Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые направления эффективной работы предприятия

Поиск

Эффективность работы сотрудника предприятия обще­ственного питания, а также самого предприятия зависит от научной организации труда, квалифицированного руковод­ства, профессиональной подготовки работника производства, качественного и своевременно доставленного на предприя­тие сырья, финансового состояния предприятия, уровня оп­латы труда сотрудников и других факторов. Одним из осно­вополагающих факторов является стоимость и качество сы­рья, которое поступает на предприятия для производства продукции общественного питания. Поэтому одним из путей получения сырья по доступным (приемлемым) ценам явля­ются беспошлинные товаротранспортные операции через сво­бодные экономические зоны (СЭЗ). Стремительное увеличе­ние числа свободных экономических зон — одно из наиболее характерных явлений, получивших интенсивное развитие в мировой экономике.

Все свободные экономические зоны (беспошлинные тамо­женные территории, промышленно-торговые и технико-вне­дренческие зоны) объединяют беспошлинный и льготный ре­жим ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории принимающей страны, активное взаимодействие с иностранным капиталом, а также тесная связь с мировым рынком.

Наиболее распространенные свободные экономические зоны получили в развивающихся странах. Если к 1981 г. в указанных государствах было создано 96 таких зон, то к на-


чалу 1990 г. — уже около 300. Еще несколько десятков СЭЗ находится в стадии формирования.

Общая занятость в СЭЗ, созданных в развивающихся странах, достигает 2 млн чел. К началу XXI в. этот показа­тель превысил 3,5 млн чел.

Выручка от экспорта из свободных экономических зон в настоящее время достигает 28 млрд долл.

Свободные экономические зоны существуют также и во всех промышленно развитых странах. Причем в США их чис­ленность самая большая — около 200. Помимо старейшей и крупнейшей свободной экономической зоны в Нью-Йорке, они организованы в Бостоне, Чикаго, Кливленде, Сан-Францис­ко, Сиэтле и др.

СЭЗ считается особая территория крупного морского пор­та, железнодорожного узла, аэропорта, выделенная из та­моженной территории страны для свободного и беспошлин­ного ввоза и вывоза иностранных товаров. В ней товары хра­нятся на складах неограниченный или ограниченный срок, расфасовываются, пересортировываются и перерабатывают­ся, а затем поставляются на внутренний рынок данной стра­ны с уплатой пошлины или вывозятся беспошлинно за грани­цу. Использование подобных экономических зон позволяет поставщикам отложить реализацию товаров до повышения на них спроса и соответственно цен, демонстрировать про­дукцию потенциальным оптовым покупателям, дорабатывать ее в целях уплаты в дальнейшем меньшей пошлины.

Исторически таким зонам предшествовало создание "сво­бодных портов", иными словами, территорий беспошлинного складирования товаров на период поиска покупателей. Первона­чально "свободные порты" создавались для развития местного рынка, а затем и для содействия расширению международной торговли. Статус "свободных портов" имели Генуя (с 1595 г.), Венеция (с 1661 г.), Марсель (с 1669 г.), а в России — Одесса (с 1817 г.), Владивосток (с 1862 г.) и Батуми (с 1878 г.).

По мере монополизации рынка и усиления протекцио­нистской политики государств "свободные порты" стали уп-


раздняться, а на их территории и в других торговых центрах начали создаваться свободные экономические зоны, где все большее значение приобретала переработка товара..

Основателями такого типа свободных экономических зон были англичане П. Калл и С. Хоув, а также американец Бут-лер, которые пришли к выводу, что государственное вмеша­тельство при различного рода кризисных ситуациях не в со­стоянии предотвратить экономический упадок крупных про­мышленных центров. По их мнению, не спасали положения и традиционные меры экономического и политического воздей­ствия на хозяйственную деятельность этих территорий.

Предпринимателям, желающим заняться бизнесом в рай­онах, находящихся в тяжелом экономическом положении, пре­доставлялся ряд льгот по налогообложению, менее жестко регламентировалась и их деятельность. Кроме того, бизнесме­ны могли осуществлять здесь некоторые операции, которые обычно не разрешаются нормативами местного законодатель­ства (например, в области банковских и страховых операций).

