Устройство жертвенника всесожжения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устройство жертвенника всесожжения.



 

1. И сделай жертвенник из дерева ситтим длиною пяти локтей и шири­ною пяти локтей, так чтобы он был четыреутольный, и вышиною трех лок­тей.

Так как жертвенник из земли (Исх. 20:24-25) не всегда был удобен для жертвоприношений, то законодательство требует устройства более устойчивого жертвенника. Как видно из описания, это был сделанный из досок дерева ситтим (ст. 8) сруб, пустой внутри (ст. 8), не имевший ни дна, ни верхней крышки, в пять локтей длины и ширины и в три локтя вышины. В виду сравнительной высоты жертвенника к нему приходилось “восходить” (Лев. 9:22[1963]). И так как удобные для восхождения ступени были запрещены (Исх. 20:26[1964]), то можно думать, что с одной его стороны была сделана покатая насыпь.

 

2. И сделай роги на четырех углах его, так чтобы роги выходили из него; и обложи его медью.

По четырем углам жертвенника из его стен выступали завитки, имевшие форму рогов вола, как главного жертвенного животного, и потому называвшиеся рогами жертвенника. Они не были только прибиты к углам жертвенника в каче­стве украшения, но составляли с ним одно целое, — были сделаны из того же дерева и обложены не особенными медными листами, но той же обкладкой, которой были покрыты и стенки. Поскольку с рогами жертвенника был связан обряд жертвоприношения, состоявший в кроплении их кровью жертвенного жи­вотного, постольку, можно думать, они имели великое священное значение и со­ставляли важную принадлежность жертвенника Искавшие спасения жизни ухва­тывались за его рога (3 Цар. 1:50;[1965] 2:28[1966]); название рогов заменяет название жерт­венника (Пс. 117:27[1967]), и сокрушение их равносильно уничтожению жертвенника (Иудифь 9:8;[1968] Ам. 3:14[1969]). Стенки жертвенника были обложены медью как для противодействия постоянно пылавшему на нем огню, так и для сообщения им прочности и вида.

 

3. Сделай к нему горшки для высы­пания в них пепла, и лопатки, и чаши, и вилки, и угольницы; все принадлеж­ности сделай из меди.

Медные горшки, котлы, требовались как для собирания пепла от жертв, так и для варения жертвенного мяса (ср. Лев. 6:28[1970]); лопатки — для очищения жертвенника от пепла; чаши — для сцеживания крови жертвенных животных; вил­ки, вероятно, с тремя зубцами (1 Цар. 2:13[1971]), — для поворачивания сжигаемых частей и для вынимания мяса из горшков, в которых оно варилось и, наконец, угольницы.

 

4. Сделай к нему решетку, род сетки, из меди, и сделай на сетке, на четырех углах ее, четыре кольца медных; 5. и положи ее по окраине жертвенника внизу, так чтобы сетка была до половины жертвенника.

 

Сетка окружала жертвенник со всех сторон: “сделай на четырех углах ее четыре кольца.” По точному переводу с еврейского текста, она должна быть положена под “карков жертвенника снизу, так чтобы доходила до половины жертвенника.” В виду того, что выражение “карков,” кроме данного места, в Библии не встречается, объяс­нения его отличаются разноречием. Одни экзегеты разумеют под ним скамью, обходившую жертвенник кругом по его средине, которой пользовались священ­ники при совершении жертвенных операций. Но скамья представляла бы запре­щенные законом ступени (Исх. 20:26) и увеличивала бы размеры жертвенника.

