Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «экономические блага и их классификация»

Поиск

Потребность – это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития.

Потребности — это виды продукции, товаров, услуг, вещей, творческой деятельности, в которых нуждаются люди, которые они желают, стре­мятся иметь, потреблять, использовать; это вну­тренний побудитель активности.

К потребно­стям относят не только то, что приносит людям пользу, необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются людьми в силу сложившихся привычек и получаемого ими удовольствия, удовлетворения.

В марксистской теории обычно выделяют три группы потребностей:

· материальные,

· социальные

· духовные.

На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных потребностей – в пище, одежде, жилье. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами (ремонт автомобиля, консультация юриста или врача).

Социальные потребности обусловлены общественной приро­дой человека.

Духовные потребности удовлетворяются в занятиях наукой, искусством, в получении образования, в нравственном совершенствовании и пр. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которые получает человек.

По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей, которые связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Они могут быть и материальными, и духовными, но главное то, что они носят общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.

В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского ученого А. Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:

· физиологические (биологические) потребности (еда, питье и т. д.);

· в безопасности (защита от боли, страха и т. д.);

· в социальных связях (любовь, участие в группах по интересам);

· самоуважение (достижение цели, признания);

· в самоактуализации (реализация способностей и т. д.).

Согласно А. Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние – к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.

Степень удовлетворения потребностей определяется уровнем развития двух сфер: к первой относится материальное производство, ко второй – нематериальное.

Потребности разделяются на биологические и социальные, последние обусловлены общественной приро­дой человека. Кроме того, различают насы­щаемые и ненасыщаемые потреб­ности.

Источником удовлетворения потребностей является благо.

Разные авторы по-разному его определяют. Одни из них ограничивают понимание блага вещами и предметами. Другие относят к благам не только продукты труда, но и дары природы. Наиболее распространенным является мнение, определяющее благо как любой положительный эффект, удовлетворяющий потребность человека.

Благо – это любая полезность (предмет, продукт труда, услуга), удовлетворяющая определенную человеческую потребность.

В экономической литературе имеется сложная система классификации благ. В зависимости от критериев, положенных в ее основу, блага подразделяются на:

· материальные и нематериальные;

· экономические и неэкономические;

· настоящие и будущие;

· прямые и косвенные;

· товары и услуги;

· потребительские блага и производственные ресурсы (по степени удаленности от конечного потребления);

· по длительности использования – на кратковременные и долговременные;

· по характеру потребления – на частные и общественные;

· взаимодополняющие, взаимозаменяющие, нейтральные.

Материальные блага – это:

· дары природы – земля, воздух;

· продукты производства – здания, машины, продукты питания.

Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека:

здравоохранение; искусство; театры; музеи; образование.

Нематериальные блага делятся на:

· внутренние – даны человеку от природы и он развивает их (музыкальный слух – игра, исполнение, голос – пение);

· внешние – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (деловые связи, протекция и т. д.).

В основе деления благ на экономические и неэкономические лежит соотношение между имеющейся потребностью в благах и доступным их объемом, находящимся в распоряжении.

К экономическим благам относятся те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т. е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями. Это связано с редкостью ресурсов.

Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без усилий человека (воздух, вода и т. д.). Эти блага существуют в природе «свободно» в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека.

Особое место среди благ, необходимых человеку, роль которых возрастает, занимают услуги.

Услуга – это целесообразная деятельность человека, результат которой проявляется в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности человека.

Специфика услуги заключается в том, что она не имеет вещественной формы, но является результатом деятельности человека, имеющим полезный эффект (торговля, банно-прачечное хозяйство, ремонтные работы и т. п.).

Общественные блага – блага, к которым имеют доступ все индивиды.

К общественным благам относятся: оборона, общественный порядок, пожарная безопасность, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п.

В противоположность частным благам общественные блага:

· неконкурентны – потребление такого блага одним человеком не сокращает количество блага, доступное другим;

· носят неисключающий характер, что не позволяет исключить кого-либо из пользования этими благами.

Эти характеристики не позволяют назначать плату за общественные блага, вследствие чего частный сектор оказывается не заинтересованным в финансировании их производства. Различают общенациональные и местные (локальные) общественные блага.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.86 (0.009 с.)