Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулярное создание позитивного эмоционального настроя

Поиск

Только что было показано, что источниками позитивного эмоционального настроя являются такие приятные занятия и события, как встречи с друзьями, занятие физкультурой, посещение кафе/ресторанов и сексуальная активность. Иногда хорошее настроение может сохраниться до конца дня, а бывает, что и вплоть до следующих суток (51опе & Ыеа1е, 1984). Следовательно, прибегая каждодневно или два раза в день к таким методам создания настроения, можно добиться того, что оно будет хорошим практически всегда. Два простых способа повысить настроение — заняться спортом и послушать музыку. Некоторые люди ежедневно совершают пробежку или плавают; многие каждый день слушают музыку, которая им нравится. Кто-то по два раза в день участвует в церковных службах.

Выше также было показано, что благотворное влияние на разных людей могут оказывать различные виды занятий, поэтому важно правильно выбрать вид деятельности. Один мой американский друг начинает день, совершая кросс в пустыне Невада, при этом его сопровождает жена, или он слушает плейер и любуется великолепным видом восходящего солнца. Случалось, и я присоединялся к нему. Надо сказать, что это весьма мощный способ создания хорошего настроения: физическая активность, общение с женой или прослушивание музыки, а также наблюдение захватывающего зрелища — восхода солнца. Затем мой друг, вдобавок ко всему, съедает отличный завтрак.

Люди, страдающие от депрессии, и вообще несчастливые переживают, по их словам, меньше приятных событий в жизни. Левинсон предположил, что депрессию вызывает недостаточное позитивное подкрепление. Причины могут быть различны, в том числе и плохие социальные навыки. С целью создать для страдающих от депрессии людей возможность испытывать в жизни больше позитивного опыта был разработан специальный вид терапии, причем на самом деле эти методы вполне могут применяться и ко всем остальным индивидам.

Проходящих терапию клиентов просят ежедневно в течение месяца записывать, какие радостные события с ними сегодня случились (выбирая из предложенного списка 320 событий) и какое у них сегодня настроение. Из всех учитывавшихся типов событий 49 оказались взаимосвязаны с хорошим настроением в течение целого дня (у 10% субъектов). Эти результаты приведены в табл. 13.4. Затем проводится следующая процедура: компьютерный анализ показывает, какие из занятий обладают наиболее сильным позитивным воздействием, и, исходя из этого, пациентов поощряют больше времени уделять определенным видам деятельности (Ье\У1П5оЬп е1 а!., 1982). Убеждают их в этом различными способами, в частности,несколько увеличивают перерывы между занятиями, предоставляют возможность подольше пообщаться с психологом, учат «награждать» себя, например, с помощью лакомства или иных удовольствий. Тернер и соавторы (Тигпег ег. а1., 1979) установили, что такие методы эффективны для снятия депрессивных состояний в группах страдающих от депрессии сотрудников и студентов университета. Райх и Заутра (КеюЬ & 2аи1га, 1981), как уже упоминалось выше, также подтвердили успешность подобных терапевтических методик, работая с группой студентов, которые не страдали психическими нарушениями.

Таблица 13.4 Приятные виды деятельности, которые создают хорошее настроение на весь день

Социальное взаимодействие Несовместимо с депрессией

1. Общение со счастливыми людьми

2. Умение заинтересовать собеседников своими рассказами

3. Встречи с друзьями

4. Признание своей сексуальной привлекательности

5. Поцелуи

6. Наблюдение за людьми

7. Откровенный, искренний разговор

8. Выслушивание признаний в любви

9. Выражение своей любви к кому-то

10. Ласкательные прикосновения

11. Пребывание в обществе любимого человека

12. Высказывание комплиментов или похвал в чей-то адрес

13. Общение с друзьями за чашкой кофе, чая и т. п.

