Начало исхода евреев из земли египетской. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало исхода евреев из земли египетской.



 

33. И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем. 34. И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завя­занные в одеждах их, были на плечах их.

Замечание о хлебе, который еще не вскис, но уже был, очевидно, при­готовлен для вскисания, дает право предполагать, что народу не был известен закон об опресноках. И действительно, он объявляется позднее, а самое вы­полнение его относится ко времени поселения в земле обетованной (13:6 и д.). Нисколько не противоречит такому взгляду замечание ст. 39, что евреи ис­пекли пресные лепешки из того теста, которое они взяли из Египта. Приготов­ление этих лепешек было не исполнением закона об опресноках (15 и д.), а делом простой необходимости: припасов евреи с собой не захватили, кислое тесто не было готово (34), а потому и пришлось довольствоваться пресными лепешками.

 

35. И сделали сыны Израилевы по сло­ву Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. 36. Господь же дал милость народу (Своему) в глазах Египтян: и они дава­ли ему, и обобрал он Египтян.

См. выше объяснение 19-20 ст. III гл.

 

37. И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот ты­сяч пеших мужчин, кроме детей;

О Раамсесе см. в толкованиях на 11 ст. I гл. Сокхоф — “шатры,” может быть, разумеется местность, называемая в египетских памятниках Сехет. О числе вышедших см. толков. 7 ст. I гл.

 

38. и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и круп­ный скот, стадо весьма большое.

О существовании среди вышедших из Египта евреев иноплеменников упоминают и другие места Пятокнижия: Чис. 11:4;[1563] Втор. 29:11.[1564] Судя по Лев. 24:10,[1565] к ним принадлежали египтяне, с которыми евреи вступали в родственные отношения. К иноплеменникам относят также “богобоязненных” египтян (9:20) и, наконец, родственных евреям семитов, которые, по мнению ученых, издавна жили на восточной границе Египта.

 

39. И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу. 40. Времени же, в которое сыны Из­раилевы (и отцы их) обитали в Египте (и в земле Ханаанской), было четырес­та тридцать лет. 41. По прошествии четырехсот трид­цати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью.

Продолжительность пребывания евреев в Египте определяется в 430 лет: “времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было 430 лет.” В тексте же LXX в это число включены и годы обитания патриархов народа еврейского в земле Ханаанской: и обитания сынов Израилевых, сколько они и отцу их обитали в Египте и в земле Ханаанской, было 430 лет. И так как Авраам, переселившись в Ханаан 75 лет (Быт. 12:4[1566]), через 25 пребывания в нем родил Исаака (Быт. 17:1,[1567] 21[1568]), Исаак 60-ти лет от роду родил Исава и Иакова (Быт. 25:26[1569]), а Иаков переселился 130 лет (Быт. 47:9[1570]), то, складывая 25, 60 и 130 полу­чаем 215, т.е. 215 лет жизни, по греческому тексту, патриархи в земле Ханаанской, и 215 лет пребывали их потомки в Египте. В зависимости от разногласия текстов и последующая литература не отличается единством взгляда на продолжительность жизни евреев в Египте. Иосиф Флавий, Юлий Африкан, Евсевий Кесарийский, из русских митр. Филарет следуют счислению LXX; Феофил же Антиохийский, равно и Климент Александрийский — счислению евреев.

Описание жизни патриархов бытописатель закончил в книге Бытия. Вся книга Исход, в частности, предшествующие данному месту главы, имеют дело с переселившимся в Египет Израилем. По ходу речи естественно ожидать, что бытописатель и при хронологических исчислениях будет иметь в виду только египетскую жизнь евреев. А что имеет в виду ее, то это видно из следующего. Подлежащий хронологическому определению период называется у него словом “мошав” (отглаголь­ное имя существительное от глагола “иасав” — сидеть), т.е. представляется временем осед­лой, а не кочевой жизни еврейского народа, каковой может быть названа только жизнь в Египте, но ни в каком случае не в Ханаане, где патриархи вели жизнь странническую (Быт. 47:9[1571]). В пользу еврейского счисления говорит далее Быт. 15:13: “знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их и будут угнетать их 400 лет.”

Под землей, в которой потомки Авраама будут пришельцами 400 лет, ни в каком случае нельзя разуметь Ханаан. Согласно обетованиям (Быт. 12:7; 13:17; 15:18; 17:8; 18:13) он был отдан патриархам и их потомкам, являлся для них землею “своею,” а потому и не мог быть назван “чужою,” “не своею.” Но если под землею “не своею” нельзя разуметь Ханаан, то и в число 400 лет пребывания в ней невозможно включать годы стран­ствования патриархов в Палестине. Свидетельствуя против всего греческого счисления, приведенное место говорит, в частности, и против разделения пе­риода в 430 лет на две части, считая в каждой по 215 лет. По ст. 13, пришель­цами будут потомки Авраама; следовательно, из 215 лет жизни патриархов в Ханаане приходится исключить 25 лет странствования самого Авраама (см. выше), и первая часть всего периода будет равняться 190 а не 215 годам. Не противоречит еврейскому счислению происшедшая в Египте смена лишь четы­рех поколений (Левий, Кааф, Амрам и Моисей) и свидетельство Апостола Павла (Гал. 3:16-17[1572]). Как видно выше (см. объяснение 14-25 ст. 6 гл.), между Каафом и Моисеем сменилось более четырех поколений, Амрам, отец Моисея, не сын Каафа, а позднейший потомок Левия. Что же касается свидетельства Апостола Павла, то прежде всего, не видно с какого момента он начинает счисление 430 лет. С другой стороны, выражение “ говорю по рассуждению человеческому,”[1573] дает понять, что Апостол Павел следует общераспространенному при нем счислению.

 

42. Это — ночь бдения Господу за изведение их из земли Египетской; эта самая ночь — бдение Господу у всех сынов Израилевых в роды их. 43. И сказал Господь Моисею и Ааро­ну: вот устав Пасхи: никакой инопле­менник не должен есть ее; 44. а всякий раб, купленный за се­ребро, когда обрежешь его, может есть ее; 45. поселенец и наемник не должен есть ее. 46. В одном доме должно есть ее, (не оставляйте от нее до утра,) не выноси­те мяса вон из дома и костей ее не со­крушайте. 47. Все общество (сынов) Израиля должно совершать ее. 48. Если же поселится у тебя при­шлец и захочет совершить Пасху Гоcподу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к со­вершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезан­ный не должен есть ее; 49. один закон да будет и для при­родного жителя и для пришельца, по­селившегося между вами.

Пасха — национальный праздник народа еврейского, установленный в воспоминание избавления от рабства египетского. И если иноплеменнику чуж­ды вызываемые этим событием чувства, то, конечно, странно и его участие в дан­ном празднике: “иноплеменник не должен есть ее.”

 

50. И сделали все сыны Израилевы: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали. 51. В этот самый день Господь вывел сынов Израилевых из земли Египетс­кой по ополчениям их.

 

Глава 13.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.006 с.)