Формы и методы государственного регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы государственного регулирования



Требования, предъявляемые к методам регулирования:

1. исключаются действия, разрывающие рыночные связи (тотальное планирование, натуральное распределение, всеобщий контроль над ценами);

2. влияние на рынок рекомендуется экономическими методами, хотя допустимо использование и административных мер;

3. экономические регуляторы не должны заменять рыночные стимулы;

4. контроль государства за применением экономических регуляторов, его ответственность за долгосрочные последствия своих решений;

5. учет национальной специфики.

Методы регулирования подразделяют на экономические и административные. Они взаимосвязаны и противоположны. Экономические методы не сужают свободу выбора субъектов. Административные методы ограничивают свободу выбора, иногда сводят ее к нулю.

Административные меры оправданы, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается потерями для других и общества в целом. Областями эффективного применения административных методов регулирования являются:

1) контроль монопольных рынков;

2) регулирование последствий внешних эффектов;

3) разработка экологических стандартов и контроль за их исполнением;

4) определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения;

5) защита национальных интересов в системе мирового хозяйства.

Административные методы – неотъемлемая часть хозяйственного механизма.

Государственное регулирование рыночной экономики подразделяют на две формы:

1. прямое (запретительные штрафы, лимиты, рационирование потребления и др.);

2. косвенное, опосредованное воздействие путем использования финансового механизма:

§ фиксирование цен либо выше, либо ниже рыночного равновесия (установление цен пола и потолка);

§ налогообложение производства или продажи товаров;

§ субсидирование производства или продажи товаров.

Удельный вес государственного сектора в развитых странах значителен. Государство в них играет роль предпринимателя, крупного инвестора, организатора НИОКР, потребителя конечной продукции.

Пути возникновения государственной собственности:

§ строительство за счет бюджета;

§ национализация, путем приобретения акций;

§ развитие отраслей, связанных с НТП.

В государственном предпринимательстве оказываются инфраструктура, добывающая промышленность, некоторые ведущие отрасли.

При высокой доле государственного сектора в экономике проводится разгосударствление. Разгосударствление повышает эффективность функционирования государственной собственности, оставшихся в госсекторе предприятий.

Способами разгосударствления являются:

· Приватизация (лат. privatus – частный) — это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

· Денационализация представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам.

· Реприватизация – это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и т.д. Реприватизация, в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти.

· Либерализация рынков – освобождение рыночной экономики от мешающих ее нормальному функционированию государственных ограничений:

- отмена государственного контроля за ценами и заработной платой;

- ликвидация запретов на экспорт;

- отказ от использования импортных квот;

- снижение налогов и таможенных пошлин и т.п.

· Создание смешанных предприятий (предприятий с частным и государственным капиталами).

Косвенное регулирование экономики использует бюджетные и кредитные рычаги.

Бюджет - совокупность государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная законодательно. Фискальная функция осуществляет перераспределение индивидуальных доходов населения через бюджет. Она гарантирует населению минимальный доход, обеспечивает приемлемым уровнем социальных услуг (здравоохранение, образование, занятость).

Кредитно-денежная политика осуществляется Центральным банком. Ее основные направления: изменение учетной ставки центрального банка, изменение нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Используются также методы селективного контроля экономики: предельная маржа (минимальный % наличности, устанавливаемый Центральным банком, который вносит покупатель ценных бумаг) и ограничение потребительского кредита на ссуды для покупки товаров.

Посредством регулирования курсов валют, государственного кредита и гарантий государства частному кредиту ведется регулирование движения капитала между странами.

Государством проводится также долгосрочная структурная политика, или политика экономического роста. Ее направления: контроль за состоянием равновесия экономической системы; развитие производной инфраструктуры; поддержание отраслей с низкой рентабельностью и важных для экономики; финансирование предприятий, связанных с НТП; влияние на технологическую модернизацию и качество продукции; регулирование связей международной технологической кооперации. Роль долгосрочного регулирования возрастает, требует ориентации на открытость национальной экономики для внешнего мира, взаимной координации перспективных программ различных государств.

Фиксированные цены

Государство устанавливает определенные фиксированные цены на отдельные товары или товарные группы, или фиксированные ценовые границы («коридоры»), или пороговые значения цен, выше или ниже которых цены изменяться не могут.

1. Верхний предел цены определяет максимальную цену, по которой производители могут продавать блага. В этом случае говорят о «потолке»цены, который устанавливается ниже равновесной цены с целью поддержания покупательной способности малоимущих слоев населения.

Последствия применения подобной практики в условиях свободного рынка представлены на рис. 1.

Рис. 1. Последствия применения «потолка» цен:

а) при эластичном спросе; б) при неэластичном спросе

 

Для находящегося в равновесии рынка цена и количество составят соответственно p* и Q*. При установлении государством цены на уровне pg спрос на благо увеличится до QD. Однако, как видно из рисунка, при цене pg величина предложения сократится до QS. В результате возникает дефицит блага, объем которого равен величине .

Наличие дефицита представляет собой негативное явление, так как ведет к росту трансакционных издержек, которые будут нести потребители, вынужденные конкурировать между собой за доступ к благу.

Транзакционные издержки – это затраты, не связанные с затратами на производство блага и затратами на его доставку до конечного потребителя (затраты по транспортировке, а также расходы оптовых и розничных продавцов). Это затраты, возникающие в связи с использованием рыночного механизма обмена и включающие в себя затраты (материальных ресурсов и времени) на поиск партнеров, получение информации о ценах и качестве благ, проведение переговоров и заключение договоров, а также на контроль за их соблюдением и защиту приобретаемых прав собственности.

