Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Налаживание социальных отношенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Любые социальные навыки требуют формирования отношений с одним или более людьми и их поддержания. В большинстве случаев мы сталкиваемся с гендерными, возрастными различиями, разницей в социальном статусе, профессии, установках и т. д., в результате чего люди имеют разные взгляды и интересы. Как утверждает Малкей (Ми1кау, 1988), юмористическая форма выражения признает существование более чем одной точки зрения, множества способов смотреть на вещи; а соединение обеих точек зрения является основой юмора. Он ослабляет напряженность, вызванную столкновением конфликтующих мнений. Грэхам (СгаЬаш, 1995) просил пары незнакомых людей пообщаться в течение 30 минут. Развитое чувство юмора способствовало уменьшению социальной дистанции между ними. Выше подчеркивалось, что юмор усиливает социальную сплоченность, чему способствует совместный смех, выражение общих ценностей или осмеяние посторонних групп. Благодаря комизму (например, рассказыванию анекдотов) другие люди начинают испытывать большую симпатию к субъекту, так себя ведущему, и обе стороны начинают симпатизировать друг другу (Мейее ег. а1., 1971). Поэтому неудивительно, что одно из правил дружбы — желательность шуток и подтрунивания (Аг§у1е & Непс1егзоп, 1985). Однако когда речь идет о браке, ситуация иная: если мужья прибегают к юмору при разрешении стрессовых ситуаций в жизни их жен, сохранить брак сложнее, так как это может быть расценено как уход от проблемы (СоЬап & ВгаоЪигу, 1997). Возможности юмора этим не ограничиваются. Он также позволяет изменять к лучшему отношения между людьми (Капе е1 а1„ 1977). Порой с помощью юмора человек может «саморазоблачиться», показывая тем самым, что его не тяготят обнаружившиеся факты. Он способен, не подавая вида, прощупать информацию о других, подвергая сомнению тот образ, который стремятся создать себе окружающие (ВаУ15 & Раппа, 1970). Сексуальный интерес, например, может быть передан анекдотами соответствующей тематики, которые делают его очевиднее. Дэвис и Фарина (ВаУ15 & Раппа, 1970) показали, что анекдоты о сексе казались молодым мужчинам смешнее, если они делились своим впечатлением с привлекательной представительницей противоположного пола. Смех может сообщать и о сексуальном интересе. Грэммер (Сгаттег, 1990) установил, что молодые мужчины проявляют его именно смехом, к чему добавляются знаки, показываемые положением тела. Лидерство Лидеры должны обладать способностью управлять и контролировать поведение подчиненных, при этом оставаясь с ними в хороших отношениях. Этого можно достичь с помощью социальных навыков, например консультаций и убеждения, но также и с помощью юмора. Он, как только что было показано, ослабляет напряженность, вызванную различиями во власти и статусе. Благодаря ему возможно дисциплинировать подчиненного, который опоздал, медлителен, неопрятен и т. д., однако это умение требует развитых социальных навыков (Магглпеаи, 1972). Традиционное замечание армейского сержанта звучит, например, так: «В следующий раз стойте поближе к лезвию бритвы». При таких обращениях базовый антагонизм хотя и выражается, но сдерживается положительной юмористической окраской. Декер и Ротондо (Бескег & Ко1опо!о, 1999) установили, что удовлетворенность работой выше, когда подчиненные считают своего непосредственного начальника, особенно женщину, человеком с хорошим чувством юмора. Психиатры и психотерапевты О преимуществах использования юмора в психотерапии, в том числе и групповой, написано немало. Известны такие положительные аспекты, как снижение напряжения и усиление положительных эмоций, а также сплочение группы. Но этим достоинства юмора не исчерпываются. Он снижает сопротивление и смущение при обсуждении и выявлении сведений на деликатные темы. И прежде всего помогает пациентам увидеть комическую сторону вещей, понять, что существует иной, менее угрожающий способ посмотреть на их проблемы. Терапевт может поощрять такой подход, сам подавая пример (В1осЬ еЬ а1., 1983). Вообще, психиатры должны обучаться задействовать комические средства в своей практике (5арег, 1990). Равно полезно это и в медицинской сфере, чтобы нейтрализовать смущение и беспокойство (йи Рге, 1998). Публичные выступления Часто юмор используется в публичных выступлениях и направлен на обучение или убеждение. Ученые провели ряд экспериментов, когда одна и та же речь произносилась с юмором и без него или задействовались разные комические способы. Результаты оказались недвусмысленными: выступающий вызывает большую симпатию, его речь воспринимается как более интересная, а публика пребывает в лучшем настроении, если он включает в свое выступление юмористические элементы. Больше любят тех учителей, которые обладают чувством юмора; Авнер и соавторы (Аупег е1 а1., 1986) показали, что наиболее популярно обращение к различным комическим способам.В других исследованиях выявлено, что когда адресаты сообщения испытывают симпатию к говорящему и пребывают в хорошем настроении — благодаря юмору, отношение к сказанному изменяется (РеМу & \Уе§епег, 1998). Данный вывод подтвержден экспериментами по убеждению и обучению, хотя есть и негативные результаты. Комизм должен быть уместен: скажем, если требуется ирония, а не паясничание или сарказм, то следует обратиться именно к ней (Сгипег, 1976). Очевидно, что чувство юмора, в особенности способность его продуцировать, важно для полноты социальных навыков. Можно ли этому научить? Нево и соавторы (Ыеуо ег. а1„ 1998) разработали для этого 20-часовой курс, в котором применяется моделирование, подкрепление и другие методы. После его прохождения у 101 израильской преподавательницы был обнаружен положительный, но довольно умеренный эффект. Выводы Юмор — важный источник счастья. Отчасти это врожденное свойство, и предшествующие ему формы можно наблюдать у представителей приматов; любят смех и изобретают его образцы и маленькие дети. Юмор контролируется определенным участком мозга. Если говорить о биологическом преимуществе, которое он дает, то, вероятно, это способность укреплять социальные связи. В основе юмора лежит какое-либо несоответствие, которое сочетается обычно с установлением косвенного превосходства, сексуальной тематикой или агрессией. Его ключевая черта — это соединение двух событий, двух историй, где вторая, неожиданная, имеет менее подобающий, например, более неприличный, характер, чем первая. Смех, являясь выражением положительных эмоций, и сам влияет на настроение и ощущение счастья. Юмор — один из наиболее распространенных и эффективных способов создать настроение. Способность видеть комическую сторону вещей снижает воздействие стрессовых событий, поскольку представляет их в не столь угрожающем свете. Это помогает справиться и с социальным стрессом. Будучи связанным с происходящими в обществе конфликтами, юмор позволяет по-другому посмотреть на вещи, ослабить существующую напряженность. Шутки разрешают семейные конфликты, а этнический юмор выражает расовые конфликты. Шуты и комедианты чутко ощущали так называемые «стрессовые зоны» в обществе. Современным эквивалентом таких комиков стали некоторые телевизионные комедии положений. Юмор — явление социальное; это способ укрепления социальных связей, элемент социальных навыков, позволяющий индивидам ослаблять напряжение, усиливать сплоченность, создавать социальные вознаграждения, деликатно налаживать взаимосвязи и дисциплинировать подчиненных, сохраняя хорошие отношения с ними.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.165 (0.007 с.) |