Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конъюнктура рынка. Преимущества и недостатки рынка

Поиск

Конъюнктура рынка – это совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент. Различают общехозяйственную конъюнктуру – положение в экономике отдельной страны, и конъюнктуру мирового хозяйства в целом – конъюнктуру рынка.

Конъюнктура рынка зависит от соотношения спроса и предложения, цен на конкурирующие товары, емкости рынка, условий реализации продукции, распределения доходов, уровня экономического развития страны.

Факторы, действующие на конъюнктуру, делят:

§ по продолжительности действия на постоянные и временные (сезонные, стихийные, социальные);

§ по характеру воздействия на циклические (обновление основных фондов, продукции) и нециклические (регулирование экономики, инфляция).

Интенсивность действия одних и тех же факторов на одних и тех же рынках может быть различна в разные моменты времени.

Преимуществами рынка:

§ эффективное распределение ресурсов на производство товаров необходимых обществу;

§ функционирование рынка при наличии ограниченной информации;

§ гибкость и адаптивность (приспособляемость) к изменяющимся условиям;

§ максимальное использование результатов НТП;

§ свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;

§ соединение интересов производителей и потребителей;

§ материальное стимулирование производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на которые есть спрос; освобождение экономики от дефицита товаров и услуг;

§ «отбраковка» производителей, не способных продавать товары по цене равновесия, снижение цен товаров благодаря конкуренции;

§ эффективное решение хозяйственных проблем экономики (структура производства, инфляция и безработица, уровень жизни);

§ способность к повышению качества товаров, быстрой корректировке неравновесия;

§ рынок относят к общечеловеческим ценностям, считают достоянием всей мировой цивилизации.

Недостатками рынка:

§ отсутствие механизма защиты окружающей среды; игнорирование потенциально негативных последствий принимаемых решений;

§ неспособность регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (например, рыбных запасов мирового океана), сохранение невоспроизводимых ресурсов;

§ не обеспечивает экономику нужным объемом инвестиций для развития производства;

§ не создает стимулы для производства «общественных» товаров коллективного использования (дороги, общественный транспорт);

§ не гарантирует право на труд и доход, воспроизводит социальное неравенство, не обеспечивает социальной защиты населения;

§ не обеспечивает мотивацию фундаментальных научных исследований, реализует уже готовые научно–технические достижения, но не выделяет средства на исследования, необходимые для развития общества в перспективе;

§ не распространяется на те виды деятельности, которые не являются исключительно коммерческими (наука, образование, культура, убыточные производства);

§ ориентирован не на производство социально–необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги;

§ подвержен нестабильному развитию с рецессионными (спад или замедление темпов роста) и инфляционными процессами.

Решение большинства из этих проблем ложится на государство.

Структура рынка – это внутреннее строение и связи отдельных элементов рынка (рис.2).

Структуру рынка классифицируют по следующим критериям:

§ по экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый рынок;

§ по географическому положению различают местный, регио­нальный, национальный и мировой рынки;

§ по степени ограничения конкуренции: рынок совершенной конкуренции (рынок, где цены определяются независимо от воли покупателей или продавцов) и рынки несовершенной (ограниченной) конкуренции (на которых либо продавец, либо покупатель, либо и тот и другой могут существенно влиять на цены и, следовательно, определять их с целью извлечения выгоды) (Табл. 1)

§ по отраслям различают такие рынки, как автомобильный, зерновой и т.п.;

§ по характеру продаж – оптовый и розничный рынки;

§ по месту создания продукта – внутренний и внешний рынки.

§ по степени регулируемости – регулируемый и нерегулируемый;

§ по уровню насыщения – равновесный, избыточный, дефицитный;

§ по соответствию законодательным нормам – легальный, нелегальный ("черный") рынок.

Инфраструктура – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рынка.

Различают инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и трудового.

Инфраструктуру товарного рынка представляют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы не биржевого характера.