В пределах таких зон банки могут свободно оперировать любыми валютами и поддерживать деловые отношения с кли­ентами, проживающими вне зоны. Следовательно, здесь не надо устанавливать контроль за валютным обменом, движе­нием капиталов и т. д. В течение длительного времени СЭЗ была присуща преимущественно коммерческая деятельность. В экономических зонах товары складировались и подверга­лись лишь тем операциям, которые были направлены на обес­печение доброкачественного хранения или же на улучшение общего вида или внешнего оформления, что позволило повы­сить их качество. И только в начале 60-х гг. XX в. была разре­шена обработка товаров в СЭЗ. Обычно при этом осуществля­лись операции, увеличивающие прибавочную стоимость то­вара. Повышение прибавочной стоимости товара при отсутствии таможенных и других пошлин стало отличитель­ной чертой экономических зон, которые были созданы в США.

В практике экономических зон в настоящее время при­меняется широкая гамма льгот и стимулов для иностранных


вкладчиков капитала. Как правило, они зависят от специфи­ческих условий каждой экономической зоны. Обычно, кроме отмены таможенных пошлин, предусматриваются следующие льготы:

— отмена какого-либо налогообложения в счет права на
экспорт, освобождение от других налогов, прежде всего на
недвижимое имущество, а также местных (областных) нало­
гов, имеющихся в ряде стран;

— отмена налогов на доход иностранного персонала, ра­
ботающего в СЭЗ;

— полная или частичная отмена налогов на прибыль зо­
нальных предприятий на определенный срок и в зависимости
от ряда условий.

В Южной Корее предприятия, созданные в СЭЗ, в пер­вые пять лет полностью освобождаются от налогов, а в пос­ледующие три года налоги им снижаются на 50%.

В Шри-Ланке полная отмена налогообложения длится от 2 до 10 лет в зависимости от специфики функционирования предприятий экономической зоны, при этом учитывается чис­ло занятых на предприятии, приток конвертируемой валю­ты, применяемая технология и т. д.

Создание свободных экономических зон в разных стра­нах в настоящее время предполагает достижение таких це­лей:

— обеспечение наиболее полной занятости рабочей силы
как непосредственно в экономической зоне, так и за ее пре­
делами;

— привлечение инвестиций, особенно в свободно конвер­
тируемой валюте;

— организация в экономических зонах таких производств,
продукция которых шла бы на экспорт, не ущемляя при этом
уже существующие местные предприятия, действующие на
внутреннем рынке.

Многие страны, создающие СЭЗ, считают, что они бу­дут способствовать развитию отсталых в экономическом смыс­ле районов, модернизации технологий, получению новых ноу-


хау, обучению собственных специалистов и рабочих новым методам труда, а также использованию собственных сырье­вых ресурсов для производства экспортной продукции.

Таким образом, создание СЭЗ в любой стране предус­матривает прежде всего ускоренное развитие той или иной территории. Такие зоны позволяет правительствам принима­ющих стран смягчать кризисные ^ситуации в национальной экономике и преодолевать трудности в государственных ка­питаловложениях в регионе.

Среди "классических" СЭЗ, наиболее распространенны­ми в настоящее время, можно отметить следующие виды:

— беспошлинные зоны, расположенные на основных пе­
рекрестках международных транспортных систем;

— экспортные промышленные зоны, ориентированные
главным образом на внешнюю торговлю;

— парки технологического развития, которые создаются
на основе существующего в принимающей стране научно-тех­
нического потенциала, но с участием иностранного капитала
и с использованием прогрессивного оборудования, ноу-хау, а
также зарубежного управленческого, коммерческого и мар­
кетингового опыта;

— зоны страховых и банковских услуг, способствующих
укреплению этой исключительно важной сферы экономики;

— импортно-промышленные зоны и зоны по замещению
импорта., которые призваны обеспечить принимающую стра­
ну современными товарами, а местные предприятия — пере­
довой технологией.

