Влияние религиозного опыта на психическое здоровье



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние религиозного опыта на психическое здоровье



В научной литературе, посвященной этой теме, сообщается как о положительных, так и отрицательных эффектах. Бетсон и соавторы (Ва&оп е1 а1., 1993) проанализировали 115 американских работ, в которых использовались результаты самооценки, касающейся депрессии и иных аспектов психического здоровья. Использовалось и несколько критериев религиозности. В большинстве проведенных исследований выявлена положительная корреляция между внутренней верой и психическим здоровьем, а вот внешняя религиозность коррелировала с психическим здоровьем отрицательным образом (в данном случае имеется в виду посещение церкви ради достижения некоторой цели: обрести друзей, получить какую-либо иную пользу). Осуществив более масштабные изыскания, когда выборка респондентов оказывалась достаточно емкой, и применив усовершенствованные методики, ученые пришли к аналогичным выводам. Например, Идлер (1о!1ег, 1987) опросил 2811 пожилых людей в городе Нью-Хейвен и обнаружил более низкий уровень депрессии у тех, кто посещал церковь или же соблюдал как-то иначе обряды и таинства.

Религиозные переживания способны смягчить воздействие стресса. Парк и соавторы (Рагк е1 а1., 1990) установили: студенты, внутренняя вера которых была сильной, не ощущали депрессии, тревоги, у них не снижалась самооценка, если вдруг возникали негативные события. Среди протестантов аналогичное наблюдалось даже в том случае, когда жизнь принимала неожиданный поворот, становилась неконтролируемой; среди же католиков — только тогда, когда она все же поддавалась контролю. Поразительно, что протестанты ощущали менее выраженную депрессию, чем до того, как эти события свершились.

Вероятно, одной из причин того, почему религиозные переживания оказываются столь благотворными, служит социальная поддержка, оказываемая человеку со стороны религиозного братства. Выше уже отмечалось, что церковь — это важнейший источник социальной поддержки. Как продемонстрировано множеством исследований, наличие такого рода социальной поддержки позитивно сказывается на психическом здоровье.

Вряд ли приверженность церкви способна предотвратить серьезное (психотическое) заболевание. Заметим, что у многих пациентов психические нарушения связаны с религиозными моментами: например, больные думают, будто они пророки. Рокич (КокеасЬ, 1981) обследовал трех пациентов, каждый из которых даже считал себя Иисусом.

Фигуры религиозных лидеров, особенно гуру, возглавляющих новые движения, озадачивают. Часто, перед тем как поведать миру о своем прозрении, они проходят через состояние, близкое к безумию, или даже через настоящее умопомешательство. Если это привлекает их потенциальных последователей и удовлетворяет их потребности, гуру достигают успеха (51огг, 1996). Немалое число религиозных лидеров демонстрировали некоторые признаки сумасшествия, но этих людей нельзя путать с обычными психическими больными. Гуру хватает здравомыслия, чтобы повести за собой большие группы последователей, и их идеи притягательно действуют на значительное число других людей — обладают ценностью не только для них самих.

Как считает Дюркгейм (Оигкпе^т, 1897), более высокий по сравнению с католиками уровень самоубийств у протестантов объясняется их большей разобщенностью. Следует, однако, заметить, что это наблюдение указывалось лишь в самых ранних европейских исследованиях. Ныне различия уже стерлись. Религиозная вера, конечно, в целом связана с низкими показателями самоубийств. Комсток и Партридж (Сот5г,оск & Рагг.пс1§е, 1972; см. также табл. 11.3 в настоящей книге) установили: среди посещающих церковь один раз в неделю и чаще коэффициент самоубийств составил 0,45 на 1000, а среди не бывающих в ней — 2,1. Вероятно, это объясняется социальной сплоченностью: более низкие показатели суицида наблюдаются среди членов тех церквей и общин, в которых крепче социальные связи и меньше число разводов (ВеН-НаПаЬпп & Аг§у1е, 1997).

Нельзя не обратить внимание и на представителей различных сект. Эти люди могут казаться безумцами, в то же время принадлежность к таким группам подчас благотворно влияет на психическое здоровье человека, поскольку он получает убежище от мирских горестей, мощное социальное подкрепление, от него требуют жесткой дисциплины. Когда в секту вступают молодые люди, опустившиеся на дно, пристрастившиеся к наркотикам, состояние их улучшается.

