Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Почему существуют позитивные эмоции?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теории эмоций раньше базировались на рассмотрении таких отрицательных эмоциональных проявлений, как гнев и страх. Это объясняется тем, что отмеченные эмоции направляют и мотивируют конкретные действия, например бой или отступление. Данный подход абсолютно неприменим в отношении положительных эмоций, поскольку они неспецифичны и не требуют никаких новых действий. Так почему же вообще существуют положительные эмоции? Фредриксон (Fredrickson, 1998) предложила интересное решение данной проблемы, проведя исследование некоторых из позитивных эмоций. Она утверждает, что такая составляющая счастья, как радость, способствует играм и забавам и приводит к развитию физических, социальных и интеллектуальных навыков. Интерес подталкивает к изысканиям и расширению кругозора. Удовлетворенность связана с бездельем, а также с ощущением гармонии с миром и более целостным видением самого себя и окружающего пространства. Любовь, разумеется, способствует укреплению социальных связей. В каждом случае биологическая выгода заключается в накоплении ресурсов — физических, интеллектуальных или социальных. Проблема адаптации, с которой сталкивались наши предки и которая, как представляется, разрешилась благодаря положительным эмоциям, — следующая: когда и как следует индивидам наращивать ресурсы для выживания? Ответ в том, что надо копить ресурсы в моменты удовлетворенности, играя, изучая или пробуя на вкус и обобщая (Fredrickson, 1998, р. 313). Польза положительных эмоций не ограничивается только созданием ресурсов. Они — субъективная сторона вознаграждений, что проявляется при совершении ценных с биологической точки зрения действий. Возьмем самые очевидные примеры: секс и пища важны для жизни, поэтому они эволюционировали так, чтобы доставлять удовольствие. Общительность представляет биологическую ценность, поскольку способствует сотрудничеству и взаимопомощи, что, без сомнения, приятно. Вполне понятна польза от выражения гнева — запугать других, но зачем должно быть выражение положительных эмоций? Сигнал о таковых выполняет функцию, аналогичную знакам общительности. Вероятно, именно поэтому счастье тесно связано с экстраверсией, а социальные отношения — главный его источник. К этому вопросу мы вернемся позже (см. главу 14) и познакомимся с последствиями, к которым приводит счастье и радость, получив ключ к пониманию того, зачем все-таки они существуют. К ним относятся, например, поиск общества других людей, общительность и отзывчивость. Есть и другие последствия позитивных эмоциональных состояний: влияние на физическое и психическое здоровье, трудовую деятельность (особенно готовность к помощи и сотрудничеству), творческое мышление, общительность и альтруизм. Это дает нам дополнительное объяснение существования положительных эмоций и счастья. Выводы Мы видели, что основной вид положительных эмоций — радость, хотя существуют и некоторые другие, тесно с ней связанные позитивные состояния, например возбуждение. Эмоции изменяются в соответствии с двумя измерениями: «позитивные—негативные» и степень интенсивности. Эти измерения обнаруживаются как во внутренних переживаниях, так и в выражении лица, а также в тоне голоса. Способность эмоций отражаться на лице человека — отчасти врожденная, а отчасти контролируется правилами исполнения роли. Положительные эмоции вызываются социальной деятельностью, физическими упражнениями и иными способами, некоторые из которых никак не связаны с удовлетворением основных потребностей. Позитивные жизненные события и приятные занятия вызывают положительный эмоциональный настрой, а если они повторяются достаточно часто, то и — счастье. Эмоции порождаются деятельностью гипоталамуса, мозжечковой миндалиной и корой головного мозга и усиливаются нейротрансмиттерами, например серотонином и дофамином. Действие последних усиливается с помощью различных наркотиков, например