На практике в "чистом виде" такие виды экономических зон встречаются редко. Обычно для каждой из них присуще сочетание характерных тенденций указанных СЭЗ. К приме­ру, маловероятно, чтобы парки технологического развития не оказывали таких ключевых услуг, как банковские опера­ции, страхование и торговля.

Подавляющее число предприятий в существующих СЭЗ — это предприятия легкой промышленности. Они про­изводят текстиль и одежду, бытовую электронику, спортив-


ный инвентарь, изделия из пластмассы, мебель, продоволь­ствие. Однако учредители некоторых свободных зон пошли по другому пути и стали способствовать развитию предприя­тий тяжелой промышленности. Например, в Гане предприя­тия СЭЗ занимаются переработкой добываемых там бокситов в глинозем и алюминий.

В экономических зонах Объединенных Арабских Эмира­тов действует целый ряд химических, нефтехимических и автомобильных компаний. Создание предприятий тяжелой промышленности в свободных зонах связано с их природны­ми ресурсами.

В процессе развития некоторые СЭЗ стали специализи­роваться исключительно на банковских и страховых опера­циях. Они получили название банковских франковых зон. В Люксембурге, например, действуют крупные западногерман­ские банки. Наиболее известные банковские франковые зоны были созданы в Гонконге, Сингапуре, Бахрейне и Маниле и на многочисленных островах в Карибском море (на Багамах, Бермудах и т. д.).

Совокупный объем кредитных операций иностранных банков, сосредоточенных в странах Карибского моря, по са­мым минимальным оценкам, составляет более 200 млрд долл., что равняется 13% общей суммы международных кредитных активов в капиталистическом мире. Такие финансовые цент­ры, расположенные в развивающихся странах, часто еще называют "офшор-центрами", а "офшор-сделкой" — ту или иную операцию между иностранными (по отношению к месту ее совершения) кредитором и заемщиком. Такие центры рас­положены не только в развивающихся странах, но и в про-мышленно развитых государствах, в которых также исполь­зуется термин "офшор", поскольку этот банковский бизнес представляет собой вненациональную банковскую деятель­ность на базе валютных кредитных ресурсов в международ­ных финансовых центрах, и прежде всего в Лондоне.

В свободных банковских зонах существуют очень благо­приятные условия для проведения кредитно-финансовых опе-


раций (чрезвычайно льготный режим налогообложения бан­ков), что усиливает их привлекательность для иностранных кредитных институтов и международных капиталов. Именно поэтому их часто называют "налоговыми убежищами", или "фискальными оазисами".

Успешная деятельность свободных банковских зон в раз­вивающихся странах весьма ощутимо влияет на финансовые интересы США и других капиталистических государств. По оценке американских экспертов, служба внутренних доходов США ежегодно недополучает около 4 млрд долл. в результа­те совершения американскими банками операций не на своей территории. Одна из главных целей создания таких зон в раз­витых капиталистических странах — переориентация меж­дународных операций своих банков, основной объем которых совершается через "офшор-центры" в других странах.

Как видим, свободные экономические зоны получили на Западе большое развитие. Их создание в России будет зави­сеть от того, что такая зона может дать национальной эконо­мике в конкретных условиях хозяйствования и в данной эко­номической ситуации.


Литература

1. Организация общественного питания: Справочник /
Сост. Т. А. Баранова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Росаг-
ропромиздат. 1988.

2. Организация обслуживания в предприятиях обществен­
ного питания. — Киев.: Высшая школа, 1974.

3. Услуги общественного питания: Сборник нормативных
документов.

4. ГОСТ 30335-95 "Услуги населению. Термины и опреде-

ления".

5. ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и
определения".

6. ГОСТ Р 50764-95 "Услуги общественного питания. Об­
щие требования".

7. ГОСТ 30389-95 "Общественное питание. Классифика­
ция предприятий".

8. ГОСТ 30390-95 "Общественное питание. Кулинарная
продукция, реализуемая населению. Общие технические ус-

ловия".

9. ГОСТ Р 50935-96 "Общественное питание. Требования
к обслуживающему персоналу".