Мало просто произвести товар, необходимо довести его до потребителя, поэтому сфера обращения является неотъемлемым элементом рынка. Сферой обращения называется область деятельности, связанная с движением экономического продукта от производителей к потребителям.

В сфере обращения продукт меняет собственника, т. е. переходит из рук продавца, в руки производителя. Соответственно необходим посредник в товарно-денежных отношениях – торговля, т. е. деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи.

Выделяют оптовую и розничную торговлю, причем, как правило, в оптовой торговле цены ниже, чем в розничной.

Торговая деятельность, направленная на получение дохода за счет выгодной для продавца продажи товара, называется коммерцией .

Торговлю можно осуществлять в магазинах, на аукционах и ярмарках, а также на товарных биржах.

Магазин (от франц. magazin – хранилище, склад, амбар) – помещение для хранения и продажи товара. Здесь осуществляется, в основном, розничная торговля.

Аукцион (от лат. auctio – публичные торги) – продажа товаров на условиях состязательности между покупателями.

Ярмарки (от нем. yahrmarkеt – ежегодный рынок) – регулярно, периодически организуемый рынок, который функционирует в определенном месте в установленное время.

Товарная биржа – это организованный рынок материальных, вещественных объектов: сырья, оборудования, зерна, металла. Причем существует как специализированные биржи, на которых продается один определенный товар или группа товаров, а также – универсальные товарные биржи, где представлены разнообразные товары.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Фондовые биржи – рынок ценных бумаг, на котором заключаются сделки по их купле-продаже с установлением цены.

Валютная биржа – на ней торгуют крупными партиями иностранной валюты.

Банковская система состоит из различных разновидностей банков:

Коммерческий банк – юридическое лицо, осуществляющее банковские операции на коммерческой основе.

Эмиссионный банк – банк, имеющий монопольное право на выпуск банковских билетов. Национальный банк страны является эмиссионным.

Универсальный банк – кредитное учреждение, выполняющее все основные виды банковских операций (кроме эмиссии банкнот): депозитные, кредитные, фондовые, расчетные.

Специализированный бан к – банк, выполняющий отдельные операции или обслуживающий отдельных клиентов. Такими банками являются инвестиционные, сберегательные, торговые, сельскохозяйственные, внешнеторговые, ипотечные и др.

Сберегательный банк – кредитное учреждение, специализирующееся на привлечении денежных сбережений и временно свободных денежных средств населения.

Инвестиционный банк – финансовая организация, специализирующаяся на операциях с долгосрочными вложениями преимущественно в сфере создания новых основных фондов.

Внешнеторговый банк – специализированный банк, осуществляющий кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов.

Венчурный банк – банк, осуществляющий кредитование «рисковых» проектов (разработки с неопределенным эффектом и др.).

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т.д.

Биржа труда выступает посредником между нанимателями и нанимающимися на работу, здесь производится организация купли-продажи рабочей силы как специфического товара.

Анализ спроса и предложения – первый шаг на пути изучения механизма рынка и поведения экономических субъектов. Спрос на товары и услуги выражает интересы покупателей и их желание купить данные товары и услуги. Предложение характеризует интересы и желания продавцов продавать произведенные товары и услуги.

Соотношение спроса и предложения играет важную роль в рыночном регулировании: растет спрос, растет цена. Это сигнал к расширению производства. Падает цена – сигнал к сокращению производства. Таким образом, стихийные действия предпринимателей приводят к установлению оптимальных экономических пропорций и баланса спроса и предложения. Так действует регулирующая «невидимая рука» рынка.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

§ выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить;

§ уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

§ дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

§ вымывать неконкурентоспособные предприятия и свертывать устаревшие производства.

