Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуальные различия в юмореСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вероятно, мы узнаем о психологии юмора больше, если поймем, какие люди более всего получают от него удовольствие. Самый значительный вклад принадлежит Руху и его коллегам из Германии. Этот ученый разработал Шкалу чувства юмора, Тест 3 ШЭ, которым оценивают, насколько смешными или неприятными кажутся людям анекдоты и карикатуры трех типов: построенные на несоответствии, абсурдные и на сексуальную тематику (КисЬ, 1998). Продолжительные исследования, проведенные этими учеными в нескольких европейских странах, показали, что понимание юмора коррелирует с определенными личностными характеристиками. Как правило (хотя и не всегда), экстраверсия связана с высокими показателями по Тесту ЗУ1Т), экстраверты также больше предпочитали сексуальные анекдоты. В одном из исследований было обнаружено, что экстраверты много смеются (КисЬ, 1998). Обследовав 446 американских студентов, Белл и соавторы (Ве11 е{ а1., 1986) установили, что самооценка того, что вызывает у человека смех, прогнозируется с учетом уверенности в себе и самоконтроля — свойств, которые можно считать показателями развитых социальных навыков. Искателям острых ощущений анекдоты кажутся смешнее, что подтверждается обследованиями, проводимых с выборками как немецких, так и американских студентов (Бескегз & КисЬ, 1992). Консервативные установки и нетерпимое отношение к неопределенности связаны с общими показателями по шкале юмора, и в особенности с предпочтением анекдотов, основанных на несоответствиях, однако люди, набирающие большое количество баллов по этому показателю, испытывают неприязнь к абсурдным анекдотам, вероятно, из-за того, что последние не поддаются рациональному разрешению. Практичным же людям нравятся анекдоты на тему секса, в то время как обладающим либеральным складом мышления — абстрактные анекдоты. Данные выводы свидетельствуют, что у юмора много разновидностей, степень привлекательности которых неодинакова для разных типов людей. Его социальный аспект проявляется во взаимосвязи с экстраверсией и склонностью к поиску новых ощущений (зепзаИоп-зеектд), а также в корреляции между генерацией смешного и социальными навыками. Несоответствие оказывается предпочтительным для косных и нетерпимых людей, — подобный юмор следует трактовать как способ разрядить их напряжение. Куипер и Мартин (Кшрег & Маг<лп, 1998) использовали совсем иной способ измерения — Опросник ситуативной реакции на юмор (5г(иаСюпа1Нитог Кезроте ОиезИопптге). Они неоднократно убеждались, что индивиды, получившие высокие баллы по данному опроснику, имеют и более высокие показатели по нейротиз-му и депрессии. Авторы разработали еще одну шкалу, измеряющую показатели ко-пинг-юмора (соргп§ Нитог): она аналогичным образом коррелирует с указанными величинами и позволяет судить о способности человека легче переживать стресс (МаЛш, 1996). Социальный аспект юмора Указанные классические теории юмора ничего не говорят нам о его социальной стороне. Трудно с их помощью также понять, откуда проистекает его огромный положительный эффект, усиливающий счастье и ослабляющий стресс. Неясным остается и то, какое эволюционное преимущество должны давать несоответствия, превосходство или символическое выражение сексуальных стимулов и агрессии. Все это проясняется при рассмотрении социального аспекта. Выше мы видели, что уже в 2 или 3 года дети стремятся поделиться с окружающими чем-то забавным, рассмешить друг друга или родителей. Чепмен и Фут (СЬартап & Роо1;, 1976) показали, что среди 7-летних детей юмор обладает заразительной силой: они больше смеются, когда делятся между собой забавными вещами, если им нравится приятель, когда они находятся рядом с ним и общаются долгое время. Авторы считают, что смех выступает сигналом социальной близости, подобно улыбкам, взглядам и пространственной близости. Он вознаграждает собеседника и способствует тому, что человек представляется более обаятельным и его принимают в группу. Однако ученые установили: смех не является альтернативным сигналом, на чем стоит теория близости Аргайла и Дина (Аг§у1е & Эеап, 1965). На самом деле все указанные сигналы взаимодействуют, означая высокую степень близости. Лоренц (Ьогепг, 1963) полагал, что смех «создает сильное ощущение общности у участников и направляет их агрессивность против посторонних» (р. 253). Подобно озорной гримасе у шимпанзе, смех — социальный сигнал, указывающий на шутливость и отсутствие агрессии. Юмор повышает в глазах молодых людей привлекательность друг друга. Ланди и соавторы (Ьипс1у е1 а1., 1998) показали, что, самокритичный юмор предполагаемого выступавшего делал его обаятельней в глазах зрителей, если перед этим им показывали его привлекательную фотографию. Исследователи обнаружили причину этого: подобный юмор «освещает темную сторону» привлекательных индивидов, которые иначе кажутся лишенными недостатков. Комическое позволяет