Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 10 управление качествомСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЮЛ. Качество как объект Управления Систематическое повышение качества продукции является обязательным требованием развития экономики и конкурентоспособности фирмы. В рыночных условиях между качеством и эффективностью производства существует прямая зависимость, они дополняют друг друга. Ведущие фирмы с мировым именем строят свою политику в конкурентной борьбе на "индустриализации, основанной на комплексном управлении качеством", а критерием производительности фирмы служит не увеличение объема производства, а расширение выпуска продукции высокого качества. Качество продукции практически стало критерием надежности партнера — основного условия успешного бизнеса. Обеспечение качества продукции поставлено в ряд важных экономических проблем для всех стран мира. С различными аспектами этой проблемы в той или иной степени связана работа нескольких сотен международных организаций. При организации системного управления качеством любая организация задается вопросом, что же она вкладывает в понятие "качество" и каковы его критерии? Из глубины веков пришла к нам актуальная до сей поры Мысль: "Брать с собой вещи, которые безупречно добротны, как добротность с самого начала обеспечит доверие к ва- товарам, которое вырастает со временем, так и обман-нЬ1й или поддельный товар навлечет на вас и на все ваши товары презрение и дурную славу" (Р. Гаклют, 1616). В этой мысли нет еще слова "качество", но именно оно и имеется в виду. Качество — это совокупность свойств продукции, услуг процесса, обусловливающих их пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с их назначением. Охарактеризовать качество в различных сферах можно с помощью различных показателей. Например, в производстве — это объем брака и исправлений, ошибки в рабочих нарядах, процент забракованных изделий и др.; в закупочной деятельности — избыточные запасы, время цикла получения материалов, простои производства из-за нехватки материалов; в маркетинге — точность прогнозных допущений, количество неправильно составленных заказов, ошибки в контрактах, затоваривание продукцией; в бухгалтерском учете — процент просроченных платежей, неверные бухгалтерские записи, ошибки в платежных ведомостях, время удовлетворения заявок на получение информации. Показателями качества, сведенными в системы, можно охарактеризовать: ♦ качества машин — технические (мощность, точность, ♦ качество труда — число рабочих с правом на личное ♦ качество продукции — производственное, экономичес ♦ качество проекта — число исправлений при реализа ♦ качество технологии — число нарушений в технологи Качество работы отрасли (группы предприятий) Качество работы предприятия Качество работы цеха Качество вида продукции Качество партии продукции Качество изделия (узла) Рис. 27. Уровни качества Требуемое качество продукции или услуг может быть обеспечено, если они обладают определенными свойствами. Эти свойства характеризуются параметрами, признаками и условными характеристиками качества, Параметры качества — количественные характеристики продукции, измеряемые в физических единицах (мощность, производительность, масса, габаритные размеры и т. п.). Признаки качества определяют параметры, не подлежащие измерению (цвет, запах, шум, силуэт, удобство или неудобство). Условные характеристики выражают качество продук-1ции в баллах и процентах. Параметры, признаки и условные характеристики объединяются общим понятием "показатели качества", они являются количественными характеристиками свойств продукции. Единичные показатели характеризуют отдельные свойства изделия, а комплексный показатель характеризует несколько свойств продукции. Разновидностью комплексного показателя качества, позволяющего определить оптимальную совокупность свойств изделий, является интегральный показатель качества, который определяется отношением суммарного полезного эффекта от использования продукции к суммарным затратам на ее создание и использование. Одним из основных показателей качества изделий выступает показатель надежности. Номенклатуру показателей качества представляют также: ♦ показатели назначения (для чего предназначена про ♦ эргономические показатели (характеризуют удобства ♦ эстетические показатели (дизайн: силуэт, рациональ Оптимальное значение показателя качества продукции соответствует такому его уровню, при котором достигается наибольший эффект от эксплуатации или потребления продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию или потребление, или заданный эффект при наименьших затратах, или наибольшее отношение эффекта к затратам. Качество рождается на основе научных исследований, проектно-конструкторских разработок, создается при изготовлении и проявляется или реализуется в процессе эксплуатации (потребления). Качество нельзя ограничить совокупностью характеристик продукции, определяемых самим производителем. В настоящее время понятие "качество" существенно расширено и наряду с физическими характеристиками в него включают всю совокупность свойств и количественных характеристик этих свойств, призванных способствовать удовлетворению потребностей покупателя. Европейская организация по контролю качества определяет качество продукции как совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Эта "совокупность" свойств и количественных характеристик этих свойств становится объектом (предметом) управления для того, чтобы удовлетворить потребителя в той или иной продукции или услуге. Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции (или услуги), которая обеспечивает удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей. Если учесть, что потребности могут быть общественными или индивидуальными (заказчика, потребителя), то и в управлении качеством должны осуществляться разные подходы к их удовлетворению. Обеспечение таких общественных потребностей, как охрана окружающей среды, экономия энергии и материалов, безопасность, практически всегда находится в руках правительства и проводится через технические стандарты и регламенты, разного рода руководства и правила, обязательные к выполнению. Выявление конкретных потребностей покупателей — это задача фирм. С позиции потребителя качество изделия — это степень удовлетворения требований потребителя к нему ("Нет начальства важнее потребителя"), Следует особо обратить внимание на то, что в нынешних условиях, когда рынки насыщены и перенасыщены товарами и предлагаемыми услугами, приоритеты покупателя все более смещаются от цены к качеству. Требования клиента завтрашнего дня можно описать следующим образом. Он: ♦ признает приоритет за качеством, а цена занимает вто ♦ предъявляет рекламацию из-за каждого дефекта; ♦ испытывает потребность в постоянном улучшении ка ♦ требует обеспечения качества в технологическом про
♦ чувствителен в своих реакциях в случае изменения ♦ способствует кооперации для обеспечения качества; ♦ является сторонником той продукции, качество кото Если бы удалось заглянуть в голову мыслящего потребителя, то наверняка мы бы увидели там "формулу": полезность продукции равна ее качеству продукции, деленному на цену. На основе накопленного опыта в Гарвардской школе бизнеса определены пять наиболее существенных критериев качества. Это: ♦ соответствие стандарту; ♦ соответствие техническим показателям лучших това - ♦ надлежащая степень точности соблюдения всех произ ♦ соответствие качества требованиям покупателей; ♦ соответствие качества платежеспособному спросу. ни один из выбранных критериев. Несоблюдение этого правила приводит к коммерческому провалу. Так, новейшая продукция, отвечающая спросу, может быть не реализована из-за слишком высокой цены и т. п. Принято считать, что непроданный товар не может считаться товаром высокого качества независимо от его технического уровня и других положительных характеристик Качество оказывает влияние на главные показатели работы предприятий: рентабельность, долю на рынке, перспективы производства и др. Но степень этого влияния заметно зависит от того, как определена очередность внедрения мероприятий по улучшению качества. Процессы управления Качеством Управление качеством продукции — это комплекс мероприятий, осуществляемых в процессе создания и эксплуатации готовой продукции с целью установления, обеспечения и поддержания требуемого уровня качества. Фактически качество продукции определяется производственными подразделениями, а не службой управления качеством. Служба только организует процесс. Вот кредо известной в мире компании ИБМ — "Качество не является приоритетом конструкторско-технологического отдела, производства и, если на то пошло, обслуживающих подразделений, отдела маркетинга или административного персонала. Качество — это поистине дело всех и каждого". Конечной целью управления качеством является выпуск высококачественной продукции, способной удовлетворить запросы потребителей. Процессы управления качеством в общем виде можно подразделить на две группы: 1) поддерживающие систему производства в устойчивом 2) переводящие систему производства на более высокий Все функции управления как процесса (планирование, организация, мотивация, контроль — основные функции; коммуникации и принятие решений — связующие функции) присущи и управлению качеством продукции. Механизм управления качеством продукции включает в себя: ♦ определение плана (заданного уровня качества), раз ♦ организацию выполнения этого плана (получение и ана ♦ принятие решения по управлению качеством; выдача ♦ побуждение исполнителей к выполнению планов и при ♦ получение и анализ информации об изменениях в каче Программы повышения качества и системы управления качеством должны быть интегрированы в производство. Если система не является неотъемлемой частью производственного процесса и он может продолжаться при ее ликвидации, значит, такая система никому не нужна. Следует отметить, что работа по внедрению систем обеспечения качества ведется поэтапно. На каждом этапе реализуется определенная программа, подготовленная группой менеджеров по качеству. Каждый этап завершается внедрением конкретных мер, повышающих эффективность работы по качеству, что может быть выражено, например, в снижении расходов на поддержание качества на должном уровне или на его повышение. На первом этапе в задачу менеджеров входит детальное изучение всех случаев нарушения предусмотренных нормативов. На втором этапе уже возможно составить калькуляцию расходов на качество, причем задача должна решаться таким образом, чтобы снизить их на данный момент хотя бы на 2%, доказав тем самым действенность и эффективность начатой работы. На последующих этапах группа менеджеров решает проблему качества более углубленно и масштабно, добиваясь значительного снижения расходов на качество. Заключительным этапом следует считать внедрение комплексной системы управления качеством продукции как органической части производства. Первым условием обеспечения уровня качества является проверка его соответствия стандарту, причем проверяется не только соблюдение стандарта, но и сам стандарт. Объектами стандартизации являются: продукция, услуга, техническое оборудование и производственные процессы, методы и средства измерений, научно-технические термины, системы управления, безопасность труда и другие объекты, имеющие перспективу многократного использования. Сертификация представляет собой действие, проводимое с целью подтверждения с необходимой достоверностью соответствия продукции конкретным стандартам или техническим условиям и выдачи соответствующего документа. Она призвана создавать определенные гарантии потребителю продукции. Кроме того, действенным средством повышения качества