Современная рыночная экономика лучше, чем другие системы, приспособлена для использования достижений НТП, интенсификации производства, более полного удовлетворения потребностей общества. Рынок наиболее полно использует побудительные мотивы (стимулы) к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

 


Недобросовестная конкуренция – нечестные (незаконные, неэтичные) или наносящие ущерб методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции (хищническое поведение на рынке).
Ценовая конкуренция – один из видов конкуренции, который связан с непосредственным использованием цен для достижения лучших экономических условий сбыта, завоевания рынка. Включает: маневрирование ценами; скидки; занижение цен и пр.
Неценовая конкуренция – это конкурентная борьба в условиях, когда определяющим фактором выбора потребителя является качество товара, его марка, уровень сопутствующих услуг, интенсивность рекламы.
Добросовестная конкуренция – это методы конкурентной борьбы не нарушающие принятые на рынке нормы и правила конкуренции. Два основных способа добросовестной конкуренции: низкие цены и более высокое качество.

 

 


 

 

Рис.1.

 


РЫНОК
Свободный
Монополистический
Монопольный
Олигополистический
Структура
Программистов
Менеджеров
Врачей
Рабочих
Работников социальной сферы
Чиновников
Рынок труда
Финансовый рынок
Ценных бумаг
Валютный
Инвестиций, денежного капитала
Товарный рынок
Средств производства
Продовольственных товаров
Промышленных потребительских товаров
Бытовых, коммунальных, информационных услуг
Недвижимости
Непроизводственных зданий
Жилья
Инноваций
Земли
Духовного, интеллектуального продукта
Биржи труда
Комитеты занятости
Профсоюзы Комиссии занятости Центры повышения квалификации Комиссии занятости Подразделения социальной поддержки Центры переквали- фикации
ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА
Макро уровень
Товарные биржи
Фондовые и валютные биржи
Торговые палаты
Банки, финансовые фонды, страховые предприятия
Ярмарки Магазины Супермаркет Бензоколонки Производственные предприятия Торговые базы, Предприятия услуг И др.
Оптовые базы
Аудиторские компании Консультационные компании Предприятия инвестиций и сбережений Пункты обмена валют
Средний уровень
Микро уровень

 

 


Рис. 2. Структура и инфраструктура рынка

Таблица 1. Классификация рынков по конкурентным признакам

Кол-во продавцов Кол-во покупателей 1. много 2. несколько 3. один
1.1.2. монополистическая конкуренция
1. много

1.1.1. совершенная конкуренция
1.1. полиполия

 

 

1.2. олигополия 1.3. монополия
2. несколько 2.1. олигопсония 2.2. двухсторонняя олигополия 2.3. ограниченная монополия
3. один 3.1. монопсония 3.2. ограниченная монопсония 3.3. двухсторонняя монополия

 

1.1. Полиполия Рыночная ситуация, при которой существует значительное число небольших продавцов и покупателей. При этом, если товар является однородным, то полиполия представляет собой рынок совершенной конкуренции, а если товар является дифференцированным(неоднородным), то полиполия представляет собой рынок монополистической конкуренции.
1.1.1. Совершенная конкуренция   тип рыночной структуры, включающей следующие характеристики: 1. большое количество независимо действующих фирм и покупателей; 2. однородность продукта; 3. свободный вход и выход фирм на рынок; 4. совершенная информированность продавцов и покупателей о состоянии рынка.
1.1.2. Монопо-листическая конкуренция характеризуется следующими особенностями: 1. большое количество независимо действующих фирм и покупателей; 2. дифференциация продукта; 3. свободный вход на рынок и выход с него фирм.
1.2. Олигополия   тип структуры рынка, характеризующийся следующими признаками: 1. малое число фирм и большое число покупателей; 2. однородные или дифференцированные продукты; 3. труднодоступный вход на рынок.
1.3. Монополия   тип структуры рынка характеризующийся следующими чертами: 1. на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству мелких, действующих независимо друг от друга покупателей; 2. отсутствие товаров – заменителей; 3. вход новых фирм ограничен.
2.1. Олигопсония форма концентрации покупателей, при которой небольшое количество крупных покупателей противостоит многим производителям.
3.1. Монопсония форма концентрация покупателей, когда один покупатель противостоит большому числу мелких производителей.
3.3. Двухсторонняя монополия Рынок, на котором единственному продавцу (монополисту) противостоит единственный покупатель (монопсонист)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.99.58 (0.011 с.)