Чудесное ниспослание израильтянам пищи: перепела и манна. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чудесное ниспослание израильтянам пищи: перепела и манна.



 

11. И сказал Господь Моисею, го­воря: 12. Я услышал ропот сынов Израи­левых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. 13. Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; 14. роса поднялась, и вот, на поверх­ности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. 15. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу;

По свидетельству путешественников весной на синайском полуострове бывает такая масса перелетных птиц, что их можно ловить руками. Это есте­ственное явление и послужило орудием в руках Промысла Божия для напитания евреев. По указанию Чис. 11:9, появление росы сопровождалось появлением ман­ны. Но так как роса сходит с небес (Втор. 33:13,28;[1653] Зах. 8:12[1654]), то и манна, даруемая небом, называется “хлебом с неба” (ст. 4; Пс. 77:24; 104:40;[1655] Неем. 9:15;[1656] Ин. 6:31[1657]). По внешнему виду она напоминала кориандровое семя белого, как иней, или желтовато-голубого цвета, была похожа на бдоллах, а по вкусу была то же, что лепешка с медом (31; Чис. 11:7[1658]). Самое слово “манна” образовано из двух еврейских слов: “ман,” “ма” — что и “гу” — он, и буквально значит: что это? Производство от “манан” — дарить не имеет для себя основания в тек­сте. Подобно появлению перепелов, дарование манны считается со времени Иосифа Флавия явлением естественным. Как он, так и другие исследователи отождеств­ляют библейскую манну с манной тамарисковой вытекающей из тамарисков в виде клея. В жидком состоянии последняя имеет темновато-грязный цвет, а в сухом — совершенно белый; собирается на Синайском полуострове в вади Фейран и Гарандел в то же самое время, в которое находились евреи в пустыне Син, — в мае, июне. Но при всем сходстве между манной библейской и тамарисковой есть и существенное различие. Оно касается прежде всего количества. Евреи собирали манну каждый по гомору (ст. 16), следовательно, все в достаточном количестве; между тем тамарисковой манны добывается в год не более 500-600 фунтов. Манной евреи питались во все сорокалетнее странствование (ст. 35), даже на восточно-иорданской стороне (Нав. 5:12[1659]), между тем тамарисковая ман­на, кроме пустыни Син, нигде теперь не встречается. Тамарисковая манна вроде воска, а библейская — как мука или крупа, которую могли молоть в жерновах, толочь в ступе и варить в котле (Чис. 11:8[1660]). Библейская манна подвергалась разло­жению (20), а тамарисковая нет; первая не появлялась по субботам (27), после­дняя собиралась и в этот день.

 

16. вот что повелел Господь: собирай­те его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по чис­лу душ, сколько у кого в шатре, соби­райте. 17. И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; 18. и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каж­дый собрал, сколько ему съесть.

Количество собираемой манны измерялось гомором (евр. “омер” — спор). Данный термин служил названием неизвестной меры вместимости, а обо­значает “сосуд для питья, какой обыкновенно имеют при себе жители Востока в своих путешествиях по пустыне для черпания воды из источников” (Михаэлис). Такой же точно взгляд высказывает и другой экзегет — Канне. И так как эти до­машние сосуды при относительном равенстве могли быть различной вместимос­ти, то этим и объясняется то обстоятельство, что у собравших больше манны (17) при измерении ее гомором не было лишнего и у собравших меньше не оказалось недостатка. Большие по числу членов семьи имели и большие гоморы, благода­ря чему в них и могло вместиться большее количество собранной манны, — лиш­ней манны не оказалось. Меньшие семейства имели меньшие гоморы, и в них вошло столько манны, сколько было нужно для семьи, — недостатка не было. Если указанным по­ниманием термина “гомор” достаточно объясняется речь ст. 18, то ему не проти­воречит замечание ст. 36, что гомор — 1/10 ефы. В виду неодинаковой его вмес­тимости было вполне естественно указать отношение его к определенной мере.

 

19. И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра. 20. Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, — и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей.

Неисполнение второго приказания всего скорее объясняется жадно­стью (ср. Чис. 11:32-33[1661]).

 

21. И собирали его рано поутру, каж­дый сколько ему съесть; когда же обо­гревало солнце, оно таяло. 22. В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И при­шли все начальники общества и донес­ли Моисею. 23. И (Моисей) сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня,а что останется, отложите и сберегите до утра. 24. И отложили то до утра, как пове­лел (им) Моисей, и оно не воссмерде­ло, и червей не было в нем.

Так как народу не был разъяснен смысл приказания собирать в шес­той день двойное количество манны (5), то вполне естественно, что он не пони­мал его. Намек на это содержится в поведении начальников общества. Они доно­сят Моисею о выполнении его повеления, как бы дожидаясь указания, что же следует делать с двойным количеством манны.

 

25. И сказал Моисей: ешьте его сегод­ня, ибо сегодня суббота Господня; се­годня не найдете его на поле; 26. шесть дней собирайте его, а в седьмой день — суббота: не будет его в этот день. 27. Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать — и не нашли. 28. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? 29. смотрите, Господь дал вам суб­боту, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каж­дый у себя (в доме своем), никто не выходи от места своего в седьмой день. 30. И покоился народ в седьмой день. 31. И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандро­вое семя, белая, вкусом же как лепеш­ка с медом.

Имевшее место на первый раз непослушание некоторых из народа было устранено впоследствии вторичным повторением закона о субботе (28-30).

 

32. И сказал Моисей: вот что повелел Господь, наполните (манною) гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли Египетской. 33. И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд (золотой), и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши. 34. И поставил его Аарон пред ков­чегом свидетельства для хранения, как повелел Господь Моисею.

(Очень интересное замечание. Гомор — совершенно фиксированная мера объема. Прим. Ред.)

Так как устройство скинии собрания и ее принадлежностей, в част­ности ковчега завета, относится к позднейшему времени, то, по мнению одних экзегетов, события данных стихов имели место гораздо позднее пребывания евреев в пустыне Син. Другие же на основании 7 и дальнейших стихов 33 гл. Исх. предполагают, что до построения скинии у евреев существовало особое святили­ще, в котором и был поставлен сосуд с манной.

 

35. Сыны Израилевы ели манну со­рок лет, доколе не пришли в землю оби­таемую; манну ели они, доколе не при­шли к пределам земли Ханаанской.

Замечание ст. 35 не принадлежит позднейшему времени и автору.

 

36. А гомор есть десятая часть ефы.

 

Глава 17.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.62.119 (0.018 с.)