Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие экономической мысли в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Российская экономическая школа не содержит большого числа концепций. Причина не в том, что их не было, а в том, что они мало изучены и нечетко классифицированы. Отличительные черты российской экономической мысли следует искать в специфике российской цивилизации. Рассмотрим их. 1. В отличие от Запада в России сложились иные отношения государства и общества. Возникновение государства на Руси было связано (помимо прочих причин) с наведением порядка в хозяйственной жизни. Вера в добрые намерения государства питала научную мысль об укреплении национального хозяйства и регулирующей роли государства. Интерес к этим вопросам прослеживается еще с работ И. Посошкова (1652-1726) и по сей день. Его «Книга о скудости и богатстве» принадлежит к числу выдающихся произведений не только русской, но и мировой экономической литературы. Идея И. Посошкова о «невещественном» богатстве (законность, хорошее управление страной, которые сегодня называют «институтами»), дает основание считать И. Посошкова предтечей российского институционализма. Позднее, в XIX в., идею крепкого национального хозяйства и особой роли государства отстаивал С. Витте. В первые годы советской власти (20-30 гг. XX в.) необходимость государственного регулирования экономики доказывали Г. К. Кржижановский, Н. Д. Кондратьев и другие. 2. На формирование российской цивилизации оказали влияние географические условия расселения населения. Они способствовали созданию общинных форм организации труда и повлияли на формирование экономического мышления ученых, отвергавших частную собственность на землю и ратовавших за многоукладность экономики. Этим вопросам большое внимание уделял крупнейший ученый – экономист М. И. Туган-Барановский. Своими исследованиями в области проблем кооперации, предмета и метода политической экономии и других он обратил внимание европейских ученых на движение экономической науки в России. Последователями М. Туган-Барановского были П. Струве и Н. Кондратьев, который известен в мире созданной им в 20-е гг. XX в. теорией длинных волн. 3. Особого внимания заслуживает типично русское явление – народничество. Народники были первыми, кто подошел к обоснованию необходимости формирования в России рынка с опорой на создаваемую многоукладную экономику с использованием активной роли государства. 4. Заметное влияние на экономическую мысль России оказало православие, по понятиям которого богатство – это не меновые ценности, как в западной цивилизации, а духовные и нематериальные блага. 5. В российской цивилизации большую роль играло крестьянство. Поэтому одной из главных особенностей российской экономической мысли было изучение эволюции крестьянского хозяйства. Вклад в развитие этого вопроса в конце 1870-х гг. внесли князь Васильчиков и В. П. Воронцов. Большую научную работу в области экономики крестьянского хозяйства уже в советское время проделал А. В. Чаянов. Он доказывал преимущества мелкого крестьянского хозяйства по сравнению с крупным капиталистическим. 6. Самая важная черта российской школы – системный анализ экономических явлений. Он предполагает изучение экономики во взаимосвязи с культурой, социологией, историей, с политическими и юридическими нормами. В современной мировой науке этот подход только теперь утверждается. В российской школе он существовал изначально. Если в западной школе, начиная с А. Смита, во главе анализа стояли эгоистические побуждения «экономического человека», то русские экономисты начала XIX в. (Н. Мордвинов, А. Шторх, Т. Степанов и др.) рассматривали хозяйство как сложный организм, в котором интересы индивидуума переплетены с экономическими, техническими и демографическими факторами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.13 (0.028 с.) |