Золотой телец и гнев Господа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Золотой телец и гнев Господа.



 

1. Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, кото­рый вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

Как видно из Втор. 9:9[2046] и д., требование народа “сделай нам богов, которые бы шли пред нами,” имело место незадолго до окончания40-дневного пребывания Мои­сея на Синае и было вызвано его продолжительным отсутствием, наводящим на мысль, что он больше не возвратится с горы. Так как Моисей был для евреев представителем Бога (20:1-2[2047]), то его невозвращение к народу служило для последнего ручательством за то, что он оставлен Всевышним (ср. Втор. 31:1-6[2048]). Прямое указание на существование подобного взгляда имеется в словах “сделай богов, которые бы шли пред нами.” Народ не верит, что впереди него пойдет, как прежде, столб облачный, служивший видимым знаком присутствия и откровения Сущего Израилю, и просит заменить Его изображением другого бога. Стоящее в данном случае еврейское выражение “elohim” со сказуемым во множественном числе, каковое сочетание употребляется для обозна­чения богов языческих, дает понять, что евреи просят сделать изображение не Всевышнего, а бога языческого. Справедливость подобного понимания подтверждается слова­ми Пс. 105: “ и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте ” (ст. 20-21).

 

2. И сказал им Аарон: выньте золо­тые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. 3. И весь народ вынул золотые серь­ги из ушей своих и принесли к Аарону.

По собственному признанию Аарон, к которому, как заместителю Моисея (24:14[2049]), обратились евреи с просьбой, уступил их требованию в виду того, что этот народ “зол” (ст. 22[2050]), т.е. опасение за собственную жизнь (17:4[2051]) застави­ло его исполнить народное требование. Что касается предложения принести “золотые серьги, которые в ушах жен,” то, по мнению Ефрема Сирина и блаженного Феодорита, оно было сделано с надеждой, что жены, жалея свои драгоценности, от­клонят мужей от слияния тельца.

 

4. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его рез­цом. И сказали они: вот бог твой, Изра­иль, который вывел тебя из земли Еги­петской!

Избрав для изображения бога форму тельца, Аарон, как думает большинство древних (Филон, Лактанций, блаженный Иероним) и новых исследователей, подражал египтянам. В пользу подобного вывода говорит прежде всего несомненный факт почитания египтянами черного быка Аниса в Мемфисе и белого, или Мневиса, в Гелиополисе, причем свидетельства греческих писателей, Страбона, Плу­тарха, Геродота, дают основание предполагать, что египтянами употреблялись и изображения этих священных животных (хотя вообще зооморфизм гораздо меньше имел места среди египтян, чем собственно зоолятрия). На египетское проис­хождение золотого тельца указывает далее и самый характер совершенного в честь его торжества. Кроме жертвоприношения, оно состояло в пиршестве, играх (ст. 6), пляске (ст. 19) и шумных песнях (ст. 18). Такие же приблизительно формы имели и египетские празднества в честь Изиды. Описывая их, Геродот говорит: “одни из женщин ударяют в цимбалы, другие играют на флейтах, прочие женщины и мужчи­ны поют и рукоплещут.” За египетское происхождение золотого тельца говорят, наконец, и слова первомученика Стефана: “отцы наши обратились сердцами к Египту, сказав: сделай нам богов” (Деян. 7:39).

Так как телец или вол служил в древности образом силы и энергии, то и воплощенную в золотом тельце силу евреи признали за силу, изведшую их из Египта: “вот боги твои, Израиль, кото­рые вывели тебя из земли Египетской.” Но эта сила не была в их глазах силой (по крайней мере, в глазах подавляющего большинства) Всевышнего, и сам золотой телец не служил Его изображением. В справедливости этого, кроме вышесказанного, убеждают слова Господа Моисею (ст. 8): служение золотому тельцу не есть служение Ему, Сущему (каким оно могло быть в глазах Аарона, ст. 5, и других менее развитых религиозно членов народа), представленному в образе тельца, а покло­нение этому последнему. Такой же точно взгляд высказывает Апостол Павел, называя служивших золотому тельцу идолопоклонниками (1 Кор. 10:7[2052]).

 

5. Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. 6. На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.

Словами: “завтра праздник Господу” Аарон старается исправить народный взгляд на золотого тельца; он является изображением невидимого Господа. Но языческий характер совершенного в честь нового бога торжества доказывает, что народ в массе своей остался при своем убеждении.

 

7. И сказал Господь Моисею: поспе­ши сойти (отсюда), ибо развратился народ твой, который ты вывел из зем­ли Египетской; 8. скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!

Служение золотому тельцу, как нарушение первой заповеди, идолопоклонство, в духовном смысле разврат (Втор. 4:16), являлось со стороны народа изменой данному им обещанию исполнять все то, что скажет Бог (19:8; 24: 7). При таких отношениях к Иегове евреи перестают быть богоизбранным народом: “развратился народ Твой” (ср. Втор. 32:5). И если дарование законов обусловливается сыновним отношением Израиля к Богу, верностью Его постановлениям, то с изменой Иегове, с утратой народом своей богоизбранности прекращается и самое законодательство: “поспеши сойти отсюда.”

 

9. И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; 10. итак оставь Меня, да воспламе­нится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

Частный случай непослушания служит проявлением народного характера, — той жестокости (33:3,5;[2053] Втор. 9:6,13[2054]), которая сказыва­ется противлением божественному водительству, нежеланием сгибать свою шею под иго закона. При таком отношении евреев к Богу уже нет места для Его мило­сердия; оно исключает даже возможность ходатайства: “оставь Меня” (Иер. 7:16;[2055] 11:14[2056]). Милосердие сменяется гневом, который сказывается нака­занием (Наум. 1:2[2057] и д.). Но наказание недостойных потомков Авраама не исключа­ет возможности исполнить данные ему обетования: богоизбранный народ будет произведен от потомка Авраама — Моисея.

 

11. Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Еги­петской силою великою и рукою креп­кою, 12. чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отме­ни погубление народа Твоего; 13. вспомни Авраама, Исаака и Из­раиля (Иакова), рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая ум­ножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть (ею) вечно.

Умоляя об отмене грозного суда над преступным народом, Моисей не пытается умалить его вину. Он только указывает на прежние благодеяния Бога к евреям (ст. 11), как на основание вновь явить милость. Другим основанием для этого является со стороны Всевышнего ревность о славе Своего святого имени: если Он истребит Израиля, то другие народы и прежде всего египтяне с злорадством скажут: “от того, что нет у Господа силы ввести этот народ в землю, которую Он с клятвою обещал Ему, погубил Он его в пустыне” (Втор. 11:28[2058]). Не может Господь погубить Израиля и в силу данных его предкам обетовании. Обещания размножить, сохранить и ввести в землю обетованную даны семени Авра­ама вообще (Быт. 48:19[2059]), а потому перенесение их на колено Левия, в частности — на поколение одного Моисея, было бы прямым нарушением клятвой подтвержденного завета.

 

14. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.

Грозное определение отменяется только до времени (ст. 34; Чис. 14:22[2060] и д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.104.229 (0.017 с.)