Принадлежность к секте влечет за собой и ряд издержек: разлучение с семьей и друзьями, прекращение карьеры (по крайней мере, на некоторое время), иногда — отказ от сексуальной жизни или заключение брака по чужому указанию, подчинение жесткой; порой драконовской дисциплине и необходимость выполнять лакейскую работу (например, продавать цветы). Проблемы возникают и для семьи сектанта: родственники могут не понимать, что с ним произошло; да и визиты в семью часто запрещаются.

Супружеское счастье

В большинстве религий (в том числе и в христианстве) признается высшая ценность брака и семьи. Способствует ли это обретению большего счастья в супружеских отношениях? Можно утверждать, что хотя бы на Западе данное убеждение приводит к уменьшению числа разводов. Хитон и Гудман (Неа1;оп & Соойтап, 1985) обобщили результаты нескольких американских исследований, чтобы проанализировать влияние вероисповедования и посещений церкви на разводы (табл. 11.4). Количество распавшихся браков было меньше у тех, кто чаще ходил в церковь (этот результат подтвердился для представителей всех конфессий). Самый низкий уровень разводов отмечался у католиков и мормонов.

Таблица 11.4 Процент разводов в зависимости от вероисповедания и активности посещения церкви

  Католики Протестанты с либеральными принципами Протестанты консервативного толка Мормоны
Посещение        
Частое 13,3 24,0 20,3 12,7
Редкое 30,4 32,3 37,4 23,9

Источник: НеаСоп & Соос1тап, 1985.

Колл и Хитон (Са11 & Неа1оп, 1997) определили, сколько пар из 4587 разошлись в течение 5 лет. Наиболее точным был прогноз, останутся ли супруги вместе, если принималась во внимание регулярность их совместного участия в церковной жизни. В другом же исследовании было выявлено, что стабильность брака позволяет предсказать сила веры — та внутренне переживаемая религиозность, о которой сказано выше.

Вместе с тем установлено, что ситуация осложняется, когда муж и жена являются сторонниками различных церквей. Так, если один из супругов католик, а другой — протестант, разводы случаются в 2 раза чаще, чем среди пар протестантов или католиков. Еще более высока вероятность того, что брак распадется, когда кто-то из супругов мормон, а второй — католик. Поскольку всем верующим свойственно почитать ценность брачных уз и неодобрительно относиться к разводам, необходимо искать иную причину, объясняющую, почему же пары, в которых муж и жена одного вероисповедания, крепче.

Благополучие в браке определяется, в частности, успешным совместным проведением досуга, а также сильное воздействие оказывает на него и принадлежность к одной конфессии. Судя по всему, это вызвано тем, что церковные сообщества отличаются особой сплоченностью и предоставляют своим членам максимальную поддержку: у них одно вероисповедание и общие обряды. Кроме того, супруги, придерживающиеся одинаковых религиозных убеждений, принадлежат к сплоченной группе и получают от нее мощную социальную поддержку.

Однако возникает новый вопрос: влияет ли религиозный опыт на супружеское счастье? Некоторые исследователи обнаружили более высокую сексуальную удовлетворенность у пар, где муж и жена верующие. Очевидно, в данном случае не было запретов на сексуальную активность (Ноос! еС а1., 1996). Другие авторы указывают на взаимосвязь религии и половой жизни. Общность вероисповедования, вероятно, создает дополнительную эмоциональную близость между супругами. Однако все эти изыскания касались выявления одномоментной корреляции.

Бут и соавторы (ВооЛ е1 а!., 1997) провели тщательное лонгитюдное исследование, в котором участвовало 1005 состоящих в браке человек. Как установили авторы, за 12 лет рост религиозной активности не привел к усилению супружеского счастья или уменьшению конфликтов в семье, хотя и способствовал тому, что супруги не столь часто хотели развестись. Установлено также: более крепкое счастье супругов побуждает их чаще бывать в церкви. Если трактовать полученный результат более широко, следует сказать следующее: церковный опыт позволяет сохранить брак, но не всегда потому, что делает мужа и жену счастливее.

Позитивные эмоции

Богослужения и другие церковные обряды вызывают достаточно сильные позитивные эмоции, которые могут как отражаться, так и не отражаться на общих показателях счастья. Исследовав возникновение эмоций при различных способах проведения свободного времени, нами было показано, что радость, порождаемая религиозными переживаниями, очень сильная. Степень ее меньше, чем той, которая вызывается танцами, но примерно равна получаемой от прослушивания музыки (Аг§у1е, 1996). Изучалась нами и природа позитивных эмоций, испытываемых человеком в церкви.

