Благодарственная песнь, воспетая евреями после перехода через Чермное море. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Благодарственная песнь, воспетая евреями после перехода через Чермное море.



Благодарственная песнь, воспетая евреями после перехода через Чермное море, кроме приступа или введения (1-2 ст.), распадается на три части. Первая (3-8 ст.) изображает всемогущество Всевышнего, мужа брани, выступившего на спасение Израи­ля против фараона; вторая (9-13 ст.), начинаясь описанием гордости врага и его погибели, раскрывает положение, что Господь, Бог Израиля, неизмеримо высок по сравнению с другими богами; третья (14-18 ст.) описывает впечатление, произведенное всемогуществом Господа на окрестные языческие народы.

 

1. Пою Господу, ибо Он высоко пре­вознесся; коня и всадника его ввергнул в море.

Тема песни — прославление величия Всевышнего (“ высоко превознесся ”), сказавшегося в частном случае — поражении египтян: “ коня и всадника его ввергнул в море. ”

 

2. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и пре­вознесу Его.

Победитель египтян, Господь является для народа еврейского “крепостью,” так как переход через Чермное море и избавление от смерти — дело не сил Изра­иля, а силы Господа (14:31); народ заявил себя только испугом и воплями (14:10), в нем нет ни силы, ни славы. Могущество Всевышнего даровало народу спасение, поэтому, составляя силу, крепость евреев, Он является и их спасением. Как таковой, только Он один служит предметом почитания, прославления среди Израиля (ср. Быт. 28:20-21). Он, хранивший отцов (1 Пар. 16:19-22), исполнил дан­ные им обетования (Быт. 15:14), есть Бог истинный и потому достоин того, чтобы быть превозносимым (2 Цар. 22: 47; Пс. 98:5; 117:28; Ис. 25:1; 57:15).

 

3. Господь муж брани, Сущий имя Ему. 4. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. 5. Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень. 6. Десница Твоя, Господи, прослави­лась силою; десница Твоя, Господи, сра­зила врага. 7. Величием славы Твоей Ты низло­жил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому.

Более подробное описание могущества Сущего. Всевышний проявил вели­кую силу Свою, оказался мужем брани (Пс. 23:8[1610]), сражающимся за народ Свой (Втор. 4:34[1611]) при потоплении войск фараоновых в море (Пс. 105:8-10[1612]). Погрязшие в глубине, как камень, — без всякой надежды на спасение, они сражены не чем иным, как сильной десницей Господа (Исх. 15:5[1613]). Восставшие против Бога, они быстро, все до одного, уничтожены, как солома огнем, пламе­нем гнева Его (ср. Ис. 5:24;[1614] 47:14[1615]).

 

8. От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря. 9. Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя. 10. Ты дунул духом Твоим, и покры­ло их море: они погрузились, как сви­нец, в великих водах.

Само естественное явление, послужившее в руках Божьих орудием спасения евреев: “влага стала, как стена” (14:22), превращено Богом при по­средстве ветра: “дунул духом Твоим” (ср. Иов. 37:10[1616]) в средство уничтожения врагов, — оно дело Его всемогущества.

 

11. Кто, как Ты, Господи, между бо­гами? Кто, как Ты, величествен святос­тью, досточтим хвалами, Творец чудес?

По только что проявленным свойствам Господь не имеет Себе равного между богами (2 Цар. 7:22;[1617] 3 Цар. 8:23;[1618] Пс. 70:19;[1619] 85:8;[1620] 88:6-8;[1621] Иер. 10:6[1622]), в частности, между богами египетскими, бессилие которых известно евре­ям. Он существо премирное “ величествен святостью;” как таковой, Он достоин хвалы, прославления (Пс.117:29[1623]).

 

12. Ты простер десницу Твою: погло­тила их земля. 13. Ты ведешь милостью Твоею на­род сей, который Ты избавил, — сопро­вождаешь силою Твоею в жилище свя­тыни Твоей.

Всевышний достоин хвалы не только как совершитель великого чуда — поглощения египтян “землею,” причем термин “земля” обозначает вместе и воду, но и как покровитель Своего народа (ср. Пс. 104:5[1624]), охраняющий его на пути “в жилище святыни Твоей” в землю Ханаанскую (Пс. 77:54[1625]), освященную богоявлениями пат­риархам (Быт. 28:16;[1626] 31:13[1627] и пр.), так и жертвенниками Богу (Быт. 28:18[1628]).

 

14. Услышали народы и трепещут, ужас объял жителей Филистимских; 15. тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана.

Впечатление, произведенное переходом через Чермное море на народы, владеющие землей Ханаанской и живущие невдалеке от нее. Песнь приписывает им те же самые чувства, которые вызвало чудо и в народе еврейском (14:31): однородные явления производят одинаковые действия. После египтян филистимляне были первым народом, которого боялись евреи (13:17); главный враг поражен, и по законам психологии мысль переходит от египтян к филистимлянам (ст. 15, ср. Нав. 2:9,11[1629]).

 

16. Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит на­род Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел.

Подобное состояние народов желательно для евреев и во все дальней­шее время странствования до земли Ханаанской. Устрашенные помогающей ев­реям мышцею Всевышнего, немые как камень, т.е. бессильные что-нибудь предпри­нять (1 Цар. 25:37[1630]), они не в состоянии будут оказать им сильного сопротивле­ния (Втор. 2:25;[1631] 11:25;[1632] ср. Нав. 2:9-11[1633]).

 

17. Введи его и насади его на горе дос­тояния Твоего, на месте, которое ты соделал жилищем Себе, Господи, во святили­ще, которое создали руки Твои, Владыка!

Но и при этом условии введение и поселение евреев в Ханаане зависит от Бога (Втор. 31:1-6[1634]), в силу чего он и умоляется довести данное дело до конца. “Гора достояния Твоего” — гористая Ханаанская местность (Пс. 67:16-17;[1635] Ис. 5:1[1636]), составляющая собственность Господа (Иер. 2:7[1637]) и, как жилище Его, являющаяся местом святым, святилищем (Пс. 77: 54).

 

18. Господь будет царствовать во веки и в вечность.

Здесь, в Ханаане, Господь будет царем Своего народа (Пс. 114:15[1638]).

 

19. Когда вошли кони фараона с ко­лесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. 20. И взяла Мариам пророчица, сест­ра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпа­нами и ликованием. 21. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море.

Как видно из 1 ст., песнь исполнялась мужчинами: по ее окончании рассказывалась история освобождения (19), а затем в заключение хор женщин во главе с Мариам исполнил первый стих песни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.005 с.)