14. Ощущение себя «душою общества» в компаниях, на вечеринке

15. Ведение оживленной беседы

16. Прослушивание радиопередач

17. Встречи со старыми друзьями

18. Осознание возможности выполнить чью-то просьбу о помощи или совете

19. Умение развлечь и развеселить окружающих

20. Традиционные сексуальные отношения

21. Приобретение новых друзей, представителей своего пола

22. Смех

23. Пребывание в расслабленном состоянии

24. Мысли о чем-то приятном, что должно произойти в будущем

25. Размышления о людях, к которым относишься с симпатией

26. Созерцание прекрасного пейзажа

27. Возможность дышать свежим воздухом

28. Спокойное, умиротворенное состояние

29. Удовольствие от пребывания на солнце

30. Приятное ощущение от чистой одежды

31. Наличие свободного времени

32. Крепкий ночной сон

33. Прослушивание музыки

34. Улыбка при общении с людьми

35. Радостные события в жизни родственников или друзей

36. Ощущение присутствия Бога в своей жизни

37. Наблюдение за дикими животными

37. «Самоэффективность»

38. Умение делать что-либо самостоятельно, по-своему

39. Чтение рассказов, романов, стихов или пьес

40. Планирование или организация чего-либо

41. Умелое вождение автомобиля

42. Удачная, четкая формулировка своих мыслей

43. Планирование путешествий и отпуска

44. Приобретение новых знаний и навыков

45. Получение комплимента или похвалы в свой адрес

46. Качественное выполнение работы

47. Вкусная пища

48. Посещение ресторана

49. Общение с животными

50. Разное

Источник: ЬешпзоЬп & Сга^, 1973.

Относительно недавно Левинсон и его коллеги усовершенствовали свой подход, включив разные виды приятных занятий в более сложные терапевтические методы (которые описываются ниже). Левинсон и Готлиб (Ье\утзоЬп & СоШЪ, 1995) разработали курс «Преодоление депрессии»: он предполагает различные виды деятельности, вызывающие радостные переживания, тренинг социальных навыков и терапию самоконтролем. Последняя включает в себя самоподкрепление, терапию разрешения трудностей, релаксацию, преодоление негативных мыслей и постановку реалистичных целей. Данный метод доказал свою эффективность при использовании его в работе со взрослыми людьми и подростками, страдающими от депрессии; к другим людям он не применялся (Ьемшопп & СоШЪ, 1995).

«Программа счастья», разработанная Фордисом (Рогсгусе, 1983), были применена в работе со студентами местного колледжа, которые не страдали психическими отклонениями. Ее когнитивные компоненты отмечены выше. Помимо этого, в программу включены некоторые составляющие, связанные с поведением и социальными навыками. Так, участники должны были:

· проводить больше времени, общаясь с людьми;

· укреплять отношения с самыми близкими для них людьми;

· развивать в себе дружелюбие, открытость, общительность;

· учиться быть более преданными друзьями;

· стать активнее;

· заняться имеющей ценность, осмысленной работой.

Как и в других случаях, студентов просили ежедневно в определенное время сосредоточиваться на каком-то элементе программы. Вся программа целиком (включая ее когнитивные компоненты) оказалась весьма эффективной: люди действительно стали счастливее. Однако нам неизвестно, какова роль каждого из элементов.

Когнитивная терапия

«Когнитивная терапия — это совокупность методов, преследующих цель рациональной и реалистичной трактовки событий» (КеЬт, 1990). Данный комплекс был разработан специально для людей, страдающих психическими нарушениями, в том числе для депрессивных пациентов. От серьезной депрессии страдают многие люди: например, из числа регулярно посещающих врача таковых 9%. 12-17% постоянно рискуют впасть в глубокую депрессию, а еще большее количество подвергается воздействию не столь выраженной, но тем не менее все равно опасной депрессии (Ап§51,1997).

Итак, рассмотрим методы, направленные на то, чтобы повысить уровень субъективного благополучия у страдающих от депрессии индивидов. Следует также узнать, эффективны ли они, если применяются к людям, которые не страдают депрессией в клиническом смысле, — самым обычным, стремящимся стать счастливее.

