Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Равновесие фирмы на монопольном рынкеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рис. 1 В условиях чистой монополии границы отрасли и фирмы совпадают. Поэтому кривая спроса на продукт монополии аналогична кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон (чтобы продать больше монополист должен снижать цену). Средний доход монополиста, по определению (), а кривая среднего дохода совпадает с кривой спроса. Предельный доход монополиста (), напротив, всегда меньше цены (кроме случая Q = 1) , что принципиально отличается от ситуации совершенной конкуренции. Это происходит потому, что, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, он вынужден снижать цену на все единицы продаваемого товара, а не только на последнюю, т.е. MR = p – убытки от снижения цены на ранее произведенную продукцию. Графически кривая MR является более крутой, чем кривая AR (кривая среднего дохода совпадает с кривой спроса).
Валовой доход (в отличие от совершенной конкуренции) не увеличивается постоянным темпом вместе с ростом произведенной и продаваемой продукции, а зависит от кривой спроса. До тех пор пока кривая спроса (AR) является эластичной, TR возрастает вместе с объемом выпуска, a MR является положительным. Когда кривая спроса становится неэластичной, TR начинает снижаться, a MR становится отрицательным. Монополист, максимизирующий прибыль (МС = MR), всегда будет производить только такой объем продукции, который попадает в зону эластичного спроса: MR > 0, и не станет наращивать свой выпуск дальше, если перейдет в неэластичную часть своей кривой спроса. Взаимосвязь между предельным доходом монополиста, ценой на его продукцию и эластичностью спроса по цене можно выразить формулой: Размеры монопольной прибыли могут быть разными. Монополист может получать прибыль: р0 >ATС1 (рис. 3А), а может лишь покрывать свои издержки: р0 = АТС2 или даже нести убытки: р0 < АТС3 (рис.3 В). В краткосрочном периоде монополист, даже неся убытки (р < ATC), будет продолжать производство до тех пор, пока р > AVC, и прекратит производство, только если р < AVC. В долгосрочном периоде монополист не станет нести убытков и немедленно уйдет с рынка, как только р < ATC.
Рис. 3
Общий объем прибыли, который может получить монополист, равен прибыли на единицу продукции умноженной на объем продукции: В долгосрочном плане монополия может сохранить равновесие, а также существующую экономическую прибыль только при высоких входных барьерах в отрасль.
Понятие монопольной власти 1. Опираясь на положение, что монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы, А. П. Лернер предложил следующий индекс монопольной власти – индекс Лернера: 2. Показатель, используемый для оценки интенсивности конкуренции – индекс Херфиндаля: , где: – доля рынка в % крупнейшей фирмы в отрасли; – доля рынка второй по величине фирмы и т. д.; – общее число фирм в отрасли. Индекс Херфиндаля лежит в пределах: 100 < Н ≤ 10000 Чем выше значение индекса Херфиндаля, тем ниже интенсивность конкуренции, и наоборот. Значение индекса увеличивается по мере роста концентрации в отрасли и достигает при чистой монополии единицы (100). В отрасли (на рынке), где действуют 100 равномощных организаций с равными долями, Н = 10000. Ценовая дискриминация
Монополия определяет уровень цены исходя из спроса на свою продукцию. Здесь возможно использование ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – это установление различных цен на один и тот же товар вне зависимости от издержек с целью «забрать» в свою пользу «потребительский излишек». Условия ценовой дискриминации: 1) возможность деления рынка не сегменты, на которых действуют разные группы покупателей с разной ценовой эластичностью спроса; 2) продавец в состоянии изолировать сегменты друг от друга; 3) существуют ограничения конкуренции (есть элементы монополизма). Монополия использует множественные цены. Фирма – монополист, в результате анализа кривых спроса разных групп потребителей, назначает для каждой группы максимально высокую цену, которую она готова платить за товар. В некоторых странах это запрещено законом. Монополия, используя сегментацию рынка, на одном сегменте возмещает затраты и обеспечивает прибыль, на другом сегменте использует скидки покупателям с других рынков. Так продаются, например, энергоносители.
Рис. 4
Ценовая дискриминация существует в следующих формах: 1) по группам покупателей по доходам (транспорт, музеи); 2) по варианту товара/услуги (коммерческие рейсы в Аэрофлоте устанавливают цены больше обычных, розничные цены без учета разницы в затратах); 3) по территории (в разных местах по разным ценам с учетом издержек на доставку); 4) по географическому признаку (север, юг России); 5) по времени (по сезонам, месяцам, дням недели, времени суток), например, телефонные переговоры; 6) ценовые скидки, например, для членов некоторых обществ, клубов, союзов; 7) неявная (скрытая) ценовая дискриминация, например, разные наименования для одного товара (деликатесная сельдь и обыкновенная реализуются по разным ценам).
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.163.110 (0.007 с.) |