Аргайл и Хиллс (Аг§у1е & НШз, 2000) протестировали 300 взрослых жителей графства Оксфордшир и вычленили три фактора (табл. 11.5). Они представляют собой «классические» свойства религиозных переживаний. Это — трансцендентальный опыт (фактор 1), мистические или имманентные переживания (фактор 3). Выделен также и мощный социальный фактор (2). Каждый фактор включает радость или иные элементы благополучия.

Таблица 11.5 Факторный анализ шкалы религиозных переживаний

Пункт Название Фактор 1" Фактор 2 Фактор 3
С19 Общение с Богом 0,82  
С25 Ощущение гармонии пребывания с Богом 0,80  
С12 Ощущение помощи и поддержки 0,74  
С11 Духовный подъем 0,72  
С13 Чувство, что тебя любят 0,72 0,46
си Чувство, что это твой дом 0,72  
С0З Восстановление сил 0,68  
С07 Наставление на путь 0,66  
С09 Радость/приподнятое настроение 0,65  
С05 Позитивное ощущение жизни 0,65  
С20 Спокойствие 0,62 0,48
С16 Возбуждение 0,59  
С04 Умиротворение 0,57 0,52
С18 Удовольствие от пребывания в кругу людей   0,81
С22 Чувство единения с другими   0,78
С23 Ощущение себя частью семьи   0,75
С06 Возможность помочь другим   0,61
С02 Участие в коллективном действе   0,61
С17 Удовольствие от соблюдения известных ритуалов   0,57

Источник: Аг§у1е & Ш1Ь, 2000.

Примечание: Показаны все факторные нагрузки > 0,45.

•' Факторные обозначения: Фактор 1 — трансцендентальный опыт; Фактор 2 — социальный фактор; Фактор 3 — имманентные переживания.

У членов церковных объединений, вошедших в изучаемую выборку, не отмечалось более высоких, чем у прочих людей, показателей по Оксфордскому опроснику счастья. У тех же, кто посещал спортивные клубы, эти показатели были выше. Вероятно, подобный феномен объясняется тем, что ходящие на церковные службы делают это раз в неделю, в то время как члены спортивных клубов могут заниматься каждый день. Частота испытываемых положительных эмоций — более важный источник счастья, чем их сила, — к такому выводу пришли Динер с коллегами (Б1епег ег. а1., 1985).

Изучение сильных религиозных переживаний, которые возникают нечасто и, главным образом, в уединении, позволило заметить, что позитивные эмоциональные ощущения проистекают от них. Хей (Нау, 1990) опросил взрослых жителей города Ноттингем и установил: 61% описывают свое состояние как «умиротворение или возрождение, счастье/ликование, духовный подъем/благоговение». Грили (Сгее1еу, 1975) определил, что люди, которые пережили «классические» мистические состояния, называемые ими «погружением в свет», испытывали сильнейший эмоциональный подъем. Панке (РаЬпке, 1966) попытался вызвать у испытуемых религиозные переживания с помощью наркотиков. Он выяснил, что последние порождают позитивный взгляд на жизнь, и этот эффект наблюдается и 6 месяцев спустя; состояние участников эксперимента характеризовалось как «радость, блаженство и покой».

Мы уже видели, что молитва делает человека счастливее и усиливает экзистенциальное благополучие. Полома и Пендлтон (РоЬта & РепсПегхт, 1991) подчеркивают: наибольшее влияние религиозные ощущения оказывают во время молитвы, особенно — самоуглубленной. Вместе с тем яркие позитивные эмоции могут возникать и при обращении человека в ту или иную веру. Если они внезапны, то, по мнению ученых, человек может испытывать вину, депрессию или стресс, быть недовольным собой, утратить смысл жизни, переживать «экзистенциальный кризис» (1Л1тап, 1982). Установлено также, что после обращения у человека усиливается ощущение смысла и цели (РаЬиЫап, 1981): он начинает смотреть на себя как на заново родившегося, совсем другую личность; воспринимает себя членом новой группы, оказавшей ему чрезвычайно радушный прием.