В предыдущих главах указывалось, что счастливые люди мыслят по-другому, нежели несчастные, и проявляется это в нескольких аспектах. Счастливых людей отличает позитивный взгляд на мир, они ставят перед собой реалистичные цели и ощущают осмысленность жизни, они способны видеть комическую сторону происходящего с ними. Когда случается нечто неблагоприятное, они не склонны винить в этом себя. Они убеждены, что могут контролировать происходящее.

Согласно одной теории, связанной с областью клинической психологии, причиной депрессии являются негативные и иррациональные способы мышления. Для их исправления разработаны формы когнитивной терапии. Некоторые из свойственных депрессивным пациентам негативных способов мышления совпадают с теми особенностями понимания мира и познания, которые исследователи традиционно обнаруживают у несчастливых людей.

Различные типы когнитивной терапии использовались в работе с теми, кто не страдал депрессией, и показали свою успешность. Личтер и соавторы (1лсп1ег еС а1., 1980) разработали терапевтический курс, состоящий из 8 занятий, продолжительностью 2 часа каждый. Курс длится свыше 4 недель; основное внимание уделяется развитию проницательности, пониманию и корректировке иррациональных убеждений. У тех, кто прошел такой тренинг, усиливается ощущение счастья и удовлетворенности, что показано на рис. 13.2.

Фава с коллегами (Рауа еС а1., 1998) проводили исследования в Италии. Они использовали шесть измерений счастья, выделенных Рифом (Куй, 1989): внутренняя гармония, позитивные отношения с другими людьми, независимость, контроль, наличие цели в жизни и личностный рост. Необычность курса в том, что основной упор делался на позитивном мышлении. Клиенты должны были вести дневники, куда заносили позитивные эпизоды жизни и все, что мешало их продолжению. Затем проводилась работа по шести указанным направлениям. У десяти человек, которые прошли этот курс, уровень субъективного благополучия повысился более заметно, чем у другой группы, также состоявшей из десяти участников, — они проходили традиционную когнитивную терапию. Впрочем, улучшения наблюдались и у них.

123456789 10 Недели


Рис. 13.2. Влияние терапевтического тренинга. Источник. 1х(11еге1а1., 1980

Исследователи уделяют значительное внимание когнитивной терапии, применяемой для улучшения состояния людей, страдающих от депрессии. Разработанный Левинсоном и Готлибом (ЬешшзоЬп & СоШЪ, 1995) курс под названием «Преодоление депрессии» состоит из 12 занятий и продолжается 7 недель. Он включает некоторые когнитивные компоненты (в частности, постановку реалистичных целей и снижение уровня негативного мышления) наряду с уже упоминавшимися разновидностями позитивной деятельности.

Фордис (Рогс1усе, 1977) разработал комплекс терапевтических методов для работы с людьми, не страдающими выраженными психическими нарушениями. Этот «пакет» получил название «Программа укрепления личного счастья» (Регзопа1 Нарртезз Епкапсетеп1 Рго§гат), которая состоит из 14 элементов, в том числе и нескольких когнитивных компонентов, среди них:

· работа над обретением здоровой личности;

· понижение ожиданий и притязаний;

· развитие позитивного, оптимистического мышления;

· понимание ценности счастья;

· лучшая самоорганизация, умение планировать свою деятельность;

· развитие «ориентации на настоящее»;

· сокращение негативных эмоций;

· снятие беспокойства.

В ходе терапии (которая длится 6 недель) пациенты должны каждый день в определенное время работать над этими 14 элементами. Курс доказал свою высокую эффективность: из группы 338 студентов 69% ощутили себя более счастливыми, чем ранее; в группе взрослых людей (их оказалось на 226 человек больше) повышение уровня счастья отмечалось у 81% (Рогсгусе, 1983).