в процессе изготовления продукции являются стандарты на проведение контроля качества и его обеспечения, а также на испытания и приемку торговой продукции. Свидетельством высокого качества продукции является сертификат, наличие которого подтверждает ее соответствие стандартам и техническим характеристикам. Опираясь на принятую концепцию качества и его критерии, организации (предприятия, фирмы) разрабатывают стратегию качества. Работа начинается с комплексного исследования рынка (маркетинга), которое организация обычно заказывает специализированным центрам. Стратегия строится в соответствии с выбранным сегментом рынка или рыночной "нишей". Стратегическое планирование качества считается настолько важным, что оно стало частью общего стратегического планирования деятельности предприятий (фирм). Стратегия реализуется в программах повышения качества, в которых устанавливаются конкретные цели и сроки их выполнения. Большое значение в стратегии качества придается четкому определению ответственных лиц, а также контролю реализации программы. Но, пожалуй, наиболее важным моментом считается отношение руководства организации к проблеме качества. Незаинтересованность работников в повышении качества продукции и услуг рассматривается как свидетельство низкого уровня руководства предприятием (фирмой). В развитых странах некоторые фирмы используют готовые программы повышения качества (типовые), разрабатываемые специализированными организациями, или заказывают их. Одна из наиболее популярных программ ("ноль дефектов") составлена фирмой Ф. Кросби для компании "Хьюлетт-Пак-кард" (США). Она включила такие положения, как убеждение сотрудников в важности осуществления программы и личного участия в этом каждого; определение уровня допол- нительных затрат на качество; разработку приемов мотивации качественного труда; конкретизацию методов контроля; всеобщее обучение методам качественной работы и внедрения принципа "ноль дефектов"; установление единого "дня размышления" (дня качества); разработку индивидуальных программ бездефектной работы; поощрение достигнутых результатов и т. д. Вся работа в рамках программы заканчивается обычно анализом проделанного, подведением итогов, внедрением программы на следующий срок. Качество складывается из его проектирования, контроля и реализуется через систему его обеспечения, а это и есть управление качеством. Сейчас отказались от идеи установления единой нормированной системы обеспечения качества; каждое предприятие должно найти свою форму организации работы по данному направлению, учитывающую его специфику. Эффективность этой работы в любом случае обеспечивается лишь тогда, когда за качество отвечает не только служба качества, но и все другие подразделения предприятия, каждый сотрудник, для чего используются различные приемы управления процессом. Административные методы управления качеством включают в себя: внедрение нормативных документов по стандартизации и соблюдение требований, изложенных в них; проведение и координацию работы по обеспечению функционирования государственной системы стандартизации продукции; распространение передового опыта, изобретений и рационализаторских предложений и др. Экономические методы включают: технологическое обоснование производства новой продукции, техники и технологии; ценообразование; премирование за высокое качество; применение экономических мер воздействия на заказчиков, поставщиков, транспортные организации в целях соблюдения договоров и обязательств по поставкам и др. Социально-психологические методы управления: использование различных форм морального поощрения за выпуск высококачественной продукции; воспитание у персонала от- ветственности за высокое качество продукции; проведение дней качества; изучение прав потребителей и др. Гарантировать качество может только система, обеспечивающая его на протяжении всего жизненного цикла продукции. Система управления качеством включает в себя: требования к системе контроля и испытаний продукции, сертификацию надежности; требования к организации производства и управлению качеством от проектирования до эксплуатации. В России система бездефектного труда (СБТ) появилась на предприятиях общественного питания. В СБТ основным показателем является коэффициент качества труда — количественное выражение качества труда исполнителей. Эффективность труда работников оценивается ежедневно, а также суммарно за определенный календарный период. Бездефектная работа принимается за единицу. Оценка качества труда производится уменьшением исходного коэффициента качества на величину, равную сумме снижения за допущенные дефекты в работе. В начале 70-х гг. на львовском заводе "Электрон" впервые была внедрена комплексная система управления качеством продукции (КС УКП). Ее теоретической базой были общая теория систем и наука управления. Модель системы имела вид контура, включающего: ♦ исходные данные о предметах и средствах производ ♦ объект управления, предусматривающий процессы ♦ канал обратной связи, позволяющий регулировать ка ♦ образец, т. е. готовое изделие, качество которого срав Особенность КС УКП в том, что она позволяет обеспечивать требуемое качество на всех стадиях жизненного цикла продукции, начиная с сырья, технических средств переработки и квалификации работников. Роль контроля в обеспечении качества продукции за последние годы претерпела существенные изменения в развитых странах: контроль качества продукции в фирмах, занимающих высокие конкурентные позиции, уступил место управлению качеством. Выявление дефектов путем контроля увеличивает число переделок и количество отходов. При системном управлении качеством главной целью контроля становится накопление данных для совершенствования процесса производства и повышения "репутации продукции", а значит, и ее реклама.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.154 (0.01 с.) |