Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Дотирование производителейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D1 и S1. Равновесный объем продаж составлял Q1, а равновесная цена – р1. Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V руб. в расчете на единицу продукции, что приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз (теперь производители согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V руб. ниже р1). В результате объем продаж увеличивается до Q2, цена для покупателей снижается до , цена, фактически получаемая производителями, повышается до . Излишек потребителей возрос на величину площади трапеции , излишек производителей возрос на величину площади трапеции . Таким образом, суммарный излишек возрос на величину площади фигуры . Однако общая сумма дотации равна площади прямоугольника и превышает прирост суммарного излишка на величину, равную площади треугольника . Эта величина представляет чистые потери общества, вызванные перераспределением ресурсов из других отраслей в производство данного товара, в котором они используются с относительно меньшим эффектом[1]. II. Субсидирование потребителей Помимо использования налогов и дотаций, государство может применять и гораздо более грубые методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены.
Рис.8. Последствия, возникающие при субсидировании потребителей
Квотирование Квотирование – это административный способ воздействия на рыночное предложение с целью ограничения его объема посредством законодательного установления квот в виде ограничения производственных мощностей или допустимого объема продукции. I. Квоты по ограничению производственных мощностей направлены на сокращение рыночного предложения и используются с целью поддержания определенного уровня цен. Это может достигаться путем регулирования численности производителей – выдачи ограниченного числа лицензий на торговлю спиртным, перевозки грузов и пассажиров или применения финансовых стимулов для сокращения производителями производственных мощностей: выплаты сельхозпредприятиям за сокращение посевных площадей. Для анализа последствий введения квоты воспользуемся рисунком 9.
Рис.9. Ограничение объема рыночного предложения и его последствия
При спросе D и предложении S рыночное равновесие достигается при цене p* и объеме Q*. Так как введение квот связано с установлением предельного объема рыночного предложения, то это означает, что после введения квоты размером QK рыночное предложение уже никак не будет реагировать на изменение цены, то есть становится абсолютно неэластичным. В этом случае кривая предложения принимает вид ломаной линии SK с восходящим и вертикальным участками. Когда рыночное предложение ограничивается объемом QK, то в соответствии с рыночным спросом D цена поднимается до pK. Сокращение объема и рост цены в результате введения квоты однозначно указывают на сокращение в излишке потребителей на величину, равную сумме площади фигур А и В. Излишек производителей сократился на площадь треугольника С, но увеличился на площадь прямоугольника А, то есть изменения в его излишке равны . Когда государство будет регулировать рыночное предложение, ограничивая количество выдаваемых лицензий, изменение совокупного излишка составит: , то есть сократится на . Если же государство применит компенсационные выплаты, то для того, чтобы обеспечить сокращение производителями выпуска до QK, ему придется осуществить производителям выплаты в размере , компенсирующие ту потенциальную выгоду, которую могли бы получить производители, осуществляя предложение в соответствии с ценой pK. Выгоды, извлекаемые при этом производителями, очевидны: Тем не менее, суммарное изменение в совокупном излишке общества будет отрицательным: Но независимо от применяемого типа квотирования возникающий между уровнем сформировавшейся после введения квоты цены pK и возможностями предложения S разрыв создает благоприятную среду для формирования «теневого рынка», потенциальный объем которого равен . II. Квоты, по ограничению объема продукции используются для защиты внутреннего рынка (импортные квоты) с целью поддержания национальных производителей. Их применение приводит к последствиям, сходным с теми, которые имеют место в случае применения лицензирования, с той лишь разницей, что эти последствия относятся только к части рыночного предложения, представленного импортом, а объем «теневого рынка» будет представлен контрабандой. Рис.10. Последствия применения импортных квот в сравнении с тарифами
Рисунок 10 показывает, что введение импортной квоты размером QK приведет к росту цен на импортную продукцию до pK. Так как при внешней торговле существенным является характер перераспределения стоимостных активов между странами, мы будет использовать в анализе не изменения в излишках, а изменения в распределении рыночной стоимости. Что касается потребителей, то в результате роста цены их расходы на приобретение блага объемом QK возрастут по сравнению с тем, что они заплатили бы до введения квоты на величину, равную , которая на рисунке 10 представлена площадью прямоугольника А, – это прирост выручки импортеров. Но введение квоты сократило объем продаж с Q* до QK, и выручка импортеров сократилась на величину , отраженную прямоугольником Е. Итоговое изменение (увеличение или снижение) совокупной выручки импортеров будет определяться разницей между величинами А и Е, также зависящими от эластичности спроса и предложения. Чем менее эластичным будет спрос в сравнении с предложением, тем более вероятным будет превышение прироста выручки импортера над ее сокращением. Государство может добиться ограничения импорта на уровне QK, если вместо квоты введет таможенную пошлину величиной TИ. Предложение импорта сместится в положение , и рыночный результат будет тот же, что и при введении квоты размером QK. Расходы потребителей увеличатся на величину, представленную прямоугольником А. Выручка импортеров увеличится на величину А и сократится на величину, представленную площадью Е. Принципиальное отличие в случае применения импортного тарифа заключается в том, что импортерам придется выплатить государству пошлину размером , которая представлена затемненным прямоугольником. Размер выплат превышает прирост выручки импортеров, и их чистые доходы сократятся. Целесообразность применения квот: при неэластичном спросе эффект сокращения импорта при применении тарифа крайне незначителен. Поэтому когда перед национальной экономикой стоят чисто протекционистские цели (ограждение национальных производителей от иностранной конкуренции), более эффективным инструментом внешнеторгового регулирования является квотирование. МИКРОЭКОНОМИКА Тема: Теория спроса
Анализ спроса и предложения – первый шаг на пути изучения механизма рынка и поведения экономических субъектов. Спрос на товары и услуги выражает интересы покупателей и их желание купить данные товары и услуги. Предложение характеризует интересы и желания продавцов продавать произведенные товары и услуги. Спрос (англ. demand) – количество товара, которое покупатели готовы приобрести в определенный промежуток времени при данных условиях. Величина спроса – это количество товара, которое покупатели хотят и могут себе позволить приобрести по данной цене. Функцией спроса от цены Qd(р) называют зависимость величины спроса от цены при прочих равных условиях. Эта зависимость может быть задана графически, таблично или аналитически. График этой зависимости называется кривой спроса. Каждая точка на кривой спроса показывает совокупное количество товара, которое приобретут все покупатели при разных уровнях цен. Табличное представление этой зависимости называется шкалой спроса. Например, спрос на ботинки можно представить в виде шкалы спроса так:
Рис. 1 Кривая спроса
Обратная линейная функция спроса (изменение цены в зависимости от изменения величины спроса): .