Ряд исследователей поставил перед собой задачу — сравнить эффективность когнитивной и иных видов терапии при работе с пациентами, страдающими депрессией. Естественно, терапия эффективнее, чем отсутствие вмешательства; как правило, она еще и результативнее, чем контрольный метод плацебо (например, применение лекарств, которые сами по себе никак не отражаются на состоянии человека). К тому же, когнитивная терапия более действенна, чем поведенческая. Что же касается лекарств и наркотических веществ, то их действие сравнимо с влиянием когнитивной терапии. Но в случае с пациентами, страдающими особенно сильной формой депрессии, химические препараты — наиболее подходящий для них метод лечения (КеЬт, 1995).

Тренинг социальных навыков

В главе 6 было показано, что хорошие взаимоотношения с людьми являются очень важным источником счастья. Особенно это относится к браку и иным видам близких взаимоотношений, общению с друзьями и коллегами по работе. Соответственно, трудности в формировании подобных взаимосвязей выступают мощным источником несчастья. Аргайл и Лу (Аг§у1е & Ьи, 1990) утверждают: счастье экстравертов отчасти объясняется тем, что у них лучше развиты социальные навыки — их большей уверенностью в себе и готовностью к сотрудничеству. Исследователи установили, что для страдающих депрессией и другими психическими нарушениями характерна недостаточная развитость подобных навыков, — с такими людьми очень трудно общаться (НоШп & Тго\уег, 1986).

Тренинг социальных навыков (5осга1 зкйЫ 1гттщ — 55Т) помогает лучше развить соответствующие навыки. Так, тренинг, рассчитанный на тех, кто не может обрести друзей, включает обучение невербальным способам коммуникации, навыкам вербального общения, развивает умение быть приятным в общении и способности лучше понимать социальные ситуации и отношения. Людям, имеющим друзей, но по-прежнему чувствующим себя одиноко, такой тренинг не менее полезен, потому что помогает их личности раскрыться. Терапия, нацеленная на улучшение супружеских отношений, основана на тренинге межличностного общения, развитии умения разрешать конфликты путем переговоров. Умения выстраивать гармоничные супружеские отношения разнообразны, и им можно научить (Аг§у1е, 1994).

Тренинг социальных навыков широко применяется в работе со страдающими депрессией, хотя и не только с ними, причем он используется как сам по себе, так и в сочетании с другими методами (в терапевтических комплексах, о которых сказано выше). Он доказал значительную эффективность; его благотворное влияние продолжается и после прохождения самого курса — в течение 1-2 лет. Тренинг часто включается в более обширные терапевтические пакеты. Так, разработанный Левинсоном и Готлибом (Ье\утзоЬп & СоШЪ, 1995) курс «Преодоление депрессии» развивает:

· разговорные навыки;

· умение обретать друзей;

· способность вести переговоры;

· уверенность в себе;

· навыки более четкой передачи мыслей.

1 В русскоязычной литературе наибольшее распространение получил термин «социально-психологический тренинг» (СПТ). — Примеч. ред.

Эти компоненты составляют преимущественную долю всего «пакета», доказавшего свою высокую эффективность в лечении пациентов, страдающих от депрессии: выздоровление отмечалось у значительной части прошедших терапию даже через 2 года после ее окончания (Норз & Ье\ут§зоЬп, 1995). В других терапевтических программах основной акцент делается на навыках супружеского и семейного общения.

Медицинские препараты

Выше отмечалось, что лекарственные и наркотические вещества могут использоваться для снятия тревоги и депрессии; они способны вызывать позитивные эмоции, например возбуждение. Этот метод широко применяется для лечения пациентов, страдающих от депрессии и других психических нарушений. Вероятно, с его помощью станут счастливее и другие люди. Например, они употребляют алкоголь, благодаря чему им удается снять напряжение и тревогу. Правда, излишества, как известно, оказываются губительными.

Для лечения пациентов, страдающих от депрессии, нередко применяют прозак. Его прописывают также и тем, кто не имеет подобных психических нарушений. Предполагается, что достаточно значительная доля «нормальных» людей все-таки испытывает влияние депрессии. Прозак стал особенно популярен в США после того, как в 1983 г. был введен в употребление. Об этом препарате много писали в журналах; отмечалось, что благодаря его использованию некоторые люди начинают чувствовать себя «более чем хорошо», «оживают». Такой интерес связан и со стремлением американцев никогда не терять надежды, с их оптимизмом, понимаемым как противоположность свойственным европейцам фатализму и пессимизму (Неагу, 1997).