10. СанПиН 2.08.02-89 "Общественные здания и сооруже-

ния".

11. СанПиН 42-123-4117-86 "Санитарные правила. Усло­
вия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов".

12. СанПиН 42-123-5777-91 "Санитарные правила для
предприятий общественного питания, вырабатывающие мяг­
кое мороженое".

13. Технология производства продуктов общественного
питания: Учебник для студентов, обуч. по спец. 1011 "Техно­
логия и организация общественного питания" / В. С. Бара-


нов, А. И. Мглинец, Л. М. Алешина и др. — М.: Экономика, 1986.

14. Справочник технолога общественного питания. — М.:
Экономика, 1984.

15. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для
предприятий общественного питания для предприятий обще­
ственного питания. — Киев.: "А.С.К.", 1998.

16. Сборник рецептур национальных блюд. — М.: Сварог,
1994.

17. Иголкин А. А., Мотылев В. В. Международное разде­
ление труда: модели, концепции, прогнозы. — М.: Междуна­
родные отношения, 1988.

18. Макогон Ю. Особенности развития внешнеэкономичес­
ких связей Донецкой области // Экономика Украины. 1993. —
№ 12. — С. 35.

19. Макогон Ю. В., Кузнецова Л. В. Экономический потен­
циал Донецкой области и проблема создания зоны свободного
предпринимательства. Донецк: ДГУ, 1993. С. 16.

20. Панченко Е. Внешнеэкономическая деятельность //
Политика и время. 1991. № 13. С. 30.


Приложение 1 Показатели, характеризующие предприятия общественного питания

Таблица 1 Место расположения учреждения и состояние его категории

 

 

 

 

Показатели, характеризующие пред­приятия общественного питания Тип предприятий общественного питания
Ресторан Бар Кафе Кафетерий Закусочная Столовая Буфет
люкс высший первый люкс высший первый
                       
Самостоятельное здание или здание, ко­торое входит в состав торгового центра, отеля или построено, реконструировано по индивидуальному проекту X X - X              
Здание, построенное, реконструированное по индивидуальному или типовому проекту     X   X X X X X X  
Подъездные пути, подходы до входа в учреждение удобные, обеспеченные справочно-информационными показате­лями, вся прилегающая территория бла­гоустроенная, декоративно оформлена, озеленена, хорошо оборудована, вечером искусственно освещена ' X X X X X   X        

Окончание табл. 1

 

                       
Крытая охранительная стоянка для лег­ковых автомобилей посетителей с зоной обслуживания рядом с учреждением X     X              
Стоянка для легковых автомобилей по­сетителей с зоной обслуживания рядом с учреждением   X     X            
Парковка легковых автомобилей посети­телей рядом с учреждением     X     X X   X X  
Возможности для парковки автомобилей на незначительном расстоянии от учре­ждения             X     X

ХВ тех учреждениях общественного питания типа "кафе", где используют метод обслуживания официантами.


to

с»


Таблица 2

Вид, тип и особенности здания

 

 

 

 

Показатели, характеризующие предприятия общественного питания Тип предприятий общественного питания
Ресторан Бар Кафе Кафетерий Закусочная Столовая Буфет
люкс высший первый люкс высший первый
Капитальное здание X X X X X X X X X X  
Капитальное или некапитальное здание X X   X X            
Здание имеет современное уникальное или оригинальное архитектурно-планировочное решение                      

С» to


Таблица 3


Комфортность внутреннего и внешнего дизайна помещений

 

 

 

 

Показатели, характеризующие пред­приятия общественного питания Тип предприятий общественного питания
Ресторан Бар Кафе Кафетерий Закусочная Столовая Буфет
люкс высший первый люкс высший первый
                       
Над входом вывеска с оригинальными декоративными элементами оформле­ния, с эмблемой учреждения, указани­ем типа и названия X X   X X            
Центральный вход обеспечивает одно­временное движение встречных пото­ков посетителей и имеет воздушно-тепловую защиту X X ) X X X X X X      
Кондиционирование воздуха с автомати­ческим поддерживанием оптимальных режимов температуры и влажности1 X X   X X   X        

1 В тех учреждениях общественного питания типа "кафе", где используют метод обслуживания официантами.