Равным образом неодинаково представляется положение и устройство решетки. Некоторые видят в ней решетку, или решетчатый очаг, на верхней площадке жер­твенника, помещают ее то между рогов жертвенника, то с большим или меньшим углублением в ящик жертвенника. Но существование на жертвеннике искусствен­ного очага является лишним, потому что действительным местом сожжения жертв должна служить земля (Исх. 20:24-25). Гораздо вероятнее и правдоподобнее следующее объяснение этих частей жертвенника. Именем “карков” называется в жертвеннике то, что в принадлежностях святилища — алтаре кадильном и столе предложений обозначено словом “zer” — венец. Это был простой карниз или про­стая полоса, проходившая по верхнему краю стенок жертвенника, сообщавшая им большую крепость и вместе с тем служившая украшением жертвенника, приближавшим его к священным сосудам. В то же самое время этот карниз служил связью для рогов жертвенника, соединял их в одно целое. Непосредственно под данной полосой, или карнизом, по наружной стороне жертвенника и в верхней ее половине проходила сетчатая медная решетка, покрывавшая верхнюю полови­ну стенок жертвенника.

 

6. И сделай шесты для жертвенника, шесты из дерева ситтим, и обложи их медью; 7. и вкладывай шесты его в кольца, так чтобы шесты были по обоим бокам жертвенника, когда нести его.

Были ли сделаны для вкладывания шестов особые кольца, или же это были кольца решетки (ст. 4), текст не говорит. Но если допустить, что кольца решетки находились на нижних боках, углах ее, то существование других пред­ставляется излишним. Шесты служили для перенесения жертвенника, который в случае ненастья закрывался во время похода особенным кожаным покровом, “тахаш” (Чис. 4:13-14[1972]).

 

8. Сделай его пустой внутри, досчатый: как показано тебе на горе, так пусть сделают (его).

Пустая внутренность сруба из досок наполнялась, вероятно, землей или камнями (24:24-25).

 

9. Сделай двор скинии: с полуденной стороны к югу завесы для двора долж­ны быть из крученого виссона, длиною во сто локтей по одной стороне; 10. столбов для них двадцать, и подножий для них двадцать медных; крюч­ки у столбов и связи на них из серебра. 11. Также и вдоль по северной сто­роне — завесы ста локтей длиною; стол­бов для них двадцать, и подножий для них двадцать медных; крючки у стол­бов и связи на них (и подножия их) из серебра. 12. В ширину же двора с западной стороны — завесы пятидесяти локтей; столбов для них десять, и подножий к ним десять. 13. И в ширину двора с передней сто­роны к востоку — (завесы) пятидесяти локтей; (столбов для них десять, и под­ножий для них десять).

Окружавшая двор скинии ограда состояла из столбов и навешенных на них завес из крученого виссона. На продольных, южной и северной, сторонах завесы имели по сто локтей длины, и на этом протяжении было поставлено по двадцати столбов, так что на каждые пять локтей приходилось по одному столбу. Завесы боковых, поперечных сторон простирались на 50 локтей, а при них 10 столбов, расставленных на том же самом расстоянии. Само собой понятно, что при разделении длины и ширины ограды на пятилоктевые промежутки не должна браться в расчет толщина столбов, потому что в противном случае получилось бы не 100 локтей длины и 50 ширины, но больше, больше настолько, сколько локтей составляла широта столбов, взятых вместе. Пятилоктевое расстояние нужно счи­тать поэтому не между столбами, а между предполагаемыми их внутренними стер­жнями, или осями.

Сама расстановка столбов происходила, очевидно, следую­щим образом. Если она началась с южной стороны, идущей с востока на запад, то первый столб был поставлен по прохождении первой локтевой стадии; второй — после второго пятилоктевого промежутка и т д., так что двадцатый столб падал на крайний пункт сотого локтя, или на самый юго-западный угол. Равным образом и первый столб поперечной западной стороны поставлен после пятого локтя, а пос­ледний или десятый после пятидесятого, на самом северо-западном углу. Также и первый столб северной продольной стороны был поставлен на пятом локте, а последний на сотом, или на северо-восточном углу. Отсюда, именно с пятого локтя от угла, начата установка столбов восточной стороны, так что последний десятый столб пал на оставшийся доселе незанятым юго-восточный угол, или на исходный пункт общего счета.

