ГЛАВА 3 Радость и другие положительные эмоции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 3 Радость и другие положительные эмоции



В предыдущей главе отмечалось: счастье чаще всего определяют как ощущение радости. Согласно исследованиям, таков один из 3 основных компонентов счастья — наряду с удовлетворенностью жизнью и отсутствием отрицательных эмоций. Радость — его эмоциональная сторона, а удовлетворенность — когнитивная. Хотелось бы узнать, сколько положительных эмоций существует, как они выражаются (мимика, голос) и какие ситуации и занятия их вызывают. Эти вопросы обращают нас к экспериментальной сфере и к такому важному методу исследования счастья, как «создание настроения». Указанные вопросы касаются и физиологических процессов, отвечающих за появление радости. В связи с этим интересно также узнать, что происходит в мозге, какие его области задействуются, какова роль нейротрансмиттеров и могут ли улучшить настроение наркотики.

Переживание положительных эмоций

Люди испытывают разнообразные отрицательные эмоции (гнев, тревогу, депрессию и т. д.) и только одну — положительную, обычно называемую радостью. Мы трактуем настроение как достаточно продолжительное эмоциональное состояние. Исследования позитивного настроения и положительных эмоций выявили, что они включают в себя чувства удовольствия, ощущение легкости и уверенности в себе. В одной из работ было показано, что данные эмоции складываются из очень высокого уровня радости, достаточно высокого — увлеченности, меньшего — удивления (Izard, 1977). Измерение радости/депрессии можно оценить по шкале, аналогичной той, которая была разработана Вессманом и Риксом (Wessman & Ricks, 1966), что представлена в табл. 3.1.

Однако, вероятно, благодаря когнитивным процессам, сопутствующим базовому физиологическому состоянию, существуют некоторые разновидности положительных эмоций. Одна из них — веселость, временное состояние радостного возбуждения, возникающее, например, когда человек смеется. Рач (Ruch, 1993) создал шкалу, состоящую из 19 пунктов.

Другая разновидность — это радость, которую испытывают люди, занимающиеся экстремальными видами спорта, искатели острых ощущений, жаждущие сильных переживаний; хотя у некоторых людей положительные эмоции возникают при удачном приземлении благодаря чувству облегчения или возбуждению (Zuckerman, 1979).

Таблица 3.1 Шкала радости/депрессии

Насколько радостным или подавленным, счастливым или несчастным вы чувствовали себя сегодня?

10 Полное ликование. Восторженное, повышенно радостное настроение.

9 Очень весел и в чрезвычайно приподнятом настроении. Сильный восторг и жизнерадостность.

8 Весел и в приподнятом настроении.

7 Чувствую себя очень хорошо и бодро.

6 Чувствую себя довольно хорошо.

5 Ощущаю некоторое уныние. Чувствую себя неважно.

4 В подавленном настроении. Немного хандрю.

3 В депрессии, очень подавленном настроении. Хандра.

2 Чрезвычайно подавлен. Чувствую себя ужасно, тоскливо, просто кошмар.

1 Абсолютная депрессия и уныние. Чувствую себя в совершенно подавленном настроении. Все представляется в мрачном, черном цвете.

Источник: Wessman & Ricks, 1966.

Средние баллы по этой шкале у американских студентов составили 6,0 для мужчин и 6,14 для женщин, однако было замечено довольно много колебаний: каждый день плюс-минус полбалла.

Позитивное эмоциональное состояние, противоположное указанным, — ощущение расслабленности, которое люди испытывают, например, когда смотрят телевизор. Кьюби и Чиксентмихайи (Kubey & Csikszentmihalyi, 1990) установили, что оно очень приятно, однако настолько расслабленно, что телезрители при этом едва бодрствуют, а иногда и вовсе засыпают.

У радости, помимо прочего, есть особое измерение — глубины, которое не совсем совпадает с мерой интенсивности. Чиксентмихайи (Csikszentmihalyi, 1975) описывает состояние «потока», или погруженности, увлеченности, которое приносит глубокое удовлетворение, когда люди, обладая для этого достаточными навыками, берутся за выполнение очень сложных задач, например занимаются альпинизмом1. Аргайл и Кроссленд (Argyle & Crossland, 1987) попросили людей классифицировать положительные эмоции в зависимости от занятий, с учетом сходства ощущений. В результате было выделено четыре измерения, одно из которых — глубина эмоций, порождаемых, например, мощной музыкой, близкими отношениями с другими людьми или удовольствием от общения с природой. Уотерман (Waterman, 1993) выявил такие переживания, как «чувство, что живешь по-настоящему» и «чувство, что ты можешь быть самим собой», оказавшиеся независимыми от показателей удовольствия. В других исследованиях был выделен сходный аспект положительных эмоций; например, Маслоу (Maslow, 1968) говорит о так называемых пиковых переживаниях, для которых характерно следующее:

1 Подробнее о состоянии «потока» можно прочитать в статье: Буякас Т. М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения // Вестник МГУ. Серия 14. тПсихология» 1995. № 2.

· поглощенность, концентрация внимания;

· осознание силы;

· большая радость, ценность и смысл;

· непосредственность, легкость;

· интеграция и идентичность (Privette, 1983).

Указанные разновидности положительных эмоций можно развести по 2 измерениям, — те, которые предложены Расселом (Russell, 1980) в результате многомерного шкалирования эмоционально окрашенных слов, показаны на рис. 3.1. Горизонтальное измерение — «счастливый—печальный», а вертикальное — «возбужденный, напряженный, взволнованный—расслабленный, сонный». Прыжки с «тарзанки» попадают по данной системе координат в правый верхний угол, а просмотр телевизора — в правый нижний.