прозака, вызывающих ряд эмоциональных переживаний, часть из которых позитивно окрашена. Некоторые наркотические вещества вызывают радость, потому что биохимически создают аналог вырабатываемого в мозге, минуя необходимую в естественных условиях фазу работы (например, морфин подобен эндорфинам, вырабатываемым при физическом напряжении). Положительные эмоции существуют, поскольку способствуют некоторым видам общительности, выстраивающим социальные связи. Спокойные периоды следует использовать для накопления других ресурсов. Позитивные переживания укрепляют деятельность, имеющую биологическую ценность; положительные эмоциональные состояния оказывают существенное влияние на физическое и психическое здоровье, работу и креативность. ГЛАВА 4. Удовлетворенность Введение В главе 2 было показано, что удовлетворенность — один из основных компонентов счастья. Радость — эмоциональная, а удовлетворенность — когнитивная составляющая счастья; это рефлексивная оценка, суждение о том, насколько все было и остается благополучным. Проводя опросы, возможно интересоваться у людей их удовлетворенностью жизнью в целом или какими-то отдельными сферами, например работой, браком и здоровьем. Относительно точности измерения удовлетворенности высказываются серьезные сомнения, поскольку иногда полученные показатели плохо коррелируют с объективными характеристиками жизни индивидов. Так, например, уровень дохода не оказывает сильного воздействия на степень удовлетворенности, что будет нами показано в главе 9. Выходит, правительства, пытающиеся повысить благосостояние населения, заблуждаются, или же все дело в проблеме измерения удовлетворенности? Другая трудность связана с кросс-культурными сравнениями: в некоторых странах отмечается поразительно низкий уровень удовлетворенности согласно самооценке. Истинность подобных различий обсуждается в главе 12. Здесь же рассмотрим, в какой мере объективные факторы влияют на удовлетворенность. Затем обратимся ко второму аспекту данного вопроса: насколько удовлетворенность определяется такими внутренними факторами, как образ мысли. Оценка удовлетворенности обусловлена, в частности, сравнениями с прошлым или с другими людьми. Помимо этого, на суждения влияет непосредственное эмоциональное состояние, а также простая привычка — адаптация к обстоятельствам и различному видению событий. Удовлетворенность бывает и иллюзией, возникающей, когда люди сами себя обманывают, думая о том, что они вполне довольны своей жизнью. Или удовлетворенность зависит от целей, которые человек ставит перед собой? Само наличие цели может быть ее источником. Вместе с тем неспособность достичь таковой оказывается причиной неудовлетворенности. Некоторые из перечисленных явлений могут быть рассмотрены и как ошибки суждений (которых надо избегать), и как источники подлинных суждений об удовлетворенности. Если это действительно верно, удовлетворенность можно усилить, не только изменяя фактическую ситуацию, но взгляд человека на нее (например, в ходе терапии). Одним из первых способов измерения удовлетворенности является вопрос, использованный Кэмпбеллом и соавторами (СатрЬеП е1 а1., 1976). Он представлен в табл. 4.1. Мы видим, что большинство людей отмечает уровень удовлетворенности значительно выше среднего. Камминс (Сшшшпз, 1998) рассмотрел ряд исследований, касающихся степени общей удовлетворенности в разных странах и разных сферах деятельности, и пришел к выводу: во множестве из них средний уровень удовлетворенности составляет 70% от максимального. Динеры (В1епег & Б1епег, 1996) также отмечают эту тенденцию, проявляющуюся в том, что удовлетворенность жизнью согласно самооценке оказывается выше среднего. Для анализа они привлекают показатели по различным группам, от которых можно было бы ожидать высказываний о неудовлетворенности. Таким образом, ученые приходят к выводу, что люди нацелены на позитивные переживания. Таблица 4.1 Один из первых способов измерения удовлетворенности жизнью Насколько вы сейчас удовлетворены своей жизнью в целом?
