Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение численности и состава работниковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правильно установленные нормы выработки позволяют с большей точностью определить численность работников про- изводства и торгового зала. Если производственную программу цеха или торгового зала, выраженную в условных блюдах, натуральных единицах, рублях товарооборота, разделить на норму выработки, выраженную в таких же единицах и установленную на час или смену, то определим количество человеко-часов или человеко-дней, необходимых для ее выполнения. Каждому трудящемуся наш^й страны гарантируется определенная продолжительность рабочего дня и количество рабочих дней за месяц. Разделив количество человеко-часов или человеко-дней на продолжительность смены или на число рабочих дней, приходящихся на данный период времени на одного человека, определим численность работников производства или торгового зала. Численность официантов, требующихся при различных видах обслуживания, рассчитывают также, исходя из количества столов или посетителей, закрепленных за одним официантом. Один официант может обслужить 20—25 чел. при обслуживании банкетов по типу фуршет, 10—12 чел. при обслуживании банкетов за столом с частичным обслуживанием официантами и 5—7 чел. при обслуживании банкетов с полным обслуживанием официантами. При индивидуальном обслуживании за каждым официантом закрепляется 2—3 стола. Он должен единовременно обслужить 10—12 чел. При обслуживании туристов, участников съездов и совещаний один официант обслуживает 12—14 чел. Также можно рассчитать и количество сборщиков посуды. Количество закрепленных за ними столов зависит от механизации их труда и формы самообслуживания. Численность административно-управленческого персонала определяют по типовым штатам с учетом условий работы предприятия, численность гардеробщиков, швейцаров, кастелянш, слесарей — исходя из местных условий. Квалификационный состав работников производства и торгового зала устанавливают с учетом ассортимента выпускаемой продукции, видов и форм обслуживания, применяемых в предприятии. При этом руководствуются тарифно-ква- лификационным справочником работ и профессий (специальностей) рабочих. Основные профессии работников Общественного питания Согласно тарифно-квалификационному справочнику в предприятиях общественного питания трудятся повара 3-го, 4-го, 5-го и 6-го разрядов, кондитеры 4-го, 5-го, 6-го разрядов, официанты 3-го, 4-го, 5-го разрядов, буфетчики 3-го, 4-го, 5-го разрядов; изготовители коктейлей 3-го, 4-го разрядов, изготовители горячих напитков 3-го, 4-го разрядов и работники других профессий. В настоящее время в тарифно-квалификационном справочнике содержатся производственные характеристики различных работ, которые служат основой для определения и присвоения квалификации работникам и отнесения их к определенному разряду в тарифной сетке. Он составлен применительно к шестиразрядной тарифной сетке. Тарифно-квалификационные характеристики основных профессий работников предприятий общественного питания содержат указания о том, что должен знать и уметь работник, какие работы он должен выполнять. Например, официант 3-го разряда должен уметь сделать несложную сервировку стола, принять заказ от посетителей, получить и подать блюда и напитки посетителям, произвести с ними расчет, собрать в течение дня использованную посуду, участвовать в подготовке торгового зала к открытию (протирать столы, стулья, расставлять специи). Он должен знать ассортимент, нормы выхода и цену на отпускаемую продукцию, очередность и температуру подачи блюд и напитков, правила эксплуатации контрольно-кассовых аппаратов, порядок учета и сдачи столового белья, посуды, приборов. Официант 4-го разряда, по сравнению с официантом 3-го разряда, должен иметь больше знаний и навыков в работе. Он должен уметь разбираться в психологии гостей, умело порекомендовать им блюда и напитки; принимать участие в подготовке торгового зала к проведению официальных и неофициальных приемов; получать и сдавать деньги, столовое белье, посуду, приборы, должен знать правила и технику обслуживания посетителей, все виды сервировок столов, кулинарную характеристику блюд и напитков. Официант 5-го разряда (самого высокого) может проводить инструктаж официантов низших разрядов, составлять меню для приемов и банкетов, в совершенстве владеть всеми видами сервировки столов, всеми приемами техники обслуживания посетителей. Рабочий более высокой квалификации, помимо работ, перечисленных в его квалификационной характеристике, должен обладать знаниями и навыками рабочих низшей квалификации. Присваивает рабочему квалификационный разряд и изменяет его администрация предприятия (организации, учреждения, кооперативной организации) по представлению начальника цеха, заведующего производством или метрдотеля после сдачи работниками квалификационного экзамена. Вопрос о повышении работнику квалификации рассматривает специальная квалификационная комиссия. Это оформляется актом и утверждается руководителем предприятия (организации). Графики выхода на работу Работу и отдых работников общественного питания в течение месяца, недели, рабочего дня регулируют рабочими графиками. При составлении графиков выхода на работу