Стан в Рефидиме, ропот народа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стан в Рефидиме, ропот народа.



 

1. И двинулось всё общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню, и рас­положилось станом в Рефидиме, и не было воды пить народу.

Промежуточными станами между Сином и Рефидимом были Дофка и Алуша (Чис. 33:12-13[1662]), местоположение которых в точности неизвестно. Движение ев­реев определялось “повелением Божьим,” т.е. указанием шедшего впереди их облачного столпа (Исх. 40:34-38;[1663] Чис. 9:15-23). Последний пред Синаем стан Рефидим полагают или в долине Фейран, отличающейся плодородием и обилием вод, собирающихся в ручеек, вытекающий из скалы (6), или в долине Шейх, в местечке Сувейра, где находится камень, называемый седалищем Моисея.

 

2. И укорял народ Моисея, и говори­ли: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что ис­кушаете Господа? 3. И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?

Со стороны народа ссора с Моисеем состояла в обвинении его за изведение из Египта и подвержение новому бедствию — смерти от жажды (3). В ее основе лежало сомнение в божественной помощи: народ не был уверен в присут­ствии в своей среде Господа (ст. 7), второй раз (15:24) делал греховную попытку убедиться, поможет он Моисею или нет (ср. Пс. 77:18 и д.); ввиду этого ссора и являлась искушением Бога.

 

 

Моисей чудесно источает воду из скалы.

 

4. Моисей возопил к Господу и ска­зал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями. 5. И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою неко­торых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди;

С чудодейственным жезлом (3:30; 7:20; 14:16) в руках Моисей высту­пает пред народом в качестве чудотворца. Евреи поверят ему, как посланнику Божию (3:31; 14:31), исчезнет намерение убить его, а потому ему нет основа­ний бояться смерти: “пройди пред народом.”

 

6. вот, Я стану пред тобою там на ска­ле в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старей­шин Израильских. 7. И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, [1664] по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искуша­ли Господа, говоря: есть ли Господь сре­ди нас, или нет?

Присутствие в руках Моисея чудодейственного жезла убеждало народ и его в предстоящем совершении чуда, в том же самом удостоверяли Моисея сло­ва: “вот Я стану пред тобою.” Ты не будешь оставлен Мною, Я буду сам присут­ствовать и совершу чудо, как бы говорит Господь (Пс. 77:15-20; 104:41;[1665] 113:8[1666]). “В Хориве,” не на горе этого имени, так как в данное время евреи не подошли еще и к Синаю, а в носящем данное имя горном хребте. “Камень, из которого потекла вода, как говорит Апостол Павел, есть Христос (1 Кор. 10:4[1667]), для неверных сухой и упорный, а как скоро кто приложит жезл веры, делающейся удобоприемлемым для жаждущих и текущим внутрь приемлющих Его” (Григорий Нисский).

 

Битва с амаликитянами.

 

8. И пришли Амаликитяне и воева­ли с Израильтянами в Рефидиме.

Амаликитяне, потомки Исава через сына его Елифаза (Быт. 36:12[1668]), — кочевой, живущий грабежом, народ, занимали пространство между Идумеей и Синаем. Судя по свидетельству Втор. 25:18,[1669] они капали не на главные силы и массы народа, а на последние, утомившиеся в пути и потому отставшие, ряды.

 

9. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей (сильных) и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вер­шине холма, и жезл Божий будет в руке моей.

Иисус, первоначально называемый Осией, — сын Навина из колена Ефре­мова (Числ. 13:8,16[1670]). Только что роптавший, недовольный Моисеем народ не мог по своему настроению принять участие в битве во всем своем составе; для нее избираются лица отважные, не потерявшие присутствия духа (ср. Суд. 7:1[1671] и д.). Обещание встать с жезлом божиим, жезлом чудодейственным (см. выше ст. 5), есть не что иное, как уверение в предстоящей победе над врагами.

 

10. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и (пошел) сразиться с Амали­китянами; а Моисей и Аарон и Ор взош­ли на вершину холма.

По мнению Иосифа Флавия, упоминаемый в настоящем случае Ор есть одно и то же лицо с Ором, дедом известного художника, строителя скинии Веселеила и сыном Халева из колена Иудина (Исх. 31:2;[1672] 35:30;[1673] 38:22;[1674] 1 Пар. 2:19,50;[1675] 4:1,4;[1676] 2 Пар. 1:5[1677]). Иудейское предание, отмечаемое Иосифом Флавием называет его мужем сес­тры Моисеевой Мариам. Насколько справедлива и верна еврейская традиция, ска­зать довольно трудно. Но она в достаточной мере объясняет тот факт, почему Моисей избирает в данном случае Ора; вместе с Аароном он — его ближайший родственник.

 

11. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опус­кал руки свои, одолевал Амалик; 12. но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор под­держивали руки его, один с одной, а дру­гой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца.

“Не потому только, — говорит Иустин философ, — народ одерживал победу, что Моисей молился, но и потому, что в то время, как имя Иисуса было во главе битвы, сам он, Моисей, делал знамение креста.”

 

13-14. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. И сказал Господь Моисею: напи­ши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу па­мять Амаликитян из поднебесной.

Израиль, как святыня Господня, является неприкосновенным; всех оби­жающих его настигает бедствие (Иер. 2:3[1678]). Это общее правило применяется и к амаликитянам (1 Цар. 15:2,3[1679]). Приказание об истреблении записывается для того, чтобы впоследствии не было забыто.

 

15.И устроил Моисей жертвенник (Гос­поду) и нарек ему имя: Иегова Нисси. 16. Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Ама­лика из рода в род.

Израиль сражался под знаменем Всевышнего, которое держал в сво­их руках Моисей, отсюда и название жертвенника: “Иегова Нисси;” по-еврейски: Гос­подь — знамя мое. Такой смысл устанавливается выражением ст. 16: “ибо рука на престоле Господа.” Моисей изъясняет название жертвенника: “Господь — знамя мое” тем, что рука его была на знамени Всевышнего, держала последнее (слав.: “рукою тайною,” LXX: “εν χειρί κρυφαία” о руке Господа, поборовшей Амалика).

 

Глава 18.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.005 с.)