Использование единого измерения — «счастливый—печальный» или «позитивные—негативные» — противоречит представлению о том, что положительные и отрицательные эмоции не зависят друг от друга (об этом велись оживленные дискуссии). Динер и его коллеги обнаружили, что обратная зависимость между положительными и отрицательными эмоциями больше, когда они сильнее, а также когда во внимание принимается более короткий период времени (см., напр.: Diener & Larsen, 1984). Как установили Рассел и Кэррол (Russell & Carroll, 1999), между эмоциями существует настолько сильная отрицательная корреляция, что их можно рассматривать через единое измерение.

Особый исследовательский интерес вызывает измерение интенсивности эмоций (вертикальная ось), характеризующее силу эмоциональных состояний — как положительных, так и отрицательных.


Рис. 3.1. Два измерения эмоций. Источник: Russell, 1980

Ларсен и Динер построили Шкалу интенсивности аффекта (Affect Intensity Measure — AIM), состоящую из 40 пунктов, и установили, что она выступает устойчивой мерой личности. Данную шкалу критикуют за ряд аспектов: в ней затрагивается не только интенсивность эмоций, но и моменты, касающиеся частоты позитивных эмоциональных состояний. Бахо-ровски и Браатен (Bachorowsy & Braaten, 1994) создали другой вариант — Шкалу эмоциональной интенсивности (Emotional Intensity Scale — EIS), которая определяет силу, а не частоту эмоций и включает в себя шкалы для оценки позитивной и негативной интенсивности. Шкала позитивной интенсивности коррелирует с экстраверсией (0,41), а негативной — с нейротизмом (0,64).

Альтернативное решение вопроса — использовать понятия позитивного (Ро-| sitive Affect — РА) и негативного аффектов (Negative Affect — NA), которые представляют собой расположение вышеперечисленных факторов по 45 степеням, причем они связаны с силой эмоций. Положительный аффект коррелирует с экстраверсией, а негативный — с нейротизмом (Thayer, 1989). Грэй (Gray, 1972) также отдает предпочтение двум измерениям с 45 степенями перед упомянутыми шкалами. Он утверждает, что у крыс имеются 2 нервные системы, одна из которых отвечает за поведение, направленное на достижение и положительные эмоции, а другая — за поведение, направленное на избегание и тревогу. «Система поведенческой активации» (the behavioral activation system — BAS) порождает возбуждение и стремление к вознаграждению; для «системы поведенческого торможения» (the behavioral inhibitory system — BIS) характерно стремление избегать наказания1. Было установлено, что две эти системы связаны с активацией разных частей мозга: достижение и вознаграждение — с левым полушарием, а избегание и наказание — с правым (Davidson, 1993). Карвер и Уайт (Carver & White, 1994) разработали шкалы для определения двух этих систем. Индивиды, набравшие много баллов по шкале BAS, были счастливее. Экстраверты имеют высокие показатели по первой, а невротики — по второй шкале. У психопатов по шкале BIS показатели низкие. По-видимому, в научном мире в настоящее время достигнуто определенное согласие относительно такого двумерного поля, однако выявить его возможно 2 различными способами. Как отмеченные эмоции связаны со счастьем? Для ответа на этот вопрос Лар-сен и Динер (Larsen & Diener, 1987) использовали Шкалу интенсивности аффекта (AIM) и ответы на вопрос о том, сколько времени ежедневно субъекты пребывали в хорошем настроении. В результате исследований было обнаружено, что корреляция между данным показателем и счастьем составляет примерно 0,50, а между частотой и силой эмоций — около 0,25 (Diener et al., 1991). Авторы утверждают: сила эмоций менее важна, поскольку «исключительно хорошее настроение» отмечается лишь в 2,6% случаев. (Об этом будет сказано ниже.)

Некоторые теоретики утверждают, что в основе поведения лежат две общие системы мотивации. BAS регулирует мотивы, связанные с желанием большего. Цель — движение к чему-либо желаемому. Эта система обусловливает склонность к отысканию приятных стимулов. BIS регулирует мотивы, связанные с отталкиванием; цель здесь — избежать чего-либо неприятного. На ней базируется склонность избегать неприятных стимулов. BAS определяет степень, в какой люди реагируют на ожидаемое вознаграждение. BIS действует в ответ на возможное наказание, она препятствует действию. Люди с легковозбудимой В/5 будут испытывать беспокойство и страх перед определенной ситуацией из-за возможных отрицательных последствий. — Примеч. перев.

Кроме того, было установлено, что позитивным событиям часто предшествуют негативные, могут наблюдаться также отрицательные последствия сравнения следующих друг за другом событий. Например, одно из них — абсолютно положительное — снижает удовлетворение, получаемое от других, менее интенсивных. Влияние даже умеренно сильного приятного переживания способно продлиться целый день (Lewinsohn & Graf, 1973). Так, нами установлено, что воздействие энергичных занятий спортом сказывается и на следующий день (Argyle, 1996).

Кроме того, возможно расширить влияние позитивных (или негативных) событий. Обнаружено, что мысли о приятных событиях и рассказ о них другим людям создают хорошее настроение (Argyle & Martin, 1991). Лэнгстон (Langston, 1994) показал, как люди извлекают выгоду из позитивных событий, делясь ими с другими, просто отмечая или думая о них, и это усиливает положительные эмоции и удовлетворенность жизнью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.209 (0.013 с.)