Равновесие фирмы на рынках ресурсов. Спрос на ресурсы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равновесие фирмы на рынках ресурсов. Спрос на ресурсы



Различия между рынком ресурсов и рынком товаров состоят в следующем:

1. Фирма на рынке ресурсов выступает покупателем. С учетом ее цели, анализ спроса фирмы на ресурсы ведем исходя из максимизации прибыли.

2. Спрос фирмы на ресурсы носит производственный характер и зависит от спроса на товар или услуги (спрос фирмы на кожу зависит от спроса на обувь).

Эти различия не отвергают общих закономерностей спроса на ресурсы.

Пра­вило выбора оптимального сочетания факторов производства: для максимизации прибыли фирме следует увеличивать количе­ство фактора до тех пор, пока предельный продукт фактора в денежном выражении превышает предельные издержки или цену фактора производства.

Дополнительный продукт, полученный от использования до­полнительной единицы ресурса, называется предельным про­дуктом МР — marginal product. Прирост дохода фирмы от реа­лизации дополнительного продукта называется предельной до­ходностью (производительностью) ресурса MRP — marginal revenue product. MRP еще называется предельным продуктом в денежном выражении и рассчитывается по формуле:

MRP = MP x MR, где: MP – предельный продукт; MR – предельный доход.

Графически MRP – это кривая спроса, с которым имеет дело фирма на рынке товара. Она имеет отрицательный наклон и отражает убывающую производительность ресурса.

Второе обстоятельство, учитываемое фирмой при покупке новой единицы ресурса, издержки на закупку новой единицы ресурса. Они называются предельными издержками ресурса – MRC. На величину издержек влияют цены ресурса. Цены зависят от типа рынка.

Qрес
Ррес
QЕ      
MRC
MRP
Е
РЕ
На совершенно конкурентном рынке факторов цена ресурса постоянна и устанавливается рынком. Графически MRC – горизонтальная линия. Для фирмы-покупателя кривая предложения S(Ps) – это кривая ее предельных издержек MRC. Она совпадает с кривой средних издержек AC. Выбор объема используемых ресурсов определяется равенством MRP=MRC (рисунок 2).

 

 

Рис. 2

Если MRP > MRC, то фирма еще может увеличивать закупки ресурсов, так как доход от каждой единицы ресурса больше издержек на его использование. Если MRP < MRC, то увеличение ресурса не выгодно. Условием максимизации прибыли фирмы будет равенство MRP = MRC. Это равенство справедливо для любого рынка ресурсов, независимо от того, является ли он конкурентным или монопольным.

Однако, кривые MRP для конкурентной и монопольной фирм различны. На совершенно конкурентном рынке готовых товаров фирма продает всю продукцию по одной цене. Если она увеличит объем ресурса, то MRP снизится, так как действует закон убывающей производительности ресурса: MRPC = MRxMP,

где: MR = P, поэтому MRPC = РxMP

На монопольном рынке готовых товаров, фирма–монополист может увеличить объем реализации лишь при условии уменьшения цены товара. Это приводит к тому, что MR<P, а это значит, что MRPм = MRxMP будет иметь более крутой наклон (рисунок 3), чем для конкурентной фирмы, так как в этом случае снижается не только производительность ресурса, но и цена: (MRPм = MRxMP) < (MRPC = MPxP),

где: MRPм, MRPC – предельная доходность (производительность) ресурса монопольной и конкурентной фирм. Это обстоятельство определяет количество ресурса, используемое фирмой.


Qрес  
Ррес  
MRPC
MRPм

 


Рис. 3

Qрес
Ррес  
Ррес    
MRPm
MRС
MRPc= Ррес
Qm
Qc
График количества ресурса, используемого конкурентной и монопольной фирмами, приводится на рисунке 4:

 

Рис. 4.

Фирма–монополист использует ресурса меньше, чем конкурентная (Qm<Qc) при той же цене ресурса. При этом наблюдается недоиспользование ресурсов и выпускается меньше продукции.

До сих пор мы говорили о выборе объема одного ресурса, при постоянном объеме остальных ресурсов. В долгосрочном периоде все ресурсы являются переменными. Рассмотрим выбор сочетания ресурсов (K,L), максимизирующего прибыль фирмы, выпускающей Q единиц товара (рисунок 5).

K
L
Q
K1     K2     K3
Q1 Q2 Q3
 
 
 

 

 


 

Рис. 5

Объем производства, при котором максимизируется прибыль, определяется условием MR=MC. Применительно к рынку ресурсов условием максимизации будет такое соотношение между затратами на ресурс и доходами от его использования, когда цена ресурсов, будет равна предельной доходности ресурсов:

PL = MRPL, PK = MRPK, …

При использовании ресурсов на конкурентных рынках фирма закупает такое, максимизирующее прибыль сочетание ресурсов, при котором выполняется приведенное выше и следующее равенство:

То есть, когда отношение предельных доходностей ресурсов к их ценам равны между собой. На рисунке 6 это точка касания изокостой С изокванты Q.

Q
C
L
K
E

 

 


Рис. 6

С увеличением используемого труда MRPL убывает, с увеличением использования капитала – MRPK убывает. Суммарная производительность факторов в любой точк изокванты одинакова. Наклон кривой Q отражает соотношение производительностей используемых факторов MRPK / MRPL. Наклон изокосты С характеризует соотношение цен на факторы PK / PL. В точке Е:

Эта точка показывает оптимальное сочетание ресурсов (K,L), при котором фирма максимизирует прибыль, производя объем продукции Q.

При падении цен на оборудование фирма увеличит выпуск продукции. Это приведет к росту спроса на все ресурсы, включая и труд. При этом:

1) Из-за снижения цен на оборудование, фирма будет заменять подешевевшим ресурсом другие, относительно дорогие ресурсы. Будет работать эффект замещения.

2) Из-за роста объема производства возрастет спрос на все ресурсы. Будет работать эффект масштаба производства.

Эффекты замещения и масштаба действуют в противоположных направлениях: при снижении цен на оборудование эффект замещения снижает спрос на труд, а эффект масштаба – увеличивает. В зависимости от силы этих эффектов возможны два случая:

1) Если эффект замещения сильнее эффекта масштаба, то изменение цены ресурсозаменителя (например, уменьшение PK) вызывает изменение спроса (на L) в том же направлении.

2) Если эффект масштаба больше эффекта замещения, то изменение цены ресурсозаменителя (например, уменьшение PK) вызывает противоположное изменение спроса (на L).

Все сказанное справедливо для производства товара, в котором ресурсы (К, L) взаимозаменяемы. Если ресурсы взаимодополняющие (рост К требует роста L и их нельзя замещать друг другом), то снижение цены на оборудование приведет к росту спроса как на К, так и на труд (из-за эффекта объема). При повышении цены на капитал эффект объема производства вызовет уменьшение спроса на труд. Таким образом, изменение цены взаимодополняющего ресурса приводит кпротивоположно направленному изменениюспроса на ресурс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.011 с.)