Экономические последствия монополизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические последствия монополизма



Если для монополиста наиболее выгодны цена PМ и количество QМ, то совершенный конкурент выпустил бы Qc единиц товара по цене Pc, равной предельным издержкам и минимуму АТС.

1. То есть монополист будет продавать меньший объем товара (QМ < Qc), по большей цене (PМ > Pc), чем совершенный конкурент, для которого минимизируются средние валовые издержки (АТС). Монополист недоиспользует ресурсы из-за ограничения объема выпуска.

2. Слабые мотивации к развитию НТП из-за отсутствия конкуренции - нет стимулов к внедрению достижений НТП.

3. Монополии способствуют неравенству в распределении доходов, устанавливая более высокую цену и «облагая частным налогом» потребителей, они получают экономическую прибыль.


 

P
Q
AR=MR
D
QF
ATC
MC
QR
MR
PR
PF
PC
QC
R
F
C
QМ
PМ
М
  Рис. 5. Сравнительный анализ монопольного и конкурентного равновесия.

 


Монопольные отрасли подлежат государственному регулированию во многих странах. Монополия работает на эластичном участке кривой спроса, где АТС еще снижаются. При MR=MC получаем PМ и QМ, максимизирующие прибыль монополиста. Эта цена способствует неравенству доходов и недоиспользованию ресурсов. Государство пытается установить максимальную цену, равную предельным издержкам в точке пересечения MC и D (точка R). Такая цена вызовет более эффективное распределение ресурсов, но повлечет за собой убытки и потребует постоянных государственных дотаций монополисту. Цена, обеспечивающая «справедливую» прибыль и соответствующая точке (F) пересечения кривых D и ATC, позволит монополисту вести безубыточное производство, но не исправит полностью недоиспользование ресурсов.

Политика антимонопольного регулирования

 

Рис. 6

Система мер антимонопольного регулирования

Рис. 7

 


Тема: «Рынок монополистической конкуренции»

 

 

Монополистическая конкуренция: определение, характерные черты

Это рыночная структура, в которой множество фирм продают неоднородный (дифференцированный) продукт на одном рынке.

Характерные черты:

1. У фирмы малая доля рынка и, следовательно, ограниченный контроль над рыночной ценой; сговор фирм с целью искусственного повышения цен почти невозможен.

2. Нет взаимной зависимости фирм; каждая фирма сама определяет свою политику.

3. Существует дифференциация товара в различных формах: по качеству; по услугам и условиям продажи товара (упаковка, продажа в кредит, со скидками); по рекламе; использованию товарных знаков и марок; по размещению в городе торговых точек.

4. Продавцы и покупатели связаны не стихийно, как на рынке чистой конкуренции, а через систему предпочтений, основанную на неценовой конкуренции.

5. Вступление в отрасль легкое, так как эффект масштаба и требуемый капитал невелики.

6. Примеры отраслей, соответствующих понятию монопольной конкуренции: магазины, бензозаправочные станции, книгоиздание, производство одежды, мебели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.147.4 (0.005 с.)