Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юмористы, комедианты, острякиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во все исторические периоды встречаются шуты, клоуны, паяцы и другие комедианты. Изначально эту роль выполняли карлики или умственно отсталые, которые считались источником развлечений, служа «козлами отпущения» в обществе. Позднее шуты начинают ассоциироваться с королевскими дворами и дворянскими фамилиями, как это описал Шекспир. Шутам дозволялось говорить обидные вещи, подтрунивать над хозяевами и разыгрывать их. Однако если они заходили чересчур далеко, это грозило им неприятностями. Существовали сборники, содержавшие множество примеров шутовского юмора. Их остроты во многом походили на сегодняшние анекдоты: имели сексуальный, анальный характер или были направлены на высмеивание «чужака», из которого позволялось делать посмешище. Шутовской юмор был связан с различиями в статусе и прочими источниками напряженности в обществе, помогал ослаблять напряжение. Маскулинность — специфическое представление о мужской сущности ценностей силы и агрессии, традиционный образ «настоящего мужчины». — Примеч. перев. Позднее появляются «владыки беспорядка», которые давали разрешение на чудачества (\Уе1зЬгс1,1961). В XVI в. в результате давления церкви число придворных шутов уменьшилось, хотя до этого священники и принцы участвовали в забавах (Вгеттег & Коос1епЪиг§, 1997). В России функции шута отчасти выполняли поэты или пророки, которых считали принадлежащими к божественному рангу, как царей. В греческом и римском обществе комедианты были профессионалами по части развлечений: они выступали на званых вечерах, иногда за еду; конкурентами их являлись акробаты, фокусники и танцовщицы. Поллио и Эджерли (РоШо & Ес1§ег1у, 1976) описывают исследование, посвященное американским комикам. Обследуемых просили с помощью пяти прилагательных охарактеризовать каждого комика. Неожиданно обнаружилось обилие негативных характеристик типа «толстый», «неуклюжий», «тупой», «придурковатый», «тощий», «безобразный». Очевидно, роль комедианта негативна. Часто встречались такие слова: «еврей», «черный», «ирландец», «итальянец». По сути дела, многие американские комики действительно были указанных национальностей, и они использовали этнические особенности в своем юморе. Они могли черпать материал из богатства этнического юмора, распространенного в той или иной группе. Этого мы коснемся ниже. Как уже отмечалось, дети, которые много шутят, в раннем возрасте нередко оказывались отверженными. Интервью с комическими артистами также показывают, что многие из них происходят из весьма неблагополучных семей и юмор позволял им облегчить страдания. Кроме того, установлено, что дети, активно выдумывающие смешное, уверены в себе, физически и вербально агрессивны. Это можно рассматривать как пример юмора во фрейдовском понимании — в качестве замещенной агрессии. Выше подчеркивалось, что люди с хорошим чувством юмора тяготеют к экстраверсии, у них более развиты социальные навыки, они счастливее остальных. Очевидно, у комедийных артистов умение рассмешить должно быть развито весьма значительно. Тем не менее хорошо известно, что многие из них посещают психиатрические лечебницы, страдают депрессией и жалуются на другие душевные недуги. Почему это так — неизвестно. Вероятно, у комиков резкие перепады настроения — следствие маниакально-депрессивного психоза, и по-настоящему веселить они способны, только будучи в позитивном эмоциональном состоянии. В главе 14 мы увидим, что когда у людей вызывают приподнятое настроение, они становятся творчески активнее, например, придумывают отдаленные ассоциации — как раз то, что нужно для возникновения юмора. В современном мире функцию шутов взяли на себе телешоу, особенно комедии положений (зМ-сотз), где комизм создается ситуацией и составом персонажей. Часто они касаются социально напряженных тем, например особенностей межрасовых отношений («Покуда смерть нас не разлучит» — явно вопиюще расистская комедия; «О, Боже!» — тонкий, специфически азиатский юмор); социально-классовых отношений (фрагмент «Хорошей жизни»); жизни пожилых людей («Одной ногой в могиле»); низкой удовлетворенности работой («Взлет и падение Реджинальда Перрина»); выпуска теленовостей («Брось мертвого осла»). Однако некоторые из таких шоу в большей степени обыгрывают абсурдность, слабо затрагивая общественные проблемы, например «Летающий цирк Монти Пайтона». Этнический юмор Существует классический анекдот: «Сколько нужно ирландцев, чтобы поменять лампочку?». Он имеет много вариантов, но в любом случае высмеиваются стереотипы различных групп. «Сколько нужно психологов...?» Ответ: «Один, но лампочка должна сама захотеть поменяться». Здесь, вероятно, высмеиваются примитивные идеи психологов. Есть масса этнических анекдотов, опирающихся на убеждение, что шотландцы скупы, французы любвеобильны, ирландцы недалекие и т. д. Немалая доля юмора — высмеивание других социальных групп, особенно этнических (например, чернокожих и евреев), и национальностей (например, ирландцев и поляков). В этом случае комическое основано на утверждении «превосходства»: декларируется, что осмеиваемой группе присущ какой-либо недостаток, к примеру глупость. Подобный юмор зависит от стереотипов о глупости, скупости и т. п. и проистекает из абсурдного преувеличения предполагаемых качеств. Используется здесь также и принцип несоответствия, что, например, хорошо видно из следующего антиирландского анекдота. О'Райли судят за вооруженное ограбление. Выходят присяжные и объявляют приговор: «Не виновен». — «Прекрасно, — говорит ОРайли. — Значит ли это, что деньги я могу оставить себе?» Если просто сказать, что представители другой группы глупы и бесчестны, это совсем не смешно; когда же добавляется элемент несоответствия, комизм налицо. Ля