Раскаяние фараона и новое ожесточение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскаяние фараона и новое ожесточение.



 

27. И послал фараон, и призвал Мо­исея и Аарона, и сказал им: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и на­род мой виновны; 28. помолитесь (обо мне) Господу: пусть перестанут громы Божии и град (и огонь на земле), и отпущу вас и не буду более удерживать.

Ограничение своего согрешения только еще раз показыва­ет, как неглубоко раскаяние фараона. Причина его в рабском страхе пред всемо­гуществом Бога, на что указывают слова: “довольно явления громов Божьих и града,” но не во всецелом сознании своей греховности — противлении воле Божь­ей. При таком настроении слова: “и не буду более удерживать,” не могут быть принимаемы за выражение твердой решимости отпустить евреев.

 

29. Моисей сказал ему: как скоро я выйду из города, простру руки мои к Господу (на небо), громы перестанут, и града (и дождя) более не будет, дабы ты узнал, что Господня земля; 30. но я знаю, что ты и рабы твои еще не убоитесь Господа Бога.

Вполне понимая истинный характер раскаяния, зная его кратковре­менность (30), Моисей соглашается исполнить просьбу фараона: помолиться за него Господу, для того, чтобы доказать, что “Господня земля.” В прекращении града, как и в изгнании жаб, сказывается всемогущество Всевышнего. “ Он уязвил — и Он исцелит…” (Ос. 6:1).

 

31. Лен и ячмень были побиты, потому что ячмень выколосился, а лен осеменился; 32. а пшеница и полба не побиты, потому что они были поздние.

См. объяснение 22-23 ст. 7 гл.

 

33. И вышел Моисей от фараона из города и простер руки свои к Господу, и прекратились гром и град, и дождь перестал литься на землю. 34. И увидел фараон, что перестал дождь и град и гром, и продолжал гре­шить, и отягчил сердце свое сам и рабы его. 35. И ожесточилось сердце фараона (и рабов его), и он не отпустил сынов Израилевых, как и говорил Господь чрез Моисея.

 

Глава 10.

 

Восьмая казнь — саранча.

16-20. Раскаяние и ожесточение фараона. 21-23. Девятая казнь — тьма. 24-29. Согласие фараона на удаление евреев под условием оставления в Египте скота.

 

1. И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои,

Моисей не должен смущаться проявлениям упорства фараона, приводящим к новым казням; ожесточение его сердца — дело Божие, вполне согласно с предсказаниями (7:3-5).

 

2. и чтобы ты рассказывал сыну тво­ему и сыну сына твоего о том, что Я сде­лал в Египте, и о знамениях Моих, ко­торые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь.

Неизбежные в виду настроения фараона, грядущие бедствия могут при­нести великую пользу и современному поколению, и его потомкам, раз после­дние будут ознакомлены с ними (Пс. 43:2;[1524] 70:17-18;[1525] 77:4; Пс. 104). Вся­кий поймет на основании их всемогущество Сущего и верность Его Своим обе­щаниям.

 

3. Моисей и Аарон пришли к фарао­ну и сказали ему: так говорит Господь, Бог Евреев: долго ли ты не смиришься предо Мною? отпусти народ Мой, что­бы он совершил Мне служение; 4. а если ты не отпустишь народа Мо­его, то вот, завтра (в это самое время) Я наведу саранчу на (всю) твою область: 5. она покроет лице земли так, что нельзя будет видеть земли, и поест у вас (все) оставшееся (на земле), уцелевшее от града; объест также все дерева, рас­тущие у вас в поле, 6. и наполнит домы твои, домы всех рабов твоих и (все) домы всех Египтян, чего не видели отцы твои, ни отцы от­цов твоих со дня, как живут на земле, даже до сего дня. (Моисей) обратился и вышел от фараона.

Сопротивление фараона не может продолжаться бесконечно, ибо кто может противостоять воле Бога (Рим. 9:19[1526])? Оно только вызовет со стороны всемогущего Господа новую меру наказания — нашествие кочующей (arbe) саран­чи в небывалых до сих пор размерах (ср. 6 ст. с Иоил 2:3-4[1527]). Она довершит то бедствие, которое нанесено градом.

 

7. Тогда рабы фараоновы сказали ему: долго ли он будет мучить нас? от­пусти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему; не­ужели ты еще не видишь, что Египет гибнет?

Ввиду безуспешности слов Моисея, на фараона стараются повлиять ца­редворцы. По их словам, от будущей казни погибнет Египет. И действительно, после истребления градом первой части урожая (9:21) египтяне могли надеяться спасти вторую (32), но теперь должна по определению Господа погибнуть и эта последняя (5), в результате чего стране грозит страшный голод. Для спасения от него царедворцы и предлагают фараону отпустить “этих людей,” т.е. весь народ,

 

8. И возвратили Моисея и Аарона к фараону, и (фараон) сказал им: пойди­те, совершите служение Господу, Богу вашему; кто же и кто пойдет?