В составе столбов различается подножие — пьеде­стал, собственно столб, или ствол, верх, или капитель (38:17[1973]). Подножия были сделаны из меди, имели, по словам Иосифа Флавия, шпицеобразную фор­му, — напоминали те железные чехлы, которые греки надевали на колья, втыкая их в землю. Другие считают их плитообразными. Материал и форма столбов не указаны. Но первый подразумевается, — это указанное для самой скинии дерево ситтим, аравийская акация. Что касается формы, то одни считают столбы четыре­хугольными, так как эта форма чаще других встречается в описании скинии, дру­гие же в виду того, что столбы называются “amudim,” колонны, и имеют капители, выдают их за круглые. Неизвестна равным образом и форма капителей, обложенных серебром (38:17). Была ли она шарообразная, или же напоминала цве­точную чашечку, сказать невозможно. Несомненно лишь то, что капители должны были возвышаться над завесой, так как в противном случае их нельзя было ви­деть, они оказывались лишними.

Для утверждения столбов служили связи, про­пущенные через серебряные крючки. Под связями разумеются серебряные пру­ты, проходившие от столба к столбу и, следовательно, обходившие кругом всей линии ограды. Они держали столбы в прямом направлении и препятствовали их падению в плоскости завесы. Падение же столбов в другом направлении, выпа­дение их из линии ограды предотвращались при помощи цепей, которые спуска­лись от капителей и утверждались в земле, по словам Иосифа Флавия, — медны­ми в локоть длины. На соединенные прутами столбы была повешена завеса. При длине в 280 локтей и при высоте в 5 она не могла быть одной цель­ной полосой, но представляла соединение отдельных частей, как и покровы ски­нии. Чтобы легкая льняная материя могла сопротивляться ветру, она должна быть прочно прикреплена не только вверху столбов, но и внизу.

 

14. К одной стороне — завесы в пят­надцать локтей (вышиною), столбов для них три, и подножий для них три; 15. и к другой стороне — завесы в пят­надцать (локтей вышиною), столбов для них три, и подножий для них три.

На входной, восточной, стороне двора пространство с каждого бока в пятнадцать локтей было закрыто такими же завесами, как и на остальных сторо­нах. На этом пространстве было поставлено по три столба, всего шесть.

 

16. А для ворот двора завеса в двад­цать локтей (вышиною) из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы; столбов для нее четыре, и подножий к ним четыре.

По средине восточной стороны пространство в двадцать локтей было оставлено для входа. Его составляли четыре столба с повешенной на них завесой в двадцать локтей, В отличие от завес ограды (“kelah”) она носила название masach и была приготовлена из голубой, пурпуровой, червленой ткани и крученого вис­сона работой “rokem.” В переводе LXX данный термин передается выражением “ποικιλία του ραφιδεντου,” в славянском — “пестрение швенное,” в латинс­ком — “opus plumarii.” Известно, что именем “plumae” — перья назывались до­щечки в военных латах, располагавшиеся, как перья птиц или чешуя рыб. Отсюда “plumaria” назывались украшения на одеждах, подобные перьям, дощечкам и цве­там, вытканным или вышитым иглой.

Талмуд и раввины в объяснение термина “rokem” говорят, что под ним разумеются украшения, нашиваемые иглой по тканному полю и притом имеющие одно лицо, т.е. одинаковые с лица и изнанки. Сообразно с этим под работой “rokem” разумеется такая отделка ткани, в кото­рой белое поле виссона было разделано голубыми, пурпуровыми и ярко-красны­ми нитями в виде лат или квадратов. Своим цветом и работой завеса входа резко выделялась среди белой полотняной ограды скинии. Выделение было еще рель­ефнее, если она действительно имела те размеры, о которых говорит перевод LXX: вместо 5 локтей высоты имела двадцать. Предназначенная для того, чтобы закрывать вход, завеса не была, конечно, прикреплена внизу и могла, смотря по надобности, подниматься на известную высоту.