учитывают продолжительность и специфику работы данного предприятия, изучают поток посетителей, характер обслуживания. При этом руководствуются правовыми нормами, определяющими продолжительность рабочего дня для различных групп ра- ботников. Для работников производства график составляет заведующий производством, для работников торгового зала — метрдотель. Графики утверждает директор. В предприятиях общественного питания используют следующие виды графиков: линейный (сменный), ступенчатый (скользящий), график суммированного месячного (недельного) учета рабочего времени, двухбригадный, график неполного и прерывного рабочего дня и комбинированный. Линейный график предусматривает одновременный приход всех работников на работу и одновременный уход с работы. При продолжительном рабочем дне он может быть сменным. Например, на первой смене работает одна бригада официантов, на вторую выходит другая. Такой график применяют в предприятиях, продолжительность работы которых равна общей продолжительности рабочего дня работников производства или торгового зала. Преимущество этого графика в том,- что состав бригады постоянен и бригада до конца отвечает за выполнение задания. Однако в связи с неравномерной загрузкой торгового зала в часы "пик" персонал работает с перегрузкой, а в другие часы в их работе появляются простои. Ступенчатый (ленточный или скользящий) график предусматривает выход персонала на работу в разное время. Его составляют после детального изучения потока посетителей в торговом зале в каждый час работы. Например, в ресторанах, где загрузка торгового зала в течение дня неравномерна, выход на работу официантов планируют так, что в начале рабочего дня несколько официантов из каждой бригады получают столовое белье, предварительно сервируют столы. В часы "пик" посетителей обслуживают бригады официантов в полном составе. При уменьшении нагрузки сокращается число официантов в торговом зале, а число столов, закрепленных за каждым официантом, возрастает. Составление рабочего графика производственной бригады в ресторане начинается с определения количества порционной и обеденной продукции, а следовательно и с определе- ния количества поваров, необходимых на каждый час работы для приготовления и отпуска заказанных блюд. Количество поваров в часы "пик" должно быть максимальным, а в периоды спада в работе — пропорционально сокращаться. Ступенчатый график предусматривает 7—8-часовой рабочий день, в результате чего исключается переутомляемость персонала, создаются предпосылки для повышения культуры обслуживания, качества выпускаемой продукции, роста производительности труда. Недостаток этого графика — отсутствие четкого построения смен, усложнение планирования рабочего времени и контроля за выходом работников на работу. График суммированного месячного (недельного) учета рабочего времени применяют в предприятиях с неравномерной загрузкой в отдельные дни недели или месяца. Он предусматривает занятость работника в течение различного количества часов в отдельные дни при том условии, что в течение месяца (недели) будет отработана определенная норма часов. При суммированном учете рабочего времени количество рабочих часов, которое работник должен отрабатывать в учитываемом периоде (неделе, месяце), определяют умножением числа часов рабочего дня (при 6-дневной рабочей неделе) на число рабочих дней по календарю в этом периоде с учетом сокращенного рабочего времени в предвыходные и предпраздничные дни. Например, в октябре 31 день, из них 5 дней выходных, следовательно 7-часовых рабочих дней в месяце 21; 6-часовых — 5. Общее количество рабочих часов в этом месяце определяется следующим образом: По суммарному графику организуют труд работников вагонов-ресторанов, ресторанов на водном транспорте, в курортных местностях, в местах отдыха, садах и парках. Они могут работать с удлиненным рабочим днем несколько дней подряд, а затем им предоставляется отдых. График работы в течение 5-дневной рабочей недели является разновидностью графика суммированного учета рабочего времени, однако он имеет и свои особенности. Продолжительность рабочего дня (41ч:5 = 8ч12 мин) является постоянной в течение недели. Она может быть и8ч, тогда один из выходных дней каждые два месяца (каждую восьмую неделю) будет рабочим. При двухбригадном графике, который является разновидностью суммарного, работников разделяют на две равные по количеству и квалификационному составу бригады, которые работают через день: одна по четным, другая по нечетным числам. Продолжительность рабочего дня каждого работника при этом должна равняться 11 ч 40 мин. Преимущество этого графика в том, что состав бригад в течение рабочего дня постоянен. Недостатком является то, что в часы "пик" персонал работает с перегрузкой, а в часы спада — с простоями. В течение этого длительного рабочего дня устанавливаются два перерыва, длительность которых может быть до 2 ч. График неполного и прерывного рабочего дня. По такому графику могут работать мойщики и сборщики столовой посуды и некоторые другие работники, занятые обслуживанием посетителей. Этот график позволяет привлечь в сферу обслуживания пенсионеров, домохозяек, студентов. Труд их оплачивают почасово. График прерывного рабочего дня применяют только с согласия работника. Его