со


Окончание табл. 3

 

                       
Системы вентиляции     X     X X X X X X
Архитектурно-художественное оформ­ление помещений учреждения X X X X X X X   X X  
Уникальный внутренний и внешний дизайн помещения X   X                
Высокофункциональные торговые и производственные помещения X X X X              
Создание удобств и уюта на основании выделения отдельных зон с помощью архитектурно-конструкторских и деко­ративных элементов интерьера X X   X X            
Создание атмосферы, благоприятной для досуга и отдыха с помощью озеле­нения, художественных композиций, цветовой гаммы, освещения и др. X X X X X X X        
Наличие эстрадной или танцевальной площадки X X X X              
Декоративное озеленение                 X X  

to


Таблица 4


Оснащенность учреждения оборудованием, мебелью, посудой,

столовыми приборами, бельем

 

 

 

 

Показатели, характеризующие предприятия общественного питания Тип предприятий общественного питания
Ресторан Бар Кафе Кафетерий Закусочная Столовая Буфет
люкс высший первый люкс высший первый
Автоматизированная система управле­ния учреждением X     X              
Современное технологическое оборудо­вание X X   X X            
Мебель с изысканным дизайном X     X              
Мебель повышенной комфортности, соответствует интерьеру помещений X X   X X            
Мебель стандартная и удобная, отвечает интерьеру помещений     X     X X X X X X
Высококачественная столовая посуда и приборы X X   X X'            
Столовое белье (скатерти и салфетки) изготовлены на заказ X X   X X            

Таблица 5

Процесс обслуживания

 

 

 

 

Показатели, характеризующие предприятия общественного питания Тип предприятий общественного питания
Ресторан Бар Кафе Кафетерий Закусочная Столовая Буфет
люкс высший первый люкс высший первый
                       
Обслуживание официантами1 X X X X X X X     X  
Самообслуживание     X     X X X X X X
Накрывание столов с предвари­тельным заказом2 X X X . X     X        
Четкое соблюдение единого сти­ля оформления столов X X   X X            
Внедрение дисконтных, предоп-латных пластиковых карт, ин­тернет-технологии X X   X X            

со ел


1 Обслуживать официантами можно в учреждениях ресторанного хозяйства типа "столовая" для
офицерского состава вооруженных сил, профессорско-преподавательских коллективов в высших учеб­
ных заведениях и т. п.

2 В тех ресторанах первого класса и кафе, где используют метод обслуживания официантами.


О)


Окончание табл. 5

 

                       
Уровень сервиса:                      
«отличный» X     X              
«выше хорошего»   X     X   X        
«хороший»     X     X X X X X X
Наличие живой музыки X     X              

Таблица 6

Ассортимент продукции и требования к оформлению меню,

прейскуранта и картин вин *

 

 

 

 

Показатели, характеризующие пред­приятия общественного питания Тип предприятий общественного питания
Ресторан Бар Кафе Кафетерий Закусочная Столовая Буфет
люкс * высший первый люкс высший первый
                    И  
Ассортимент широкий, разнообразный X X                  
Ассортимент ограниченный, специфический                 X   X

оо


Окончание табл. 6

 

                       
Меню и карта вин или меню и прей-| скурант художественно оформлены1 X X X X X   X        
1 Меню составлено:                      
на русском и некоторых иностранных языках X     X              
1 на русском и английском языках1   X       X   X      
1 Наличие карты вин2 X X   X X            

1 В тех учреждениях общественного питания типа "кафе", где используют метод обслуживания
официантами.