 

17. Все столбы вокруг двора должны быть соединены связями из серебра; крючки у них из серебра, а подножия к ним из меди.

Поясняется указание ст. 10 в том отношении, что говорится о связях между столбами кругом всей ограды.

 

18. Длина двора сто локтей, а шири­на по всему протяжению пятьдесят, высота пять локтей; завесы из круче­ного виссона, а подножия у столбов из меди.

 

Для точности повторены измерения всего двора, причем вполне ясно отмечено, что обе продольные стороны должны иметь по сто локтей, короткие по пятидесяти, а высота везде должна быть в пять локтей.

 

19. Все принадлежности скинии для всякого употребления в ней, и все ко­лья ее, и все колья двора — из меди.

Упоминание о кольях скинии и двора дает видеть, что для прикрепления к земле верхних покровов скинии и для укрепления столбов двора требовались колья, а к ним и веревки (Чис. 3:37; 4:26, 32; Исх. 35:18; 13:40).

 

20. И вели сынам Израилевым, что­бы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; 21. в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, бу­дет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых.

О приношении елея для золотого семисвешника: среди описания устройства будущей скинии говорится об елее потому, что он должен составлять такую же необходимую принадлежность святилища как и его вещи. Приносимый всеми евреями, елей должен быть приготовлен из маслин: должен быть “чис­тый,” т.е. без отстоя, без примеси и без сора; должен быть “выбитый,” т.е. не выжатый прессом, а стекший из растолченных маслин. Елей горел “во всякое время,” — не только днем, но и ночью, как это подтверждается и положительным законом о всегдашнем горении светильника (30:8; Лев. 24:3-4), об утреннем приведении в порядок лампад (Исх. 30:7), а также и тем обстоятельством, что, при отсутствии окон, в святилище нельзя было обходиться без огня и днем. Оп­равление светильника должно быть совершаемо Аароном и сынами его, т.е. пер­восвященником и священниками, а не левитами.

 

Глава 28.

 

Учреждение ветхозаветной иерархии и священные одежды.

6-39. Одежды Аарона-первосвященника. 40-43. Одежды сынов Аароновых.

 

1. И возьми к себе Аарона, брата тво­его, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых,

Учреждение ветхозаветной Иерархии. До Синайского законодательства у евреев действовало право естественного священства: глава семьи был в то же время и священником, — приносил жертвы (Быт. 12:7; 22:2; 26:25; 28:18). С устройством же скинии и возникновением сложного культа для богослужения назначаются особые священники, члены фамилии Аарона, с ним, как первосвя­щенником (Лев. 21:10;[1974] ср. Исх. 20:7;[1975] Чис. 35:28[1976]), во главе. Для служения при скинии они предназначаются Богом еще в Египте (1 Цар. 2:27-28[1977]), и оно дается им как дар (Чис. 18:7[1978]).

Но, будучи делом свободного божественного установле­ния, избрание священников из колена Левиина вызывалось, можно думать, его сравнительной нравственной чистотой и религиозностью. Если даже не прида­вать особенного значения свидетельству еврейского предания, что пред исходом из Египта колено Левиино повело борьбу за исповедание Всевышнего против увлекавшихся язычеством, то и тогда о его религиозности может свидетельствовать поведе­ние левитов после поклонения золотому тельцу при Синае (32:27-28). “Возьми к себе,” — ты близок ко Мне, ты посредник между Мной и народом, в такое же положение повелеваю поставить и твоего брата с его сыновьями. Исполнение обязанностей священного служения, поставляя служащих в положение посредни­ков между Богом и народом, делает их лицами, принадлежащими Богу. Они не священники народа, но священники Богу.

 

2. И сделай священные одежды Ааро­ну, брату твоему, для славы и благоле­пия.