особенность заключается в том, что для отдельных лиц или бригады, исходя из производственных условий, устанавливается длительный перерыв. Комбинированный график. В предприятиях, работающих более чем в одну смену, чаще всего применяют не один график выхода на работу, а несколько с учетом специфики работы предприятия. Например, если торговый зал работает 14-16 ч, то официанты трудятся по двухбригадному скользящему графику, который позволяет избежать переработок. Учитывая, что в часы "пик" напряженность труда в торговом зале возрастает, наряду с двухбригадным графиком для части персонала может быть составлен линейный график, по которому часть работников должна выходить на работу в часы "пик". Комбинированный график позволяет обеспечить нормаль Для учета рабочего времени каждого работника общественного питания пользуются книгами и табелями учета, табельными досками и электрочасами, фиксирующими время явки персонала на работу и время ухода. Табель учета рабочего времени подписывает директор. Он является документом, по которому определяют общее количество часов, отработанных за месяц, и начисляют заработную плату. Глава 13 НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) Экономические задачи НОТ Организация труда в каждом трудовом коллективе базируется на общих принципах эффективной организации человеческой деятельности. Характер организации труда в значительной степени определяется применяемой техникой и технологией производства, используемыми предметами труда, квалификацией кадров. На формы и методы организации труда в каждом отдельном коллективе влияют основные принципы общественной организации труда. Последние определяются характером производственных отношений в обществе. Организация труда на предприятиях неразрывно связана с совершенствованием форм разделения, кооперации и интеграции труда, организации рабочих мест и их обслуживания, рационализацией приемов и методов труда, улучшением условий труда, режимов труда и отдыха, совершенствованием практики нормирования. В современных условиях научной надо считать такую организацию труда, которая основывается на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство, позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в первую жизненную потребность. Внедрение НОТ позволяет добиться значительного эффекта даже при использовании той же материальной базы. Благодаря внедрению основ научной организации труда успешно решаются экономические задачи НОТ, которые заключаются в экономии всех видов труда. Экономия живого труда достигается благодаря ликвидации простоев, прогулов, замене ручного труда машинным, рациональному использованию высококвалифицированных работников, применению наиболее прогрессивных форм и методов организации труда на производстве и в торговом зале. Экономия овеществленного (прошлого) труда достигается в результате ликвидации простоев машин, повышения их коэффициента полезного действия. Экономия будущего труда достигается благодаря повышению долговечности и качества оборудования, созданию проектов предприятий общественного питания, соответствующих современному уровню развития науки и техники. Психофизиологические задачи НОТ заключаются в создании для работников наиболее благоприятных условий труда, способствующих сохранению здоровья и работоспособности трудящихся. Социальные задачи НОТ заключаются в обеспечении условий для постоянного роста культурно-технического уровня работников, всестороннего и гармонического их развития, всемерного повышения привлекательности труда и превращения его в первую жизненную потребность. Службы НОТ. Разработкой и внедрением планов научной организации труда заняты специалисты разных отраслей знания: инженеры-организаторы, инженеры-экономисты, инженеры-технологи, социологи, физиологи, врачи, нормировщики. Они объединены в группы, секторы лаборатории НОТ. Этапы внедрения НОТ. Работа по НОТ в предприятиях общественного питания осуществляется в несколько этапов. Первый этап — организационно-подготовительный. На этом этапе создают творческую бригаду, составляют программу действий, изучают литературу и методические пособия. На втором этапе изучают и анализируют существующую на предприятии организацию труда. Изучают выполнение плановых заданий, проводят фотографии рабочего дня, хронометраж, беседы, совещания, распространяют опросные анкеты. Полученные сведения обрабатывают и обобщают. На третьем этапе составляют планы НОТ. Разрабатывают организационно-технические мероприятия, направленные на оздоровление условий труда и повышение производительности труда. Рассчитывают экономическую эффективность предполагаемых мероприятий, издают приказ о внедрении плана НОТ. На четвертом этапе внедряют планы НОТ, контролируют их выполнение, проводят инструктаж и обучение работников новым приемам труда, определяют фактическую эффективность от внедрения планов НОТ. Эффективность внедрения планов НОТ определяют: а) экономическими показателями — увеличением това б) социальными показателями — созданием благоприят Основные направления НОТ Условия труда. Всемерное оздоровление и облегчение условий труда — одна из важных задач подъема народного благосостояния. Одним из основных направлений НОТ является создание наиболее благоприятной производственной обстановки. Благоприятная