной из таких мер предусмотрено создание «комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее – комиссия по урегулированию конфликтов интересов».

Проблема конфликта интересов – действительно очень важная, в некоторых отношениях даже ключевая, но далеко не единственная в этом блоке. Поэтому представляется, что название «комиссии по этике государственной гражданской службы и урегулированию конфликта интересов» (далее – комиссии по этике) больше соответствовало бы содержанию их деятельности. Полагаем также, что аналогичные структуры или, по крайней мере, группы, следует создать на всех ведомственных и региональных уровнях. Ниже излагается конкретные структурно-функциональные предложения по созданию такой системы. (Думаю, можно отметить, что они в принципиальных моментах воспроизведены в подготовленном администрацией Президента проекте соответствующего президентского указа.)

Комиссия по этике при федеральном органе по управлению госслужбой.

Функции и полномочия. 1)методические: а) разработка кодекса поведения для высших категорий госслужащих; б) разработка общей части типового кодекса для остальных категорий служащих; в) подготовка рекомендаций для разработки особенных частей кодексов поведения, окончательное формирование которых должно быть прерогативой комиссий соответствующих уровней с учетом профиля той или иной области государственной службы и на базе широкого обсуждения проектов документов в соответствующих государственных учреждениях; г) систематический анализ и обобщение практики работы комиссий низших уровней и подготовка инструктивно-рекомендательных материалов;

2) обучающие – организация подготовки и переподготовки кадров в данной области;

3) функция высшей апелляционной инстанции по конфликтам, не нашедшим разрешения в комиссиях низших уровней.

Кадровый состав. Формируется в соответствии с положениями Закона «О государственной гражданской службе РФ», который следует дополнить обязательством введения в состав комиссий при рассмотрении в порядке апелляции конкретных дел служащих того же уровня и профиля деятельности, действия (бездействие) которых рассматриваются в данном заседании (аналогия применяемого во Франции принципа «суда равных»).

Межведомственные комиссии по этике на федеральном уровне.

Образуются на «кустовой» основе, т.е. при группах министерств, служб и агентств близкого профиля. Возможны различные варианты.

Функции. 1) методические – а) разработка особенных частей «отраслевых кодексов поведения в соответствии с описанием полномочий «центральной» комиссии (см. п. 1«в»); б) аналитические – в пределах своих полномочий и сферы деятельности.

2) Обучающие – аналогично п.2 деятельности «центральной» комиссии на своем уровне.

3) Консультативная – обеспечение конфиденциального консультирования служащих, обращающихся к ним за разъяснениями по вопросам, связанным с возможным конфликтом интересов, а также другими нарушениями кодекса поведения ими, их сослуживцами и руководителями, а также с жалобами.

4) Согласительная – разбор поступивших в соответствии предыдущим пунктом жалоб и попытка разрешения проблем посредством согласительных процедур.

5) Квазисудебная – разбор конкретных дел, связанных с конфликтом интересов и другими нарушениями кодексов поведения в случае, если они не разрешены в соответствии в рамках согласительных процедур.

Кадровый состав. Формируется аналогично принципам формирования «центральной» комиссии с учетом отраслевой специфики.

Региональные комиссии. Образуются в качестве независимых структур при администрации регионов, выполняют аналогичные функции на подведомственной территории в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Помимо системы комиссий, в некоторых организациях, где наиболее высока вероятность возникновения конфликта интересов, а также других нарушений кодекса поведения, на постоянной или временной основе работают сотрудники комиссий по этике, которые выполняют консультативную, согласительную и аналитическую функции. Представляется необходимым уделить особое внимание подбору кадров на эти должности, предпочтительно из числа обладающих высоким моральным авторитетом, опытом, профессиональной квалификацией и, возможно, стажем работы в данной организации. Очень важно, чтобы сотрудники доверяли этим людям как в моральном, так и в профессиональном отношениях, дабы исключить, с одной стороны, атмосферу доносительства, необоснованного кляузничества или сведения личных счетов, а, с другой – возможность «возмездия» со стороны сослуживцев и руководителей.

Предлагаемая система должна внедряться постепенно, на базе экспериментов и с опережающей работой по подготовке соответствующих кадров. Учитывая сложность, «деликатность» и непривычность подобного рода механизмов для отечественной системы, думается, что на ее полное внедрение должно уйти несколько лет. Но конечный эффект ее, судя и по западному опыту, и по наблюдающейся на самых разных уровнях госслужбы потребности в моральных регуляторах, должен с лихвой оправдать все усилия в данном направлении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.019 с.)