Одежды Аарона и его сыновей указывали на их сан, служили внешним от­личием священных лиц от остального народа. Отсюда, как носимые только свя­щенниками, они называются “священными.” Священны они и потому, что надева­лись только при священнодействиях (29:29; 31:10). Говоря далее о “славе и благолепии” служения, одежды соответствовали благолепию святилища.

 

3. И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости (и смышления), чтобы они сделали Аарону (священные) одежды для по­священия его, чтобы он был священни­ком Мне.

Для устроения одежд Моисей должен избрать “мудрых сердцем,” людей искусных в художестве и ремеслах (31:6;[1979] 35:10;[1980] 36:1-2[1981]).

 

4. Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, [1982] верхняя риза, хитон [1983] стяжной, кидар [1984] и пояс. Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, что­бы он был священником Мне. 5. Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона, 6. и сделают ефод из золота, из голу­бой, пурпуровой и червленой шерсти, и из крученого виссона, искусною ра­ботою.

Ефод (слав. “верхняя риза,” или “эфуд”). Производимое толковниками от еврейского глагола “афад” — “связывать,” данное название указывает на одежду, состоявшую из двух кусков материи, из которых один покрывал спину, другой грудь до пояса; на плечах они скреплялись нарамниками (см. ст. 7), а при поясе завязками (ст. 8). Материалом для ефода служили нити голубой, пурпуровой и червленой пряжи, виссон (лен) и золото. Последнее растягивалось в листы, разрезалось на нити, которые и были вотканы между петлями указанных цветов (39:3). “Ефод, говорит блаженный Иероним, соткан из четырех цветов: гиацинтового, льня­ного, багряного червленного и золотого. Золотые пластинки, т.е. листы, растяги­ваются до чрезвычайной тонкости, нарезанные из них нити сучатся с утоком из трех цветов и нитяною основою.”

 

7.У него должны быть на обоих кон­цах его два связывающие нарамника, чтобы он был связан.

Нарамники, или застежки на плечах, связывали ефод на обоих концах его (39:4[1985]). Это указание дает понять, что ефод не представлял собой цель­ной одежды, — тогда не было бы нужды скреплять, связывать два конца его на плечах. Она состояла из двух кусков сотканной вышеуказанным способом материи, из которых один оканчивался на плечах первосвященника со сторо­ны груди, а другой со стороны спины. Во избежание распадения концы этих половин связывались на каждом плече нарамником особого рода застежкой. Форма этой последней неизвестна, но, как видно из 9-12 ст. (39:6-7[1986]), каждая из них была украшена камнем “шогам” — ониксом, вставленным в зо­лотую оправу.

 

8. И пояс ефода, который поверх его, должен быть одинаковой с ним работы, из (чистого) золота, из голубой, пур­пуровой и червленой шерсти и из крученого виссона.

На плечах два куска материи скреплялись нарамниками, а внизу при поясе — завязками.

 

9. И возьми два камня оникса и вырежь на них имена сынов Израилевых: 10. шесть имен их на одном камне и шесть имен остальных на другом кам­не, по порядку рождения их;

По преданию на камне, назначенном для правого плеча, были вырезаны имена шести старших сынов Иакова.

 

11. чрез резчика на камне, который вырезывает печати, вырежь на двух камнях имена сынов Израилевых; и вставь их в золотые гнезда 12. и положи два камня сии на на­рамники ефода: это камни на память сынам Израилевым; и будет Аарон носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для памяти.

Вырезанные на каждом камне имена сынов Израилевых носились Аароном пред Господом “для памяти,” — для того, чтобы он не забывал народ свой в просительной молитве. Вместе с первосвященником, являвшимся пред лицо Божие, являлись к лицу Божию и колена Израилевы.

 

13. И сделай гнезда из (чистого) зо­лота; 14. и (сделай) две цепочки из чисто­го золота, витыми сделай их работою плетеною, и прикрепи витые цепочки к гнездам (на нарамниках их спереди).