Фав и соавторы (Ьа Рауе еЬ а1., 1976) провели ряд экспериментов, в которых варьировалась форма анекдотов, чтобы выяснить, какие из них самые смешные. В некоторых случаях удалось показать, что анекдоты кажутся смешнее, если в них превозносятся члены группы, к которой относится сам обследуемый, или группа, с которой он себя отождествляет, а также если унижается та, к которой он не принадлежит или с которой себя не отождествляет. Зилман и Кантор (2Штап & СапСог, 1976) посмотрели на это шире и предположили: чем более выражено негативное отношение к вызывающей пренебрежение группе и позитивная оценка той группы, к которой принадлежит сам человек, тем сильнее его веселье. Эти представления согласуются с теорией социальной идентичности, согласно которой дискриминация чужих групп укрепляет самовосприятие, основанное на принадлежности к собственной сообщности, и, следовательно, повышает самооценку (Вго\уп, 1995). Когда испытуемых просили рассказывать анекдоты, предполагающие уничижительные оценки жителей Ньюфаундленда, негативное отношение к этой группе оказывалось сильнее, чем когда речь шла об анекдотах, в которых не содержались подобные характеристики (Маю ег. а1., 1997). Некоторые образцы этнического юмора направлены против меньшинств, например чернокожих в США. В этом случае предполагается не только замещающее превосходство. Стереотипом выступает представление, что чернокожие ленивы, глупы, нечестны и излишне активны в сексуальном отношении. Анекдоты с похожими суждениями косвенным способом выражают враждебность. Здесь уместно напомнить идею Фрейда о символическом выражении агрессии. Некоторые формы этнического юмора создаются самими меньшинствами, например, евреи сочиняют анекдоты про евреев. Широко распространено мнение, что одна из функций такого юмора заключается в формировании социальной солидарности между членами соответствующей группы. Миддлтон (М1сЫ1е(:оп, 1959) установил, что чернокожие американцы считают направленные против них анекдоты не менее смешными, чем это кажется белым. Однако анекдоты, высмеивающие белых американцев, они находят еще забавнее, чем в восприятии самих белых. Следует помнить, что высмеивание членов собственной группы обычно не встречает понимания. Специалисты, изучающие юмор афроамериканцев, собирая материалы со времени рабовладения, заключили: для них он является способом «немного облегчить невыносимое положение» и публично озвучить возмущение и враждебность (СоЫтап, 1960). Такой юмор ослабляет напряжение, дает выход агрессии, выступает критикой общества и выражением чувства собственного достоинства чернокожих (Возкт, 1966). Но в нем все равно присутствует несоответствие. Апт (Ар1е, 1985) приводит следующую историю. Чиновник с Юга, находившийся на службе в Англии, сидел как-то раз на официальном обеде рядом с негром. Он не обращал на негра абсолютно никакого внимания до самого конца обеда, после чего заметил: «Эй, Растус, признайся, арбузов-то вашему брату не хватает, а?»1. Позже негр был представлен публике как почетный гость и прославленный ученый из Оксфорда и выступил с блестящей речью. Вернувшись на свое место, он саркастически бросил чиновнику: «Да, Растус, похоже, и впрямь изнывает без арбуза». Бургис и соавторы (ВоигЫз е1 а1., 1977) установили, что валлийцы не любят анекдотов, в которых над ними подшучивают. Им нравятся истории, высмеивающие англичан, хотя и не такие, что откровенно враждебны по отношению к другой группе. Анекдоты, подшучивающие над другими сообществами, являются выражением расовых и прочих предрассудков, которые, разумеется, распространены, но политически некорректны, поэтому предполагается, что над подобными шутками | смеяться не подобает. Еврейский юмор, создаваемый евреями и о евреях, обладает некоторыми специфическими чертами. Он, как и другие этнические анекдоты, основан на стереотипах: в данном случае это, например, озабоченность деньгами, социальным статусом и сложные правила питания. Часто в еврейском юморе используются явные ] несоответствия и логические противоречия. Например: Престарелый еврей на смертном одре решил перейти в католичество. Когда его друзья стали возражать, он сказал: «Пусть лучше на земле станет меньше одним католиком». Еще одна возможная черта такого юмора — «ненависть к себе». Вероятно, эта [особенность основана на негативных стереотипах, бытующих вне еврейского со-I общества, наряду с неясностью положения и нежеланием признаться в своей этнической принадлежности из-за кажущихся издержек такого шага (КозепЬег§ & о, 1958). '' Стереотипное представление о неграх, в частности, включает в себя мнение, что чернокожие все поголовно любят арбузы. Употребление слова «арбуз» может вызвать ассоциацию с расистской шуткой, что из-за своей лени чернокожие способны только танцевать да есть арбузы. Представление это имеет и историческое объяснение: родиной арбуза является Южная и Центральная Африка; до сих пор в некоторых районах на юго-западе Африки арбузы — важнейший источник влаги. — Примеч. перев. Не исключено, что примеры еврейского юмора столь многочисленны вследствие стрессов, вызываемых принадлежностью к еврейской национальности; не случайно, в мире множество комиков-евреев. Известно, что во время войны в Персидском заливе израильтяне успокаивали свои нервы с помощью юмора, который подавлял тревогу, позволял иначе посмотреть на вещи, выразить агрессию, укреплял социальные связи и представлял происходящее в комическом свете (Ыеуо, 1994). Юмор и социальные навыки В главе 10 будет показано, что индивиды, обладающие развитыми социальными навыками, счастливее, потому что способны строить и поддерживать удовлетворительные социальные отношения. В настоящем разделе мы рассмотрим, каким образом юмор может способствовать развитию этого.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.134 (0.01 с.) |