Рис. 2.
Закон спроса: при прочих равных условиях, чем меньше цена, тем больше величина спроса, и, наоборот, чем больше цена, тем меньше величина спроса. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон. Экономисты считают, что практически для всех товаров кривая спроса понижается слева направо. Именно поэтому такая ее конфигурация принимает статус закона или принципа, поскольку он многократно подтверждается в реальной действительности. Исключения настолько редки, а те явления, которые имеют место в хозяйственной практике, могут быть охарактеризованы не иначе как "парадоксы" закона спроса. Закон спроса объясняется также эффектами дохода и замещения. Эффект дохода заключается в том, чтопри более низкой цене покупатель может позволить себе купить больше товара, как будто у него увеличился доход. Эффект замещения заключается в том, что при более низкой цене покупатель стремится купить более дешевый товар вместо аналогичного дорогого. Пример: снижение цены на говядину повышает покупательную способность покупателя, позволяя купить больше говядины (эффект дохода). При этом ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят, рыбы (эффект замещения). Изменением величины спроса называют изменение количества товара или объема услуг, которое потребители готовы (хотят и могут себе позволить) приобрести при данной цене, вызванное изменением цены. Графически это изображается движением вдоль фиксированной кривой спроса. Изменением спроса называют сдвиг кривой спроса, вызванный действием какого-либо фактора спроса (детерминанты спроса). Неценовые факторы (детерминанты) спроса. Спрос изменяется в зависимости от тех факторов, которые обычно выступают в роли «прочих равных условий». Эти факторы принято называть неценовыми факторами спроса или детерминантами спроса. Увеличение спроса – сдвиг кривой спроса вправо, уменьшение – сдвиг влево. Основные факторы спроса, определяющие сдвиги кривой спроса, таковы: § количество потребителей; § цены на сопряженные товары; Сопряженные товары: 1. Заменители (взаимозаменяемые товары, субституты) – это товары, для которых рост цены одного при неизменности спроса на него вызывает рост спроса на другой. Снижение цены на один товар влечет за собой увеличение спроса на него и, следовательно, уменьшение спроса на товар-заменитель. Это товары, выполняющие одинаковые функции. 2. Сопутствующие товары (взаимодополняющие товары, комплементы) – это товары, для которых рост цены одного при неизменности спроса на него вызывает снижение спроса на другой. Это товары используемые в комплекте. Автомобили и бензин, компьютеры и труд программистов, проигрыватели и компакт-диски – все это дополняющие товары. Рост цен на бензин уменьшает спрос на автомобили, тем самым, понижая их цену. § доходы потребителей; Доход как фактор спроса. Нормальные товары и товары «низшего порядка». Доход обычно при прочих равных условиях влияет на спрос положительно – чем больше доход, тем больше спрос. Объяснение очевидно: при увеличении доходов люди при той же самой цене готовы купить больше товаров, чем до увеличения доходов. Так как это верно при любой фиксированной цене, то означает сдвиг кривой спроса вправо (что графически выглядит как сдвиг вправо и вверх). Рис. 3. Реакции функции спроса на нормальные товары на изменение дохода
Товары, спрос на которые в любом случае реагирует так, как показано на рис. 3, получили в теории название «нормальных». Товары, спрос на которые снижается с ростом доходов потребителей, получили в экономической теории название товаров «низшего порядка» (инфериорных или «низкокачественных»). Такие товары, как хлеб, картофель, крупы, низкосортное мыло и многие другие товары «первой необходимости», с ростом дохода могут вытесняться более качественными товарами. Поэтому спрос на товары «низшего порядка» с ростом дохода падает. § вкусы потребителей; § потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов; § фактор времени. Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара. Индивидуальный и рыночный спрос. Если имеется спрос на некоторый товар в пунктах А и В (индивидуальный спрос), то суммарный (рыночный) спрос будет равен сумме спроса в этих пунктах:
ТЕМА: Эластичность спроса Эластичность спроса по цене Эластичность спроса по цене (прямая эластичность) – это чувствительность величины спроса на товар к изменения цены товара. Она оценивается коэффициентом эластичности. Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, насколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. В идеале с его помощью можно рассчитать количество товара, востребованное рынком при разных уровнях цен. Знак коэффициента эластичности спроса по цене отрицательный, так как изменения DQ положительны при Dр отрицательных (то есть DQ и Dр движутся в противоположных направлениях). Поэтому величину коэффициента берут по абсолютной величине.
Рис. 4 Эластичным называется спрос при |Ed| > 1, а неэластичным — при |Ed| < 1. При |Ed| = 1 спрос обладает единичной эластичностью по цене. Абсолютно эластичным называют спрос, если , а абсолютно неэластичным, когда |Ed| = 0.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.162 (0.012 с.) |