Цепочки, о которых говорится в данных стихах, нельзя отождествлять с цепочками, при помощи которых прикреплялся к нарамникам наперсник судный (ст. 22-25). Об устройстве последних дается особое повеление (ст. 22). Естественнее предположение, что цепочки, ст. 13-14, обвевали гнезда и тем пре­дохраняли выпадение камней нарамников из оправ.

 

15. Сделай наперсник судный искус­ною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его; 16. он должен быть четыреугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною;

Название наперсник дано одежде от ношения ее на груди, а наименование “судный” произошло от присутствия в нем урима и туммима (см. объяс­нение ст. 30). Сделанный из той же самой материи, что и ефод, он представлял квадратный плат в пядень длины и ширины (около пяти вершков). Наперсник был двойной, состоял из сложенной вдвое материи.

 

17. и вставь в него оправленные кам­ни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд, — это один ряд, — 18. второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз; 19. третий ряд: яхонт, агат и аметист; 20. четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они. 21. Сих камней должно быть двенад­цать, по числу (двенадцати имен) сы­нов Израилевых (на двух раменах его), по именам их (и по рождению их); на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.

В наперснике, с передней его стороны должны быть вставлены в золо­тых оправах 12 драгоценных камней, расположенных в четыре ряда. Какие это были камни, с точностью сказать невозможно. На основании древних переводов можно с вероятностью предполагать, что в верхнем ряду находились сердолик, топаз и изум­руд; во втором — карбункул, сапфир и яспис; в третьем — яхонт, агат и аметист; в нижнем, т е. четвертом, — хризолит, берилл и оникс. Сердолик — красного цвета; топаз — золотистого; изумруд — зеленого; карбункул — огненного; сапфир — голу­бого; яспис — различных цветов; яхонт — золотисто-желтого; агат — различных цве­тов; аметист — фиолетового; хризолит — зеленоватого; берилл — зелено-голубоватого; оникс — вроде агата. В каком порядке должны следовать имена колен, текст не говорит, но вероятно, в порядке старшинства, как и на нарамниках (ст. 10).

 

22. К наперснику сделай цепочки витые плетеною работою из чистого золота; 23.и сделай к наперснику два коль­ца из золота и прикрепи два (золотых) кольца к двум концам наперсника, 24. и вдень две плетеные цепочки из золота в оба кольца по (обоим) концам наперсника, 25. а два конца двух цепочек прикре­пи к двум гнездам и прикрепи к нарамникам ефода с лицевой стороны его;

К каждому из двух верхних, т.е. ближайших к плечам, углов наперсника приделывалось по золотому кольцу, к ним в свою очередь по золотой цепочке, а каждая из этих последних прикреплялась к соответствующему гнез­ду нарамника.

 

26. еще сделай два кольца золотых и прикрепи их к двум другим концам наперсника, на той стороне, которая лежит к ефоду внутрь; 27. также сделяй два кольца золотых и прикрепи их к двум нарамникам ефода снизу, с лицевой стороны его, у со­единения его, над поясом ефода; 28. и прикрепят наперсник кольца­ми его к кольцам ефода шнуром из голубой шерсти, чтобы он был над по­ясом ефода, и чтоб не спадал наперсник с ефода.

По такому же золотому кольцу прикреплялось и к каждому из двух нижних углов наперсника, только они находились не на лицевой его стороне, а на исподней, обращенной к ефоду, В свою очередь и этот последний под стягивающим его поясом имел на каждом углу по кольцу, кольцо против кольца наперсни­ка. Кольцо наперсника связывалось с кольцом ефода шнуром, и благодаря этому наперсник не спадал с ефода, не сбивался на сторону.

 

29. И будет носить Аарон имена сы­нов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом. (И положи на наперс­ник судный витые цепочки, положи на оба конца наперсника, и положи оба гнезда на обоих плечах на нарамнике с лица.)

