Отдача от факторов производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отдача от факторов производства



Поскольку ограниченность ресурсов не устранима, то решающее значение играет отдача от факторов производства. Пусть применяемый капитал постоянен, а затраты труда увеличиваются (рис. 2). С увеличением затрат труда выпуск продукта увеличивается. Увеличение выпуска продукта сопровождается уменьшением прироста продукта, получаемого при использовании дополнительных единиц труда, так как все более сказывается недостаток капитала.

А
MPL
B
Da1
ΔL
ΔL
ΔL
ΔL
L
Da2
Da3
Da5
Da4
ΔL
MPL = ¦(L) при К = const

 

Рис. 2. Предельный продукт труда MPL

AB – кривая предельного продукта труда; MPL – предельный продукт труда (предельная производительность труда).

Предельным продуктом труда MPL (marginal product of labor) или предельной производительностью труда называется дополнительный продукт, полученный в результате использования дополнительной единицы труда при неизменной величине капитала.

, при K=const; или

При последовательном увеличении затрат труда проявляется закон убывания предельного продукта труда или предельной производительности труда (рис.2.).

Теперь допустим, что затраты труда постоянны, а применяемый капитал увеличивается (рис.3). Существует аналогичная зависимость выпуска продукта от затрат капитала при постоянных затратах труда. По мере увеличения применяемого капитала увеличивается создаваемый продукт. Однако, дополнительный прирост выпускаемого продукта, получаемый за счет использования дополнительных единиц капитала, уменьшается, так как все более сказывается недостаток труда.

Предельным продуктом капитала MPK (marginal product of capital) или предельной производительностью капитала называется дополнительный продукт, полученный в результате использования дополнительной единицы капитала при неизменной величине труда.

, при L=const; или

При последовательном увеличении затрат капитала проявляется закон убывания предельного продукта (предельной производительности) капитала (рис.3).

А
MPК
B
Da1
ΔК
ΔК
ΔК
ΔК
К
Da2
Da3
Da4
ΔК

 

 

Рис.3. Предельный продукт капитала

АВ – кривая предельного продукта капитала; MPk – предельный продукт капитала (предельная производительность капитала).

ТЕМА: Понятие рынка

Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных отношений и финансово-кредитной системы.

Условия возникновения и эффективного функционирования рынка:

§ общественное разделение труда (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесел, возникновение купечества, специализация производств) и рост производительности;

§ появление обмена и его расширение; возникновение денег;

§ экономическая обособленность производителей на базе частной, а затем и общественной собственности;

§ самостоятельность производителя, свобода предпринимательства;

§ многообразие форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной);

§ всемерное развитие акционерной формы собственности, которая мобилизует капиталы, демократизирует экономику, превращает более широкие слои населения в совладельцев собственности;

§ создание рыночной инфраструктуры (товарных, фондовых и валютных бирж, предприятий оптовой и розничной торговли, маркетинговых организаций, бирж труда, организаций подготовки кадров, банковской системы);

§ ограничение деятельности государства по управлению экономикой рамками, очерченными рыночной экономикой.

Сущность рынка находит свое отражение в его главных экономических функциях. Можно назвать следующие функции рынка: информационная, посредническая, распределительная, ценообразующая, санирующая, регулирующая.

Основные функции рынка:

1) информационная функция дает возможность провести анализ различного рода экономических показателей: уровня цен, доходности, процентной ставки, средней заработной платы и т.д.;

2) регулирующая функция заключается в том, что через рынок решаются три вопроса: что производить, как производить, для кого производить, т.е. происходит регулирование общественного производства;

3) посредническая функция, т.е. рынок устанавливает связь производителя с потребителем;

4) стимулирующая функция. Рынок осуществляет экономическое стимулирование эффективности производства, побуждение производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; стимулирование научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики;

5) ценообразующая функция проявляется, когда цена на рынке колеблется под взаимодействием спроса и предложения;

6) контролирующая функция заключается в том, что рынок дифференцирует производителей, в условиях конкуренции идет постоянная борьба за выживание, где остается на рынке только производитель, который продает товар по цене выше, чем издержки изготовленной продукции. Получается, что на рынке остаются только фирмы, действующие эффективно. В результате повышается устойчивость всей экономики.

Конкуренция и ее виды

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Отраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат, рост производительности, технический прогресс и повышение качества. Межотраслевая конкуренция, за счет перелива капиталов, формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует развитие перспективных отраслей, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, динамичную пропорциональность в развитии отдельных регионов, областей, территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции интернационализации и роста интеграционных процессов в экономике.

В этих условиях экономический эгоизм будет заставлять предприятия выпускать продукты, которые нужны поку­пателям, и делать это по максимально низкой цене. Они будут делать это, думая не об интересах общества, а пытаясь превзойти своих конкурентов и получить макси­мум прибыли. Но этот эгоизм принесет пользу обществу тем, что обеспечит больше товаров и услуг лучшего ка­чества и по более низким ценам. Именно конкуренция побуждает пекаря печь хороший хлеб, скотовода произ­водить хорошее мясо, а пивовара варить крепкое пиво. Именно в условиях конкуренции выживают только луч­шие производители, которые снабжают потребителей тем, что они хотят иметь.

Виды конкуренции представлены на рис.1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.5.73 (0.018 с.)