Изменения излишков потребителей и производителей:

Часть потребителей, которым удалось приобрести благо, несомненно, выиграли, так как им удалось купить благо по более низкой цене, и их потребительский излишек увеличился на величину, представленную прямоугольником А. Но поскольку часть потребителей не смогла приобрести благо, совокупный потребительский излишек уменьшился на величину треугольника В. Излишек производителей уменьшился на величину прямоугольника А из-за снижения цены – и на величину треугольника С вследствие сокращения объема предложения. Поскольку выигрыш в излишке потребителей и потери в излишке производителей компенсируют друг друга, можно с уверенностью констатировать, что совокупный общественный излишек сократился на величину, равную площади треугольников В и С, то есть: чистые потери общественного благосостояния = В + С.

При этом чистое суммарное изменение излишка потребителя будет зависеть от эластичности спроса. При эластичном спросе (рис. 1а) выигрыш в потребительском излишке превышает потери потребителей от сокращения предложения – площадь прямоугольника А больше площади треугольника В. Но при неэластичном спросе (рис. 1б) будут наблюдаться чистые потери, как в излишке производителя, так и потребителя.

Сокращение совокупного благосостояния – лишь одно из следствий.

Часто возникновение дефицита приводит к необходимости применения рационирования ( продажа по карточкам и талонам, установление очередности предоставления благ и т.п.), что оборачивается дополнительными издержками и ведет к возникновению «черного рынка».

 

Возможности восстановления рыночного равновесия в условиях государственного контроля над ценой:

При заданной цене pg это возможно только в результате сдвига либо линии предложения, либо линий как предложения, так и спроса. Сдвиг линии предложения в сторону расширения возможен при снижении производственных затрат, что при неизменности технологии возможно только путем снижения качества продукции. Если государство не обеспечивает должного контроля качества продукции, то производители, зная потенциал спроса и располагая свободными (из-за сокращения выпуска) производственными мощностями, пойдут именно по этому пути. При подобном развитии событий, даже если расширение предложения, в нашем случае до S1 (рис. 1а), не обеспечит восполнения дефицита, рыночное равновесие со временем будет достигнуто благодаря неизбежной реакции со стороны спроса на ухудшение качества блага (переход к заменителям) – смещение линии спроса в положение D1. Рыночное равновесие восстановится (Qg), однако следствием его станет ухудшение качества предоставляемого блага.

2. Нижний предел цены определяет минимальную цену, по которой производители могут продавать блага. Его иногда называют «полом» цены, который устанавливается выше равновесной цены с целью расширения производства блага или поддержания производителей через обеспечение им гарантированного уровня дохода.

Рис. 2. Последствия установления нижнего предела цены

 

Установление цены выше равновесного уровня, например p1 (рис. 2), будет стимулировать производителей увеличить предложение до QS. Поскольку при цене p1 величина рыночного спроса составит QD, то на рынке возникнут излишки продукции, величина которых составит . Затоваривание вынудит производителей сокращать производство до объемов спроса.

Поэтому в действительности величина рыночного предложения сформируется на уровне QD. В итоге складывается ситуация, подобная той, которая наблюдалась при применении «потолка» цен – сокращение совокупного благосостояния на величину .

Различие состоит в том, что при установлении верхнего предела цены чистые потери в излишке несут производители, а при установлении нижнего предела – потребители.

В реальной жизни предположение о том, что производители будут сокращать выпуск и объем рыночного предложения уравняется с объемом рыночного спроса при цене p1, может оказаться неверным.

Привлекательная цена может ориентировать каждого отдельного производителя на максимальное использование имеющихся у него производственных мощностей с расчетом на то, что ему все же удастся реализовать произведенную продукцию. Если все производители будут действовать подобным образом, что вполне вероятно, то объем рыночного предложения составит QS. Но реализовать они смогут только объем продукции QD. При этом величина понесенных ими затрат, равная площади трапеции Е, окажется не компенсированной. Это означает, что до тех пор, пока они не сократят предложение до объема QD, общее изменение в излишке производителей составит величину, равную площади , что в итоге может обернуться чистыми потерями и для производителей.

Параллельно будет наблюдаться развитие такого негативного явления, как теневая деятельность. Столкнувшись с проблемой сбыта, производители часть продукции будут продавать по цене ниже установленной.

Правительство может обеспечить стабильность рыночного равновесия для вводимого нижнего предела цены, то есть с сохранением выпуска на уровне QS, если будет скупать все излишки продукции. Представление о последствиях такой практики дает рисунок 3.

 

Рис. 3. Последствия поддержания рыночного равновесия путем закупки государством товарных излишков

 

При цене р1 и предложении S рыночное равновесие до­стигается при смещении спроса в положение D1. Это смещение – результат дополнительного спроса со стороны государства, закупающего излишки продукции, равные объему .

Потребители, покупая продукцию по более высокой цене () и в меньшем количестве (), несут потери в потребительском излишке, равные площадям прямоугольника А и треугольника В.

Поскольку теперь производители реализуют весь объем продукции QS по цене р1, то их выигрыш в излишке составит .

Суммарно выигрыш в излишке производителей перекрывает потери в излишке потребителей: .

Однако нельзя забывать, что при этом государство несет дополнительные, связанные с закупкой излишков продукции, затраты, равные произведению установленной государством цены на величину излишков, то есть . Графически они представлены величиной, равной сумме площадей , которая превосходит выигрыш производителей.

Учитывая, что государственные закупки могут осуществляться только за счет собранных с потребителей и производителей налогов, нетрудно прийти к выводу, что совокупный излишек общества сократился.

Для того чтобы определить величину этого сокращения, вычтем из выигрыша производителей потери потребителей и затраты государства. В итоге имеем:

.

Полученный результат может быть записан и в другой форме:

.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.033 с.)