Ношение первосвященником на своей груди, у сердца, камней с имена­ми сыновей Израилевых указывало на его духовные отношения к своему народу. Первосвященник соединен с ним узами самой тесной любви.

 

30. На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить (во святилище) пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним.

С наперсником судным был соединен “урим и туммим.” Еврейский текст, говоря об отношении последнего к первому, употребляет выражение “нататта” (от натан), означающее: “прибавь, приложи” урим и туммим к наперснику (ср. Лев. 8:8[1987]). (Здесь интересно рассмотреть соответствующий текст Славянской Библии — И опояса его по устроению ефуда, и стисне его им: и возложи нань слово, и возложи на слово явление и истину. Прим. ред.). Сообразно с этим название “урим и туммим” озна­чало предмет, прилагавшийся к наперснику. С большей точностью выясняет­ся отношение между ними путем сравнения данного стиха и Лев. 8:8 с 16[1988] и 21[1989] ст. 25 гл. книги Исход. В том и другом стихе говорится о вложении в ковчег скри­жалей завета, причем в еврейском тексте употреблен тот же, что в Исх. 28:30;[1990] Лев. 8:8, глагол “натан” с предлогом “эл.” Но если в них он характеризу­ет отношение скрижалей к ковчегу, то и в последних — отношение урима и туммима к наперснику. Как скрижали вложены в ковчег завета, так урим в наперсник. Возможность этого видна из того, что последний был “двойной,” состоял из двух кусков материи. Но если урим и туммим “вкладывался” в на­персник, то его уже нельзя отождествлять, как делают некоторые, с 12 камня­ми: они были на наперснике, но не в наперснике. С представлением об уриме и туммиме, как предмете, совпадает и другое, высказанное экзегетами, мне­ние, будто бы этим именем называлось получаемое первосвященником откровение. В частности, на отличие урима от откровения указывает Чис. 27:21: “и будет он (Иисус Навин) обращаться к Елеазару священнику и спрашивать его о решении урима. ” Из сравнения слов: “ и будут они (урим и туммим) у сердца Аарона ” с дальнейшим выражением: “ и будет Аарон носить суд сынов Израиля у сердца своего,” с несомненностью следует, что название “суд” усвояется уриму и туммиму и что в зависимости от этого содержащий их наперсник получил имя “наперсника судного” (ст. 15). И так как с выражением “суд” (евр. “мишпат”) соединяется понятие об откровении (Ис. 51:4[1991]), то название урима “судом” указывает на то, что посредством него открывалась воля Божия, получалось откровение (Чис. 27:21). (Это толкование подходит к славянскому толкования “урим” и “туммим” как “слово” и “истина.” Прим. ред.)

 

31. И сделай верхнюю ризу к ефоду всю голубого цвета;

“Меил” (слав.: долгая риза, внутренняя) в отличие от ефода был одноцветный. Верхняя риза названа “ризою к ефоду,” т.е. принадлежностью ефода, который без него не надевался.

 

32. среди ее должно быть отверстие для головы; у отверстия ее вокруг должна быть обшивка тканая, подобно как у отверстия брони, чтобы не дра­лось;

Одежда была не распашная, не застегивающаяся, но цельная, с отверстием для головы в верхней части. Отверстие нужно не прорезать, а сделать его при самом тканье ризы, которая вся была тканая (39:22[1992]). Чтобы отверстие не дралось, оно обшивалось (39:23[1993]).

 

33. по подолу ее сделай яблоки из нитей голубого, яхонтового, пурпуро­вого и червленого цвета (и из круче­ного виссона), вокруг по подолу ее; (та­кого вида яблоки и) позвонки золотые между ними кругом: 34. золотой позвонок и яблоко, зо­лотой позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом; 35. она будет на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть.

