Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние социального сравнения

Поиск

Согласно теориям социального сравнения, люди оценивают свои качества или жизнь, сопоставляя их с другими. Подобный подход применяется в исследованиях счастья, чтобы объяснить некоторые аспекты, которые иначе поставили бы ученых в тупик. Например, установлено, что по мере роста национального дохода удовлетворенность вовсе не возрастает — вероятно, потому, что доходы выросли и у всех остальных. Уилле (ХУШз, 1981) собрал массу данных, подтверждающих гипотезу, согласно которой у людей улучшается субъективное благополучие, если сравнение производится с менее удачливыми индивидами; а также гипотезу, в соответствии с которой сравнение «сверху вниз» обусловлено снижением субъективного благополучия. Ученый делает следующее заключение: люди в основном сравнивают по принципу «снизу вверх», но для имеющих низкую самооценку характерно обратное.

Недавние эксперименты укрепляют некоторые из этих идей. Штрак и соавторы (5г.гаск ег. а!.. 1990) установили, что если напарником по эксперименту оказывался человек, страдающий почечной недостаточностью, требующей диализа, ощущение благополучия испытуемого улучшалось. Исследователи (Зггаск ег. а1., 1985) показали: если участников эксперимента просили подумать о происходящих в настоящем приятных событиях, это повышало их субъективное благополучие; позитивные факты, относящиеся к прошлому, оказывали гнетущее впечатление — предположительно, из-за контраста с настоящим; относительно неприятных событий все обстояло наоборот.

У счастливых и несчастных людей процесс сравнения осуществляется по-разному. Любомирски и Росс (ЬуиЬоппгзку & Козз, 1997) обнаружили, что на самооценку вторых влияет результат напарника, который выполнил задание по расшифровке анаграммы лучше или хуже, чем они. Однако на счастливых людей участник, превзошедший их, не оказывал такого влияния, что создавало более позитивный эмоциональный настрой и большую уверенность в себе, хотя и не повышало самооценки. Вероятно, напарник с лучшими результатами действовал в данном случае как стимул и увеличивал перспективы, а это и делало людей счастливее.

Тем не менее попытки подтвердить теорию социального сравнения в условиях реальной жизни не всегда приводили к желанному результату. Динер и Фуджита (Б1епег & Рцр1а, 1997) провели несколько подобных исследований. В одном из них было обнаружено, что если у человека был сосед по комнате, отличавшийся большей/меньшей внешней привлекательностью или успехами в учебе, это никак не влияло на его удовлетворенность данными сферами жизни. Люди выбирали собственные объекты для сравнения, связанные со своими возможностями.

В другом случае было показано, что если индивиды с одинаковым уровнем дохода живут в более богатом/бедном районе, это не влияет на их субъективное благополучие. Еще одна работа ученых проиллюстрировала: средний уровень благополучия в разных странах имеет с экономическим благосостоянием соседних государств положительную, а не отрицательную корреляцию, что можно было бы предположить, отталкиваясь от теории сравнения (В1епег, В1епег & В1епег, 1995). Райт (\Уп§Ь1, 1985) подчеркивает, что на удовлетворенность оказывает влияние самооценка здоровья, а не сравнение со здоровьем окружающих.

Люди избирают собственные объекты сравнения: например, индивиды, у которых высокие показатели благополучия, более благоприятным образом сравнивают с другими (СПЬег1 & Тгошег, 1990). В результате проведенного сопоставления возможно сделать разные выводы. Бунк и соавторы (Виипк е1 а1., 1990) показали, например, что сравнения по принципу «снизу вверх» заставляют людей чувствовать себя как более, так и менее счастливыми в связи с их здоровьем, надеяться или завидовать. Сравнения, навязанные внешними обстоятельствами, не оказывают на удовлетворенность согласованного влияния. «Выбор объекта сравнения — процесс гибкий, не определяемый исключительно степенью доступности соответствующих "других"», — отмечают ученые (\Уооо! е1 а1., 1985).

Это правило имеет два исключения. Одно из них — академические достижения: в более или менее замкнутом сообществе школы или колледжа принятые стандарты для сравнения играют решающую роль (О1епег & Ргука, 1997). Второе — заработная плата работников промышленности, на уровень которой в значительной степени влияет деятельность профсоюзов, и работники точно знают, сколько получают другие трудящиеся. Они могут объявить забастовку (даже если это приведет к закрытию предприятия), когда считают, что им платят меньше положенного.

По сути дела, люди часто производят такие сравнения: Росс и соавторы (Коззе1 а1., 1986) установили, что 89% людей избирает круг тех, с кем они общаются, как объект сравнения, позволяющий уточнить меру собственной удовлетворенности семейной жизнью, 82% — степень удовлетворенности работой, но лишь 61% сравнивает с миром самых близких людей свою удовлетворенность жизнью в целом (тогда чаще в круг зрения попадают чужие).

Еще одна разновидность концепции социального сравнения — теория множественного несоответствия (МиШр1е Бгзсгерапсу Ткеогу — МБТ). Микалос (1УПспа1о5, 1985) предположил, что удовлетворенность — продукт (незначительных) расхождений между достижениями и устремлениями, что часто определяется при сравнении с другими людьми. Согласно данной теории, слишком большие желания угрожают ощущению удовлетворенности. Действительно, разрыв между целью и достижением коррелирует с удовлетворенностью. Однако очевидна и взаимосвязь достижения с удовлетворенностью, если не принимать во внимание цель.