Соглашаясь вообще с предложением своих вельмож, фараон не может допустить удаления всего народа. На это и указывает его вопрос: “кто же и кто пойдет?”

 

9. И сказал Моисей: пойдем с мало­летними нашими и стариками наши­ми, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с вола­ми нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу (Богу нашему).

В празднике в честь Всевышнего должен принять участие весь народ без исключения; скот же нужен для жертвоприношений (ст. 26). Кроме того, с уходом народа не на кого оставить стада; должны уйти и они.

 

10. (Фараон) сказал им: пусть будет так, Господь с вами! я готов отпустить вас: но зачем с детьми? видите, у вас худое намерение! 11. нет: пойдите одни мужчины и совершите служение Господу, так как вы сего просили. И выгнали их от фа­раона.

Усмотрев в ответе Моисея худое намерение, т.е. желание совсем уйти из Египта, фараон обращается к нему с ироническим замечанием: “Господь да будет с вами так же, как я отпущу вас и ваших детей.” Если Бог так же может помочь вам в вашем намерении уйти всем, как я могу отпустить вас с малолетни­ми, стариками и дочерьми, то, конечно, вы уйдете. Но я не могу отпустить всех вас, не может помочь в этом вам и ваш Всевышний; итак идите, как позволяю я, идите одни мужчины — “гаттебарим” — мужчины в противоположность женщинам и де­тям, мужчины, исключая женщин и детей (Исх. 12:37[1528]). Отпуская одних мужчин и удерживая детей, фараон, очевидно, желает, чтобы последние остались в качестве залога возвращения сво­их отцов.

 

12. Тогда Господь сказал Моисею: простри руку твою на землю Египетс­кую, и пусть нападет саранча на землю Египетскую и поест всю траву земную (и все плоды древесные), всё, что уце­лело от града. 13. И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навел на сию землю восточный ветер, продол­жавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу.

Изгнание Моисея и Аарона, как выражение презрительного отноше­ния к ним, посланникам Божьим, а вместе и к Нему самому, вызвало новый акт божественного суда над Египтом — появление саранчи, нанесенной восточным ветром (руах кадим), в соответствии с чем ветер, унесший ее в Красное море, называется воздвигнутым с противной стороны, западным (“руах йам” — 19). Так как, по сообщению путешественников, саранча приносится в Египет юго-запад­ным ветром из Ливийской пустыни, то в замечании еврейского текста о восточ­ном ветре видят прямую ошибку, происшедшую от незнакомства автора кн. Исход с природой Египта. Такой взгляд высказали, между прочим, и LXX переводчи­ков, поставившие в своем текст: “о άνεμος ό νότος” — южный ветер. Но чтение оригинального текста не противоречит фактическим данным. По свидетельству некоторых, напр., Denon’а, Эберса и других, саранча наносится в Египет и с восто­ка. То же самое утверждает и Баумгартен, усматривающий в сравнительно малообычном для Египта появлении саранчи с востока проявление всемогущества Иеговы, простирающегося за пределы Египта, всемогущества вездесущего.

 

14. И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, н посте сего не будет такой; 15. она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось ни­какой зелени ни на деревах, ни на тра­ве полевой во всей земле Египетской.

Появление саранчи в громадном количестве вполне согласно с другими библейскими свидетельствами (Иep. 46:23;[1529] Наум. 3:15[1530]), а замечание о ее жадности и вызванной ее появлением темноте подтверждается Втор. 28:38;[1531] Ис. 33:4;[1532] Иоил. 2:2,10.[1533]

 

16. Фараон поспешно призвал Мои­сея и Аарона и сказал: согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами; 17. теперь простите грех мой еще раз и помолитесь Господу Богу вашему, чтобы Он только отвратил от меня сию смерть.

В просьбе фараона помолиться сказывается как сознание личного бесси­лия, так и бессилия своих богов, оказавшихся не в состоянии защитить от саранчи оберегаемые ими, по воззрению египтян, сады и поля.

 

18. (Моисей) вышел от фараона и помолился Господу. 19. И воздвигнул Господь с против­ной стороны западный весьма сильный ветер, и он понес саранчу и бросил ее в Чермное море не осталось ни одной са­ранчи во всей стране Египетской. 20. Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых.

С минованием бедствия исчезает в душе фараона чувство смирения, со­знание своей виновности (17).