По подолу верхней ризы, доходившей, по словам Иосифа Флавия и блаженного Иеронима до колен, шли вперемежку (39:26[1994]) трехцветные подобия гранатовых яблок, сделанные из голубой, пурпуровой и червленой крученой пряжи (39:24[1995]), и золотые звонки. В то время как гранатовые яблоки, отличавшиеся сладостью, напоминали о сладости возвещаемого первосвященником закона (Пс. 118:72[1996]), так звук звонков при входе Аарона во святилище и выходе из него имел ближайшее отношение к личной безопасности первосвященника: “и не умрет он.” Входя во святилище, место особого присутствия Божия, Аарон, облеченный в свои священные одежды, являлся представителем и ходатаем народа, а не нарушите­лем святости места; потому Аарон должен быть чужд страха наказания смертью за оскорбление величия Божия. Объяснение Иисуса сына Сирахова (45:11[1997]) не делает понятным выражение: “и не умрет он.”

 

36. И сделай полированную дощеч­ку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: “Святыня Господня,” 37. и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; 38. и будет она на челе Аароновом, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими прино­симых; и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господня к ним.

Прикрепляемая к головной повязке первосвященника золотая дощечка, “диадема святости” (29:6;[1998] 39:30[1999]), с находящейся на ней надпи­сью: “святыня Господня,” указывала на то, что первосвященник носил грехи или недостатки приношений сынов Израилевых. Какие это грехи жертв и отчего они происходят, сказать с определенностью трудно. Одни причину этого указывают в грехах приносящего жертву, которые заражали своей нечистотой и то, что приносилось в жертву. Другие под грехами приношений разумеют грехи священников при совершении жертвоприношений, происходящие от нарушения обрядовых постановлений. Если бы первосвященник не нес, т.е. не снимал, этих грехов, то священные дары, назначенные для очищения человека и умилостивления Бога, не достигали бы своей цели. Описания головного убора перво­священника в Библии нет. По словам Иосифа Флавия он состоял из льняной ткани, обыкновенной священнической повязки, поверх которой была другая, сделанная из узорчатой фиолетовой ткани с тройным кованым золотым венком (Иуд. Древн. 3:7, 6).

 

39. И сделай хитон из виссона и кидар из виссона и сделай пояс узорча­той работы;

Хитон (слав.: “риза тресновита” — бахромчатая, или, по другому объяснению, клетчатая) делался из виссона, тканый (4 ст.; 39:27[2000]). Можно думать, что из одноцветных нитей материя хитона была выткана шашечками, или мелки­ми квадратами, в которых нити шли в различных направлениях, образуя материю в виде пике. Пояс был сделан из виссона и из материи голубой, пурпурового и червленого цвета, узорчатой работы (39:29[2001]).

 

40. Сделай и сынам Аароновым хи­тоны, сделай им поясы, и головные повязки сделай им для славы и благоле­пия, 41. и облеки в них Аарона, брата тво­его, и сынов его с ним, и помажь их, и наполни руки их, и посвяти их, и они будут священниками Мне.

Умолчание об устройстве священнических хитонов и поясов даст основание предполагать, что они не отличались от соответствующих одежд первосвя­щенника (ср. 39:27). Название же священнической повязки — “мигбаа” (39:28;[2002] Лев. 8:13[2003]) отличается от имени первосвященнического головного убора “мицнефет,” что в свою очередь указывает на различие в устройстве и самих головных украшений.

 

42. И сделай им нижнее платье льня­ное, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней, 43. и да будут они на Аароне и на сынах его, когда будут они входить в скинию собрания, или приступать к жертвеннику для служения во святи­лище, чтобы им не навести (на себя) греха и не умереть. Это устав вечный, (да будет) для него и для потомков его по нем.

Надраги, нижнее льняное одеяние, простиравшееся от чресл, поясницы, до голеней (часть ноги от колена до ступни), прикрывали телесную наготу. Ношение их указывало на сознание священниками своей греховности, на благо­говейное отношение к святости места и потому спасало от смерти.

 

 

Глава 29.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.064 с.)