Действие прозака связано с тем, что он повышает концентрацию серотонина, а также эндорфинов и дофамина в определенных участках мозга. Проблема в том, что на некоторых людей данный препарат не оказывает вообще никакого воздействия или даже ухудшает их самочувствие, поэтому не менее 20% прекращают его принимать. У 54% возникают побочные эффекты (очень серьезные), а именно:

· потеря сексуального влечения (25-35%);

· тошнота (21%);

· головные боли (20%);

· бессонница (14%);

· вялость (17%);

· некоторые даже совершают самоубийство (около 3,5%); впрочем, подобное нередко среди тех, кто страдает от депрессии (р1еуе, 1994).

Аналогичные приведенным выше данным сообщения о побочных эффектах получают широкую огласку благодаря средствам массовой информации, однако они оспариваются в судебном порядке производителями прозака. Стоит отметить, что все антидепрессанты обладают побочными эффектами — и прозак вызывает их в наименьшей степени. Кроме того, передозировка не приводит к смертельному исходу; не вызывает этот препарат и привыкания.

Прозак и другие антидепрессанты доказали свою эффективность в качестве метода лечения от депрессии: по результативности они сравнимы с когнитивной терапией. Наилучший же результат дает сочетание этих двух форм лечения. Гринберг и соавторы (СгеепЬег§ е! а1., 1994) проанализировали контрольные эксперименты, в которых прозак сравнивался с плацебо. Исследователи пришли к выводу, что степень воздействия препарата — 0,40. Следовательно, по сравнению с контрольной группой улучшения наблюдались у 2/3 пациентов. Однако употребление прозака обходится на 33% дороже, чем прохождение когнитивной и поведенческой терапии (Ашхтиссю еС а1., 1997). Кроме того, человек должен постоянно принимать этот препарат по одной таблетке в день — весьма продолжительное время. Да и депрессия может вернуться снова; такие люди, по сути дела, и не излечиваются по-настоящему Оатез, 1997).

Таким образом, мы пришли к следующему выводу: прозак и другие антидепрес-санты, хотя они и помогают многим пациентам, нельзя рекомендовать в качестве средства, с помощью которого их мир окажется счастливее, — из-за побочных эффектов, неэффективного применения, которое отмечается нередко, а также цены.

Выводы

Лабораторные эксперименты по созданию настроения доказали, что позитивный эмоциональный настрой может быть вызван просмотром веселых фильмов, чтением забавных рассказов, прослушиванием музыки соответствующего характера и другими методами. Однако в любом случае этот позитивный эффект довольно краткосрочен. Более действенны занятия спортом, а также позитивные жизненные события, связанные, например, с социальными отношениями, трудом или досугом. В равной степени важны частота и сила подобных событий. Если человек регулярно переживает нечто позитивное, то становится счастливым; к тому же наблюдаются изменения личностных особенностей, улучшается психическое и физическое здоровье.

«Терапия счастья» применяется в работе как со страдающими депрессией пациентами, так и с людьми, у которых не наблюдается выраженных психических нарушений. Она может строиться на увеличении количества позитивных жизненных событий. Когнитивная терапия успешно используется при работе с обеими указанными категориями, она специально разрабатывается для программ «укрепления счастья».

Тренинг социальных навыков доказал свою эффективность как в качестве самостоятельного терапевтического курса, так и в комплексе с иными методами.

Антидепрессанты (такие, как прозак) улучшают состояние более чем у половины пациентов, однако у многих употребляющих его людей возникают неблагоприятные побочные эффекты.

Еще один (и вероятно наилучший) способ повысить уровень счастья — изменить стиль жизни, когда учитываются различные источники счастья, рассматриваемые в данной книге. Именно этому вопросу посвящена следующая глава.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.92.165 (0.013 с.)