 

21. И сказал Господь Моисею: про­стри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. 22. Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Еги­петской три дня; 23. не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жи­лищах их.

Описание девятой казни отмечает прежде всего сопровождающее ее символическое действие — поднятие Моисеем рук к небу, чем и вызвано на­ступление тьмы; затем густоту мрака (осязаемая тьма), доходившую до того, что никто ничем не мог заниматься, трехдневную продолжительность казни и, нако­нец, чудесное освобождение от нее земли Гесем. По первому и последнему при­знаку новая казнь является сверхъестественным явлением. Но так как один из ее элементов —густой мрак наблюдается во время юго-западного ветра хамсина, то и всю девятую казнь отождествляют с обычным для Египта явлением. Начало та­кому пониманию положил текст LXX, говорящий при описании девятой казни о “тьме, мраке и буре,” — последняя — постоянный спутник хамсина, и автор книги Премудрости Соломоновой (гл. 17). Но при сходстве девятой казни с хамсином между ними есть, однако, и существенное различие. Сущность первой полагает­ся в тьме; об удушливом воздухе и раскаленном песке — главных элементах хам­сина в Библии нет упоминания. О буре говорит текст LXX, но с масоретским чте­нием совпадает Вульгата, Таргум Онкелоса, переводы сирский, арабский и самаританский. Затем хотя хамсин дует в течение двух, трех, четырех дней, но не непрерывно. Самое большее он продолжается 12 часов, так как не дует ночью. Следовательно, при хамсине не может быть непрерывной трехдневной тьмы. Трехдневный мрак, объявший Египет, служил очевидным доказательством бессилия верховного бога Ра, бога солнца, подчинившегося теперь воле Всевышнего и оказавшегося не в состоянии дать своим почитателям хотя бы частицу света.

 

24. Фараон призвал Моисея (и Ааро­на) и сказал: пойдите, совершите слу­жение Господу (Богу вашему), пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами.

Если без скота невозможно удаление из Египта, путешествие по пустыне, то оставление его в земле Гесем служит надежным залогом возвращения евреев в свое местожительство. Ранее таким залогом являлось оставление детей (11).

 

25. Но Моисей сказал: (нет,) дай так­же в руки наши жертвы и всесожжения, чтобы принести Господу Богу нашему; 26. пусть пойдут и стада наши с нами, не останется ни копыта; ибо из них мы возьмем на жертву Господу, Богу нашему; но доколе не придем туда, мы не знаем, что принести в жертву Господу (Богу нашему).

Ты, как бы говорит Моисей фараону, требуешь, чтобы мы оставили свой скот. На самом же деле ты не только не можешь настаивать на этом, но, как сознавший свою греховность (14), обязан был бы дать животных для жерт­воприношения Всевышнему. Этого, конечно, ты не сделаешь; в таком случае с нами пойдут лишь наши стада. И так как теперь неизвестно, какие животные и сколь­ко их будет принесено в жертву, то необходимо идти со всеми стадами: “не останется ни копыта.”

 

27. И ожесточил Господь сердце фа­раона, и он не захотел отпустить их. 28. И сказал ему фараон; пойди от меня; берегись, не являйся более пред лице мое; в тот день, когда ты увидишь лице мое, умрешь.

Особая сила ожесточения фараона сказалась в угрозе убить Моисея.

 

29. И сказал Моисей: как сказал ты, так и будет; я не увижу более лица твоего.

“Не увижу более лица твоего” стоит как будто в противоречии с свидетельством 31 ст. 12 гл.[1534] и 4-8 ст. 11 гл.[1535] Но что касается первого места, то оно не говорит еще с несомненностью, что Моисей видел в этот раз лицо фараона. Он был призван к царю ночью, после смерти его первенца, т.е. в такое время, когда отец в знак печали по умершем сыне должен был, по обычаю древних, закрыть лицо свое (2 Цар. 19:4[1536]). По мнению других, выражение: “не увижу более лица твоего” значит не приду, если не изменятся обстоятельства, не приду по собственной воле и жела­нию.

Речь же 4-8 ст. 11 гл. является прямым продолжением слов 29 ст. 10 гл., — произнесена Моисеем пред удалением из царского дворца. Прямое указание на это находится в словах 8 ст.: “вышел Моисей от фараона с гневом.” Раздражение посланника Божия вполне понятно ввиду проявленного фараоном упорства (10:27) и обещания убить его (28) и совершенно необъяснимо при допущении, что речь 4-8 ст. произнесена при новом явлении; ни откуда не видно, чтобы фараон сделал или сказал нечто такое, что могло бы вызвать гнев Моисея.

 

Глава 11.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.232.228 (0.021 с.)