В ряде исследований удовлетворенность, которая предсказывалась с учетом отмеченного разрыва, сравнивалась с той, какая ожидается, когда в расчет берутся лишь реальные достижения или возможности. Иногда теория множественных расхождений позволяет проводить более точный анализ, хотя нередко не вносит ничего существенного. Вместе с тем упомянутый выше разрыв сам может являться продуктом удовлетворенности, а не наоборот. Хиди и Венховен (Неас1еу & Уееп-Ьоуеп, 1989) обнаружили это, используя данные Викторианского панельного исследования в Австралии: «Разрыв вызывается удовлетворенностью жизнью, а не наоборот». Кэмпбелл с коллегами (СатрЬеН е1 а1., 1976) с помощью этой теории попытались объяснить феномен усиливающейся с возрастом удовлетворенности, отметив, что со временем «разрыв» уменьшается.

Согласно теории разрыва целей и достижений, большие стремления приводят к низкой удовлетворенности. Однако другие теоретики утверждают, что само наличие в жизни определенных целей — благоприятный фактор. В то же время, как мы увидим в главе 10, необходимо, чтобы цели были правильными.

Адаптация

Процесс адаптации — традиционный объект изучения в психологии. Если человека попросят оценить вес нескольких предметов, масса которых находится в пределах 2-6 унций, 1 фунт покажется ему «тяжелым». Однако если бы он взвешивал предметы весом в 3-6 фунтов, 1 фунт показался бы ему «легким»1. Мы привыкаем к определенному набору стимулов. Применительно к определению меры удовлетворенности подобное означает, что наступает привыкание к конкретному уровню источников удовлетворенности, и мы считаем его нормальным.

Эту теорию, как считалось, подтверждают исследования больных квадриплеги-ей2 и других пациентов. Выше уже упоминался имеющий важное значение труд Брикмана и соавторов (Впсктап еЬ а1., 1978), которые изучили 11 больных, страдающих параплегией3, и 18 человек с квадриплегией. Оценка того, насколько они счастливы в настоящее время, у больных оказалась на уровне 2,96 — существенно ниже, чем у здоровых людей, составивших контрольную группу (3,82). Аналогичное соотношение обнаружено среди самооценок удовольствия, получаемого от повседневных занятий. Шульц и Декер (5спи1г & Бескег, 1985), обследовав 100 пациентов с тем же заболеванием, обнаружили, что и 20 лет спустя после несчастного случая показатели ощущения счастья у них были ниже, чем у прочих людей (табл. 4.6).

1 унция составляет 28,35 грамма; 1 фунт — 453,59 грамма.

2 Квадриплегия (тетраплегия) — паралич всех четырех конечностей. — Примеч. перев.

3 Параплегия — паралич обеих рук или ног. — Примеч. перев.

Таблица 4.6 Счастье у больных с параличом двух или четырех конечностей

  Больные Контрольная группа
Субъективное благополучие 10,76 (я= 100) 12-13
Депрессия 9,74 9,25
Положительные эмоции 4,04 3,77 (1 означает положи тельную оценку)-
Счастье в настоящее время 2,96 (и = 29) 3,82 (п = 88)
Счастье в прошлом 4,41 3,32

Источники: Впсктап е1 а1., 1978; ЗсЬик & Бескег, 1985.

Крауз и Стернберг (Кгаизе & 51егпЬег§, 1997) изучали пациентов с повреждением спинного мозга и обнаружили, что общая удовлетворенность у них со временем повышается, если устранить влияние других переменных. Люди, ставшие инвалидами сравнительно недавно, менее удовлетворены жизнью, чем страдающие физическими недостатками с рождения или с детства, т. е. с большим периодом адаптации (МеЬпегг. е1 а1., 1990). В главе 10 будет показано, что хотя благосостояние у пожилых людей ниже, здоровье хуже, а вероятность оказаться в социальной изоляции весьма высока, в среднем они не меньше (если не больше) удовлетворены жизнью, чем молодые люди. Вероятно, это обусловлено адаптацией.

Для подтверждения теории адаптации привлекаются также данные, полученные в исследованиях индивидов, которые выиграли в лотерее. Получить доказательства верности данной теории в этом случае легче, поскольку через короткое время выигравшие становятся ничуть не счастливее членов контрольной группы. Чтобы привыкнуть к бедствиям, требуется длительное время; например, овдовев, человек может оправляться от трагедии в течение нескольких лет.

С теорией адаптации связана еще одна сложность: большинство людей, в том числе и инвалиды, демонстрируют показатель удовлетворенности выше среднего (примерно 70% от максимально возможного по шкале), а это значит, что свою лепту вносят и другие факторы. Однако наибольший интерес представляет способность адаптироваться к негативным событиям: как удается людям это сделать? Ответ заключается в том, что они, судя по всему, включаются в некоторый процесс «преодоления» (копинг-процесс), по-новому обустраивая жизнь или просто иначе взирая на вещи. Скоро мы коснемся этого вопроса.

Некоторые люди страдают депрессией, и это продолжается годами: никакой адаптации у них не наблюдается. Объективные события, вызывающие удовлетворенность или неудовлетворенность (прием пищи, сексуальные отношения, социальные связи, досуг и работа), продолжают оказывать влияние на человека, а значительных примет адаптации нет.

По всей видимости, в случае некоторых (но не всех) негативных жизненных изменений адаптация действительно происходит. Однако она не уничтожает постоянной выгоды, получаемой от основных источников удовольствия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.216 (0.008 с.)