Пункт Название Фактор 1" Фактор 2 Фактор 3
С15 Объединяющее людей мировоззрение 0,49 0,49  
С01 Ощущение причастности к вечности     0,78
С08 Выход за пределы своего Я     0,66
С21 Физическое благополучие     0,56
С24 Погружение в тепло и свет   0,49 0,56
СЮ Проблески иного мира     0,54
Коэффициент «альфа» Кронбаха 0,95 0,95 0,79
Доля объясненной вариации 49,6% 7,0% 6,1%

Обращение к религии происходит в момент экстатического подъема, однако это может и негативно влиять на человека. У некоторых людей отмечаются эмоциональные сбои, приводящие к психическим отклонениям. Когда в Новой Англии в XIX в. произошло всеобщее смятение, вызванное предсказанием Миллера о скором втором пришествии Христа, примерно четверть всех помещенных в местные психиатрические лечебницы страдали от «религиозного возбуждения» (5г.опе, 1934). Подобный же эффект отмечается в развивающихся странах, где поведение верующих отличается порой настоящим неистовством. Эмоции могут быть позитивными, но волнение настолько сильно, что психика некоторых людей не выдерживает напряжения.

В Иерусалиме у части прибывших туда паломников случаются эмоциональные нарушения, которые вызываются переживаниями причастности к святым местам и насыщенными религиозным символизмом впечатлениями, так что некоторые из посетивших древний город попадают в палату, где находятся страдающие «иерусалимским синдромом».

Негативные эмоции

Страх смерти

Существует несколько разновидностей отрицательных эмоций, которые религиозный опыт может нейтрализовать. Страх смерти (/еаг о/с1еа1к — РОВ) — тот аспект, который антропологи признают причиной обращения к религии. Способна ли вера в жизнь после смерти уменьшить этот страх?

Было проведено немало исследований, посвященных данному вопросу, и действительно удалось установить следующее: сила веры отрицательно коррелирует со страхом смерти; если же религиозность чисто внешняя, тогда он сильнее. Вместе с тем это не доказывает, что благодаря религиозному опыту страх смерти устраняется.

Ученые провели ряд впечатляющих экспериментов, в которых такой страх вызывался искусственно: людям показывали слайды с изображением трупов, давали слушать похоронную музыку, рассказывали об опасности умереть от несчастного случая или болезни. Исследователи пришли к выводу, что у верующих людей этот опыт лишь укрепил их убежденность в существовании загробной жизни и снизил страх умереть. У тех же, кто не верил в потусторонний мир, никаких изменений не отмечалось (ОзагсЬик & Та1е, 1973). Такого рода эксперименты в настоящее время расцениваются как неэтичные и больше не проводятся. К сожалению, смягченные варианты подобных исследований не были плодотворными.

В лучшую жизнь верит очень много людей. Согласно одному из опросов, 100% людей старше 90 лет верят в рай. Ученые выяснили: неколебимые религиозные адепты, оказавшиеся в преклонном возрасте, мечтают о смерти; они говорят, что после нее «будет чудесно» (Зтепзоп, 1961).

Чувство вины

Основой христианского образа жизни является идея спасения от грехов. Если чувство вины рассматривать как субъективную оценку греховности, оно означает и освобождение от такого чувства. Среди протестантов строгие ревнители веры придают особое значение избавлению от грехов и перерождению. Удается ли им более не ощущать вины? Полученные исследователями результаты приводят в замешательство. С одной стороны, у таких верующих чувство вины очень сильное; они также пережили больше жизненных травм — например, подверглись суровому наказанию или жестокому обращению в детстве (5г.го21ег, 1994). Кроме того, к переживанию своей виновности людей понуждают при обращении в веру. Верующие испытывают ужас от самой мысли о возможности оказаться в аду.

Вместе с тем для неукоснительных религиозных последователей характерны выраженный оптимизм и высокий уровень других показателей благополучия, что, по-видимому, связано с твердостью убеждений (5еШ & 5еН§тап, 1993). После свойственного рассматриваемой группе верующих внезапного обращения в веру новые адепты действительно чувствуют себя намного лучше и полагают, что все их проблемы оставлены в прошлом.