в санитарно-гигиеническом отношении обстановка в предприятиях общественного питания создается при температуре окружающей среды 18-20 °С, относительной влажности 40-60%, скорости воздуха не более 0,5-0,7 м/с. Шум на предприятии не должен превышать 60-70 дБ, содержание Ухудшение указанных условий влечет за собой ухудшение самочувствия работников и снижение производительности их труда. Так, исследования показывают, что повышение температуры на 1 °С выше допустимой (28°С) снижает производительность труда на 4-6%. При повышении температуры и относительной влажности наступает быстрая утомляемость работников, снижается работоспособность, точность и координация движений, скорость реакции, что является одной из причин травм. Увеличение количества угарного газа в окружающей среде опасно для жизни, так как он вытесняет кислород из гемоглобина крови, в результате чего наступает кислородное голодание организма. Наличие пыли в помещении способ- Таблица 13 Нормы освещенности
ствует бактериальному его загрязнению. Вещества с сильным запахом, к которым относятся акролеин, сероводород, вызывают учащение пульса, повышение кровяного давления, головную боль, снижают физическую и психофизиологическую работоспособность человека. Повышение шума выше нормы способствует возникновению головной боли, звона в ушах. Человек быстрее утомляется и на 15-20% снижается его производительность, появляется беспричинная раздражительность. Шум вызывает и изменения в сердечно-сосудистой системе. Оздоровление условий труда работников предприятий общественного питания возможно при использовании специализированного теплового оборудования, выделяющего незначительное количество тепла в окружающую среду; при улучшении качества терморегулирующих приборов. Большое гигиеническое значение имеет кондиционирование воздуха, позволяющее создать оптимальные условия температуры, влажности, движения и чистоты воздуха. В результате производительность труда повышается на 10—15%. . Для уменьшения шума следует использовать звукопоглощающие материалы, следить за исправностью оборудования, шумные агрегаты выносить в другие помещения. Помещения, где трудятся работники производства и торгового зала, должны отвечать и определенным эстетическим нормам. Эстетика помещения зависит от формы, цвета, пропорции, взаимного расположения вещей, создающих впечатление согласованности и гармонии. Особым психофизиологическим влиянием на организм человека обладает цвет. Темные тона ухудшают освещенность производственно-торговых помещений, повышают утомляемость, снижают безопасность труда, сказываются на производительности труда, качестве работ, скорости обслуживания. Организация рационального режима труда и отдыха. Режим труда и отдыха охватывает самые различные периоды трудовой деятельности людей. Длительность рабочего дня работников общественного питания может быть различной в зависимости от применяе- мого графика выхода на работу. Вошедший в практику работы предприятия двухбригадный график выхода на работу должен применяться в исключительных случаях. Заболеваемость работников, которые работают по этому графику, значительно выше, чем работающих ежедневно по 7-8 ч, так как снижается сопротивляемость дрганизма инфекционным и простудным заболеваниям. Продолжительный рабочий день у официантов, раздат-L чиков, буфетчиков приводит к переутомлению и снижению культуры обслуживания. Следует учесть, что их физическая и психофизиологическая нагрузка значительно выше, чем у поваров, так как эта группа работников, кроме основного производственного процесса, общается с посетителями. Режим труда и отдыха работников общественного пита-, ния в течение суток должен, по возможности, строиться с блюдением определенного ритма, который вызывается так зываемым биологическим ритмом. Повышение производитель*; ности труда отмечается у человека с 6 до 14 и с 16 до 22 ч. I Научно обоснованный режим труда и отдыха предусматт|, Внутрисменные перерывы следует устанавливать через \ 3-4 ч непрерывного труда. При 12-часовом рабочем дне уста-*| навливают два перерыва. Продолжительность перерыва должна быть не менее 30 мин (лучше 40~60 мин). При 7—8-часовом рабочем дне более рациональной считается организация двух перерывов. При 7-часовом рабочем дне первый перерыв устанавливают после двух часов работы (10 мин), второй (30 мин) — спустя 4 ч после начала работы. При 8-часовом рабочем дне первый перерыв (13 мин) устанавливают спустя 2 ч 47 мин, второй (30 мин) — спустя 5 ч с начала работы. При таком режиме труда и отдыха общая нагрузка равномерно распределяется на протяжении всего рабочего дня, благотворно воздействуя на организм человека. Для улучшения работоспособности человека большое значение имеет рациональное питание. Ведь даже в состоянии покоя за один час в положении сидя расходуется 20 ккал, в положении стоя — 40 ккал, при ходьбе — 120 ккал, подъеме — 250 ккал; один час работы кистью руки требует 25-50, а рукой в целом — 75-125 ккал. Длительная неупорядоченная работа без отдыха и своевременного приема пищи приводит к резкому снижению производительности труда, к ухудшению самочувствия. Ритмичная трудовая деятельность позволяет повысить производительность труда на 20%.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.86 (0.011 с.) |