Объективные или субъективные показатели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективные или субъективные показатели



Важны обе группы показателей. Основной недостаток объективных показателей заключается в том, что мы не знаем, какой из них выбрать. Кроме того, мы сталкиваемся с проблемой нахождения эквивалентных критериев для разных стран. Основное слабое место субъективных показателей — в том, что на них влияют когнитивные искажения, например: ожидания и адаптация. Поэтому мы не знаем, насколько можно доверять полученным данным. Диннер и Сью (Diener & Suh, 1997 a) полагают, что объективные и субъективные показатели следует как-то сочетать. Конечно, если мы располагаем двумя массивами данных, это многое проясняет. В своем исследовании, где сравнивалось благополучие в 40 странах, эти ученые установили, что корреляция между субъективным благополучием и введенным ими Индексом качества жизни {Quality of Life Index) составляет 0,57. При этом были выявлены значительные несоответствия: например, в Австрии и Нигерии оказался (схожий) уровень субъективной удовлетворенности, однако по шкале качества жизни первая из стран набрала 71 балл, а вторая лишь 30. Таким образом, если бы мы бы хотели улучшить там жизнь людей, то вполне могли бы проигнорировать субъективные показатели счастья. Скандинавские страны всегда демонстрируют высокий уровень субъективной удовлетворенности — выше, чем можно было бы ожидать при взгляде на объективные показатели. Вполне вероятно, что со сходными проблемами мы столкнемся при сравнении молодых и пожилых, мужчин и женщин, людей с разными личностными чертами.

Исследовательские методы

Социальные обследования

Это был первый метод, использованный для изучения счастья, и на сегодняшний момент проведено уже значительное количество обследований. Некоторые из них были весьма масштабны (например, в одном из обследований участвовало 160 000 респондентов). Это означает, что полученные данные можно с уверенностью использовать для статистического анализа. Сначала исследователей в основном интересовал вопрос о том, какова среди населения доля счастливых и несчастных людей. Затем проводилось много обследований, в которых исследовалась статистическая взаимосвязь между уровнем счастья, определенным по самооценке, и другими переменными, например возрастом, семейным положением, занятостью и т. д. Первым таким примером является очень широко известное исследование Кэмпбелла (Campbell et al., 1976). Затем ученые осознали, что некоторые переменные взаимосвязаны, т. е. одна из них может отражать воздействие другой. С целью показать независимое влияние различных величин социологи стали широко применять множественную регрессию. Выше мы ссылались на 630 исследований, переработанных Венховеном (Veenhoven, 1994): во многих из них использовались именно такие методы. Из этих работ мы узнаем, например, что раса слабо влияет на субъективное благополучие, ели принимаются в расчет доход, образование и другие подобные переменные.

Существуют и другие оригинальные способы проверить гипотезы о причинах благополучия. Например, Кларк и Освальд (Clark & Oswald, 1996) установили, что удовлетворенность доходом никак не связана с фактическим его уровнем; однако эта удовлетворенность оказалась выше у тех, кто, учитывая свой возраст, образование, характер работы и т. д., рассчитывал на меньшее. Эти люди были рады получить больше, чем ожидали (вероятно, больше, чем получали раньше), или преуспеть значительнее, чем другие люди, — но эти аспекты надо исследовать дополнительно.

Однако подобные исследования все же не показывают истинной направленности причинной связи: люди могут быть счастливы из-за того, что состоят в браке, но, возможно, у счастливых людей больше шансов вступить в брак. В некоторых случаях никакой проблемы не возникает: например, возраст может быть исключительно причиной, но никак не следствием. Однако в том, что касается других переменных, зачастую возникают серьезные сомнения, и из одной совокупности данных, отражающих состояние дел в определенный момент времени, направление связи вычленить невозможно. За этим мы обращаемся к лонгитюдным и экспериментальным методам.

Лонгитюдные исследования

Большинство из них имеют вид «панельного исследования», в рамках которого одних и тех же индивидов тестируют дважды — с промежутком в несколько месяцев или лет. Таким образом, можно построить множественную регрессию, чтобы предсказать благополучие в момент времени t2, исходя из уровня благополучия в момент t{ и вероятных причинных переменных, к которым относятся семейное положение, занятость и личностные черты. Бенкс и Джексон (Banks & Jackson, 1982) изучали, влияет ли безработица на психическое здоровье, или у людей с плохим психическим здоровьем просто меньше шансов устроиться на работу. Было протестировано несколько сотен выпускников школ с использованием Общего опросника здоровья, повторное тестирование проводилось через 2 и 4 года. Показатели, полученные в разные периоды времени, представлены в табл. 7.5. Те, кто не нашел работы, набрали по опроснику больше баллов, чем во время выпуска, т. е. их психическое здоровье ухудшилось. Причинная связь была выявлена в обоих направлениях, однако I сильнее она в направлении безработица—психическое здоровье.

При обследовании психического здоровья используется следующая процедура: исследуются группы «повышенного риска», например те, для которых характерен высокий риск депрессии. Наиболее близкий к этому подходу метод, направленный на изучение счастья, — это исследование индивидов, подверженных высокому «риску» вступления в брак или влюбленности (например, студентов-первокурсников). В результате выяснилось, что любовь — важнейший источник психического здоровья.

Эксперименты

Это широко распространенный метод выявления причинной направленности. Но в рассматриваемой области он применялся мало. В основном это касалось «создания настроения», когда его уровень у субъектов повышается, например с помощью бодрой музыки или демонстрации забавных видеоматериалов. Учеными установлено, что таким образом человека можно сделать счастливым в лабораторных условиях, однако эффект обычно довольно непродолжителен: 10-15 минут. Было проведено множество подобных экспериментов, и соответствующий их обзор будет сделан нами в главе 13.

Основные достоинства лабораторных экспериментов таковы: во-первых, они позволяют прояснить причинную связь, а во-вторых, в таких условиях возможно удерживать неизменными множество переменных. Это позволяет проверять довольно сложные теории с помощью прогнозов. Только вот у лабораторной работы есть существенный недостаток: эти исследования искусственные, масштаб феноменов в них уменьшается, а потому оказывается не так много убедительных моделей реальных объектов — как того требуют комиссии по этике. Тем не менее в их рамках могут воссоздаваться позитивные эмоциональные состояния, что не находит принципиальных возражений в отличие от генерации отрицательных эмоций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.113.226 (0.005 с.)