2 В учреждениях общественного питания, которые продают и организуют потребление алко­
гольных напитков.


to

00 00


Таблица 7


Образовательно-квалификационный уровень персонала

 

 

 

 

Показатели, характеризующие предприятия общественного питания Тип предприятий общественного питания
Ресторан Бар Кафе Кафетерий Закусочная Столовая Буфет
люкс высший первый люкс высший первый
Совершенное владение правилами и техникой обслуживания X X   X X            
Знание порядка расчетов по кредит­ным карточкам и иностранной валю­той X   X              
Знание и соблюдение правил между­народного этикета, техники и спе­цифики обслуживания иностранных потребителей, владение несколькими иностранными языками в объемах, необходимых для выполнения своих обязанностей X •I   X              
Знание особенностей технологии приготовления, оформления и пода­чи национальных, фирменных и за­казных блюд иностранных кухонь X X   X X            

Таблица 8

Номенклатура дополнительных услуг, которые предоставляют учреждения

Ресторанного хозяйства

 

 

Дополнительные услуги Тип учреждения общественного питания
Ресторан Бар Кафе Кафетерий Закусочная Столовая Буфет
               
Бронирование мест X X X        
Банкоматы, сейф X X          
Пункты обмена валют X X          
Расчеты по кредитным карточкам X X          
Дисконтные карточки X X          
Городские телефоны-автоматы X X X X X X  
Междугородные телефоны-автоматы X X          
Спутниковое телевидение, Интернет, факс X X X        
Продажа сувениров, прессы, аудиокассет, фотоуслуги X            
Продажа живых и искусственных цветов X X          
Комплектование и упаковка сувениров, цветов и др. X            

со

СО

о


Окончание табл. 8


 

               
Вызов такси или транспортные услуги учреждения (авто­снабжение) X X          
Чистка одежды, обуви X X          
Мелкий ремонт одежды, обуви X            
Камера хранения X            
Медицинские услуги (медицинский пункт) X X       X  
Игровые автоматы, азартные игры, организация зрелищ X X          
Бильярд, дартс, боулинг, мини-гольф, дискотека, музыка X X X        
Присматривание за детми X   X        
Присматривание за домашними животными X            
Обслуживание в автомобилях X   X   X    
Организация проведения конференций, семинаров и пр. (кон­ференц-зал) X            
Организация бизнес-ланчей, банкетов X   X        
Снабжение пищей, напитками с обслуживанием X X X        
Продажа продукции на вынос X X X X X X X
Организация открытой площадки для питания X • X X   X   X

Таблица 9

Требования к составу помещений для потребителей в предприятиях общественного питания основных типов и классов

 

 

 

 

 

 

Помещения для потреби­телей Тип предприятия общественного питания
Ресторан Бар Кафе Столо­вая Заку­сочная, кафе­терий
Класс
Люкс Выс­ший Пер­вый Люкс Выс­ший Пер­вый
                   
Вестибюль О О О О О НО НО* О НО
Гардероб О О НО О но НО НО* НО но
Обустроенное место для хра­нения верхней одежды     О   О О О О О
Зал О О О О О О О О О
Банкетный зал О                
Мужская туа­летная комната с помещением для мытья рук О О О О О но но* О но

to

со

DO


Окончание табл. 9

 

                   
Женская туа­летная комната с помещением для мытья рук           НО НО* О но
Туалетная комната с по­мещением для мытья рук           О О   О

Примечание: О — наличие помещения — обязательно; НО — наличие помещения — не обяза­тельно;

- — в соответствии с нормами наличие помещения не предусмотрено в предприятии обществен­ного питания данного типа и класса, но не запрещено;

* — в предприятиях общественного питания типа "кафе", где применен метод обслуживания официантами, наличие помещения обязательно.

В предприятиях общественного питания других типов независимо от вместительности наличие туалетов обязательно.

В предприятиях общественного питания вместительностью до 50 мест возможно наличие в од­ном помещении мужского и женского туалетов. В случае соблюдения санитарно-гигиенических норм разрешено пользоваться туалетом персоналу и посетителям.


Приложение 2 Бракеражный журнал

1. Органолептическая оценка качества блюд (изделий) на
производстве__________________________________

 

Наименова- Органолептиче- Температу- Ф. и. о. Замечания
п/п ние продукта ская оценка ра изделия изгото- (исправлено,
  (изделия) (отлично, хоро-   <


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.7 (0.017 с.)