Депривация

Фрейд и Маркс придерживались той точки зрения, что религия — своего рода проективная реакция на лишения, которые человек претерпевает в жизни. Создано несколько вариантов данной трактовки. Немало результатов, полученных в исследованиях по психологии религиозного опыта, согласуются с подобным представлением. Религиозной активностью отличаются прежде всего бедные, необразованные люди, представители этнических меньшинств, а также не состоящие в браке, престарелые, больные, голодающие и угнетенные (Век-На11аппи & Аг§у1е, 1997). Тысячелетние религиозные движения, которые предсказывают конец света, находят массу сторонников из числа жителей развивающихся стран, страдающих от голода и лишений. Подчас формой спасения становится избавление от колониального угнетения. Разумеется, это не доказывает, что религия спасает людей от всех этих невзгод, однако она способна изменить отношение человека к миру — научить терпимости.

Основное возражение, высказываемое относительно описанной теории, заключается в том, что существует множество процветающих людей, которые не испытывают никаких лишений, но они религиозны. Кроме того, выделяемые группы во многом повторяются; вычленение их необходимо осуществлять на основе их религиозности. Так, например, в некоторых исследованиях более сильная вера женщин объясняется их принадлежностью к группе, которая подвержена депривации.

Стресс

Религиозность может устранить пагубное воздействие стресса. Особенно это касается не поддающихся контролю жизненных событий, с которыми человек не может совладать. Мак-Интош с коллегами (Мс1пг.озЬ еЬ а1., 1993) обследовали 124 человека, у которых умерли дети. Люди, регулярно посещавшие церковь, имели мощную социальную поддержку и говорили, что их горе не бессмысленно. Если человек мыслит религиозно, через 18 месяцев после несчастья он не испытывает уже столь сильной боли.

Исследователи обнаружили: хотя тяжелая утрата приводит к сильной депрессии (особенно у мужчин), она легче переживается вдовцами, которые принадлежат к какому-либо церковному братству, ходят в храм (51е§е1 & КепсЫ1, 1990). Иногда даже отмечается «вызванное горем личностное совершенствование», когда горечь утраты требует позитивно переосмыслить события, смириться, найти эмоциональную поддержку со стороны других людей, в религиозном опыте преодолеть несчастье. Это совершенствование личности, вызванное переживанием стресса, чаще отмечается у людей, вера которых крепка (Рагк ег. а1., 1996).

Копинг — это образ мысли и стратегии поведения, которые позволяют снизить уровень переживаемого стресса, а религиозный копинг — использование религиозных мыслей и способов поведения для аналогичных целей. Было рассмотрено 130 различных работ, в которых затрагивались аспекты религиозного копинга, и установлено: в 34% сообщается о достижении положительных результатов (Раг-§атеп1;, 1997). Наиболее действенные формы религиозного копинга таковы: ощущение, что Бог помогает и направляет; «сопричастность» (Бог становится для человека Тем, кто подсказывает принятие решений); «благожелательная перестройка» (негативные события видятся в позитивном свете, воспринимаются как воля Господа); стремление найти поддержку со стороны духовенства или церковного сообщества.

Выводы

Религиозный опыт положительно влияет на субъективное благополучие, особенно — экзистенциальное. Воздействует он и на ощущение счастья в целом, состояние психического и физического здоровья (причем на последнее более сильно). Это происходит во многом потому, что оказывается мощная социальная поддержка со стороны религиозного сообщества, предоставляющего эмоциональную и практическую помощь. Твердость убеждений, «экзистенциальная уверенность» — другой аспект, сказывающийся не только на вере в жизнь после смерти, но и наделяющий человека ощущением смысла жизни и цели существования. Отношение к Богу, рождающееся во время молитвы и в религиозных переживаниях, становится для верующего мощной поддержкой.

Благотворная роль религиозного опыта в укреплении физического здоровья и снижении показателей смертности обусловлена еще одним фактором — тем, что верующие ведут более здоровый образ жизни. У этих людей, как и у посещающих службы для исцеления, отмечается лучшее самочувствие. Укреплению психического здоровья способствуют различные способы копинга, способствующие обусловленному стрессовой ситуацией личностному росту.

Богослужения порождают сильные положительные эмоции — верующие слушают музыку и внемлют божественным текстам, разделяя друг с другом общий трепетный настрой. Церковные обряды вызывают просоциальные чувства и ощущение единения со всеми окружающими людьми. В этом — одно из проявлений социального аспекта религиозного опыта. Особенно мощное позитивное влияние он оказывает на благополучие людей, которые наиболее полно ему отдаются, а также пожилых и неукоснительных ревнителей веры.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.011 с.)