совместно переживать сильные эмоции, притом положительные, а это — мощный способ укрепления социальных связей. Поэтому если один человек веселит всех, усилится и сплоченность всей группы. Юмор может ослабить напряженность в группе — благодаря совместно переживаемым эмоциям, а также потому, что таков безболезненный опосредованный путь разрешения табуированных вопросов и конфликтов (Етегзоп, 1969). Внутригрупповая солидарность усиливается, когда высмеиваются недостатки другой группы и ей противопоставляется относительное превосходство своей. Это основа этнического юмора у представителей национальных меньшинств (например, американских евреев и чернокожих), служащего укреплению морального духа (МагИпеаи, 1972). Подшучивание — еще один пример проявления социальной стороны юмора. Рэдклифф-Браун (Кж1сНг1е-Вго\уп, 1940, р. 195) охарактеризовал это как отношение, «в котором одному по обычаю разрешается, а в некоторых случаях и требуется, дразнить или высмеивать другого, который, в свою очередь, не может обижаться». Он обнаружил, что эти отношения довольно распространены в дописьменных культурах Африки и Азии. Насмешки обычно встречаются в отношениях родственников, например, между родней со стороны жены и со стороны мужа, двоюродными братьями и сестрами, дедушками и бабушками, потенциальными супругами. Издевки бывают достаточно суровыми: обычно это оскорбления, издевательства, подтрунивание, грубые шутки, непристойности. Рэдклифф-Браун и его последователи утверждают, что их можно объяснить возможностью безвредного проявления агрессии и поддержанием солидарности там, где присутствуют и сплачивающие пару связи, и конфликт интересов. Указанные отношения — часть социальной структуры архаических обществ, которой все должны подчиняться. Существует и другой тип высмеивания, который схож с описанным. В качестве примеров таких отношений приводят распространенные формы юмора, наблюдаемые в индустриальном обществе, в некоторых этнических субкультурах и на предприятиях; правда, это отношения индивидуального, добровольного характера. Например, критикуя подчиненного, чтобы его дисциплинировать, руководитель нередко прибегает к помощи юмора, чему будет ниже приведено соответствующее объяснение. Выше отмечалось, что дети нередко дразнятся, и в целом это имеет агрессивный характер. У взрослых же поддразнивание, как правило, позитивно окрашено. Келт-нер и соавторы (Кекпег е1 а1., 1998) нашли в американской студенческой организации много таких образцов поведения, выступавших шутливым способом борьбы с нарушением норм. Их применение вызывало положительные эмоции и улыбки Дюшенна (т. е. подлинные, когда сужаются глаза, в уголках которых появляются морщинки), особенно если замечание исходило из уст человека, равного по статусу. Поддразнивание — один из основных способов заигрывания. Келтнер и соавторы выяснили, что у пар, состоящих в романтических отношениях, подшучивание способствовало флирту и положительным эмоциям. Аргайл и Хендерсон (Аг§у1е & НепсЬгзоп, 1985) установили, что поддразнивание — распространенное правило дружбы. Каким же образом разрешение несоответствий согласуется с этими социальными функциями юмора? Понимание последнего укрепляет связи и ослабляет напряженность во взаимоотношениях. Во множестве социальных ситуаций важную роль играет еще одно несоответствие, оно связано с разницей людей в статусе, половой принадлежности и т. д. Юмор очень часто обыгрывает эти различия, сглаживает их, делает безобидными благодаря тому, что позволяет посмотреть на них с другой стороны. Женщина, пьющая из детского рожка, примиряется с этим и смеется над различиями в статусе матери и ребенка. Юмор и стресс Преодоление (копинг) стресса Юмор смягчает стресс, делая его менее угрожающим и вредоносным. Мартин и Лефкур (Маг<:т & Ье&оигг., 1983) разработали Шкалу копинг-юмора (Нитог Соргщ5са1ё), измеряющую роль юмора в преодолении стрессовых ситуаций. Индивидов, набравших по ней большое количество баллов, тяжелый фильм огорчал в меньшей степени. Удалось также показать, что у таких людей кровяное давление в ответ на погружение руки в холодную воду повышалось слабо (Ье&юигг. ег. а1., 1997). Куипер с коллегами (Кшрег ег. а1., 1992) изучали влияние жизненных событий на положительные и отрицательные эмоции. Они установили, что у индивидов, которые много смеялись, не наблюдалось умножения отрицательных эмоций, а у мужчин стрессы способствовали усилению положительных эмоций. Важно отметить, что люди с более острым чувством юмора, когда сталкиваются с трудными жизненными ситуациями, пребывают в более позитивном настроении. Вероятно, юмор позволяет людям оптимистичнее смотреть на вещи, т. е. увидеть события в ином свете, с комической стороны. Любомирски и Такер (ЬуоЬопигзку & Тискег, 1998) выяснили, что счастливые люди способны позитивнее смотреть на неблагоприятные события (как на действительные, так и на гипотетические), чем несчастные. Подростковый период также часто полон стрессов. Планчерел и Болоньини (Р1апсЬеге1 & Во1о§;шш, 1995) выявили, что из 276 обследованных ими подростков 13 лет у тех, кто умел выдумывать смешное, и 3 года спустя депрессия была слабее, ниже уровень тревожности и лучше сон. Одно из самых стрессовых событий — тяжелая утрата, что совсем не смешно. (Автор сам пережил ее незадолго до написания этой главы.) Но Келтнер и Бонан-но (Кекпег & Вопаппо, 1997), используя метод стандартных интервью, посчитали необходимым изучить, как такая утрата сказывается во взаимосвязи со смехом Дюшенна. Люди, много смеявшиеся, испытывали не столь мощный гнев и нетерпимое горе; у них отмечалось больше положительных и меньше отрицательных эмоций, чем у тех, кто смеялся меньше. Их социальные отношения оказались надежнее, а чувства к покойным менее противоречивыми. Названные авторы также измеряли несоответствие между связанными с вегетативной нервной системой и вербальными проявлениями эмоций1, в результате чего установили: у тех, кто больше смеялся, испытывал меньше страданий и имел развитые социальные связи, данное несоответствие оказалось значительнее, что и позволяло им испытывать скорее положительные, нежели отрицательные эмоции. Юмор в рабочих коллективах отражает напряженность и фрустрацию его членов. Взрывные, иногда непристойные, часто неостроумные, грубые шутки и насмешки могут производить весьма благоприятный эффект. Рой (Коу, 1959) описал поведение небольшой группы работников, занятых совершенно неинтересной работой. Каждый день в определенное время один из них воровал и съедал банан — это называлось «банановое время». Другой открывал окно, создавая сквозняк и вызывая шумные протесты. Каждый час происходило что-нибудь столь же бессмысленное, но, как сказал один работник: «Если бы мы не шутили и не дурачились, то давно бы уже свихнулись». Такой юмор обладает следующими преимуществами: 1. Повышается удовлетворенность работой. 2. Улучшаются социальные взаимоотношения. 3. Возрастает кооперация и производительность труда (Аг§у1е, 1989). Социологи показали, как содержание юмора помогает справиться с социальными стрессами и как оно связано со свойствами социальной системы. Дуглас (Оои^аз, 1968) полагал, что шутки порождаются социальной структурой и являются вызовом ей, они дают возможность символически выразить присутствующее в ней напряжение. ' Под этим несоответствием понимается следующее. Эмоциональные переживания обусловлены, в частности, физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе (при этом изменяются кожное сопротивление, артериальное давление, гормональный и химический состав крови и др.). Индивиды, пережившие тяжелую утрату и демонстрировавшие смех Дюшенна, говоря о покойных супругах, которых они потеряли полгода назад, были способны дистанцироваться от случившегося горя (что измерялось по «разобщению» между физиологическим возбуждением и субъективным горем) и быстрее оправиться от потери. — Примеч. перев. Выше было показано, как высмеивание помогает разрешать трудности в недружественных отношениях с тещами/свекровями в примитивных обществах. Далее мы увидим, что этнические анекдоты помогают ослабить враждебность между разными расами и национальностями. В рабочих коллективах тоже возникают напряженные отношения и появляются соответствующие этому формы юмора. Малкей (Ми1кау, 1988) развил тему и предположил, что существуют две разновидности дискурса — серьезный и юмористический. В первом случае единая точка зрения соответствует иерархическому и упорядоченному социальному миру. Во втором — различные, противоречивые точки зрения «бросают вызов» серьезному взгляду на мир и поощряют противоречия и несоответствия последнего. Юмористический подход, тем не менее, не разрушает серьезного; скорее, поддерживает его, поскольку позволяет символически выразить присутствующую в нем напряженность. Именно в этом заключается роль юмористов и комиков, о чем будет сказано ниже. Малкей проиллюстрировал эту идею в своем исследовании, которое получило название «Бар Брейди». Проблема заключалась в том, что хотя бармены обладали более высоким статусом, чем официантки, они всецело находились в их распоряжении и даже хуже того — были вынуждены исполнять женскую роль, заботясь о нуждах других. Юмор тогда непосредственно отражал такие сложности в отношениях. Аналогично социальный стресс выражают и цеховые шутки. Коллинсон (СоШпзоп, 1988) показал, что содержательно этот юмор относился к сопротивлению постоянному контролю и скучной работе (поддерживая общие ценности маскулинности1 рабочего класса) и контролю над выделяющимися из общей массы рабочими, которые не выполняли свои задания. Холдевей (НоЫахуау, 1983) описывает полицейский юмор. Данная разновидность выражает противоречия между формальными правилами, предписывающими, например, определенное обращение с подозреваемыми, и видением полицейскими своих обязанностей; сюда же относятся истории о погонях и события, иллюстрирующие командную солидарность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.67 (0.011 с.) |