Источник: СатрЪеП е1 а1., 1976. Относительно адекватности единичных показателей, задействованных в измерении удовлетворенности, полной уверенности у исследователей нет. В главе 12 выдвинуто предположение о том, что поразительные различия в уровне удовлетворенности, которые выявлены в разных странах, обусловлены отчасти культурными обычаями; а использование одного абстрактного вопроса ведет к искажению результатов. Предпочтительнее использовать более подробную шкалу, в которой четче прописаны отдельные аспекты. Динер с коллегами (О1епег е1 а1., 1985) разработали Шкалу удовлетворенности жизнью (5аНз/ас(юп Ш1к Ы/е 5са1е — 5У/Ь5), которая получила широкое распространение (табл. 4.2). В данном случае используются шкалы, состоящие из 7 пунктов, и средний полученный показатель составил 56% (для студентов — 67%) (Сшшшпз, 1998).Существуют также шкалы, позволяющие измерить удовлетворенность в различных сферах. Перечень их, составленный Хиди и Берингом (Неайеу & \Уеапп§, 1992) и применявшийся в австралийских обследованиях, дан в табл. 4.3. В ней показана корреляция удовлетворенности в различных областях с удовлетворенностью жизнью в целом: 7 сфер жизни предоставляют 80% удовлетворенности жизнью в целом. В исследовании «Качество американской жизни», выполненном Кэмпбеллом и соавторами (СатрЬеП еЪ а1., 1976), которое мы уже упоминали, использовался сходный набор, и были выявлены аналогичные весовые показатели названных сфер. Альфонсо и соавторы (АИЪпзо е{ а1„ 1996) создали расширенную Шкалу удовлетворенности жизнью {Ех1епйей 5ай$/асйоп ШЛ Ы/е 5са1е — Е5ШЬ5), используя для каждой из 8 сфер 5 градаций. Сферы жизни и их корреляции с общей удовлетворенностью жизнью, полученные по выборке американских студентов, приведены в табл. 4.4. Таблица 4.2
Источник: О]'епег сЬ а!., 1985. Примечание: п = 176. Взаимосвязь удовлетворенности различными сферами жизни с благополучием и психологическим дистрессом Таблица 4.3
Источник: Неаску & У/еапп%, 1992. Таблица 4.4 Сферы удовлетворенности жизнью
Источник: АИЪшо е1 а)., 1996. Другой подход заключается в выявлении того, какие же сферы, по мнению людей, являются в их жизни важнейшими источниками удовлетворенности. Холл (На11, 1976) использовал этот метод, проводя опрос в Великобритании, и обнаружил, что наиболее часто упоминавшимися областями были следующие: · семейная и домашняя жизнь; · деньги и цены; · жизненный уровень; · социальные ценности и нормы; · социальные отношения; · жилищные условия; · здоровье; · работа. К счастью, между представленным списком и другими перечнями много общего; главы настоящей книги и посвящены этим областям. Возникает вопрос: зависит ли оценка общей (глобальной) удовлетворенности от суждений об удовлетворенности разными сферами жизни (так называемый процесс «снизу вверх»)? Или же все происходит наоборот: общая удовлетворенность влияет на удовлетворенность конкретными сферами жизни (процесс «сверху вниз»)? А может быть, причинная связь разворачивается в двух направлениях? Было предпринято несколько попыток найти ответы на эти вопросы, для чего использовался метод статистического моделирования. Маллард и соавторы (Ма1-1агс1 е(а1., 1997) учли данные исследований 11 сфер жизни по 32 странам и установили: применительно к 29 странам можно говорить о существовании двунаправленной причинности, в случае с 3 странами — о процессе «сверху вниз». Полученные результаты варьировались в зависимости от конкретной области жизни, однако какой-либо согласованности установить не удалось. Строгого влияния «снизу вверх» ученые не обнаружили. Исследования, в которых применялось статистическое моделирование, не предоставили достаточно убедительных доказательств причинной связи, поскольку в каждом из них корреляция устанавливалась относительно данных, собранных в одно время. Для более убедительного свидетельства требуются лонгитюдные исследования. С помощью экспериментальных методов, например, можно проследить, способствует ли вступление в брак обретению большего счастья. Хиди и Веринг (Неас1еу & \\^еапп§, 1992) осуществили лонгитюдный анализ, проведя 5 повторных обследований одной и той же выборки. Их выводы оказались отличными от результатов прочих исследований. Они обнаружили, что удовлетворенность браком и жизнью в целом взаимно обусловливают друг друга. Общая удовлетворенность влияет на удовлетворенность работой, материальным положением и досугом (т. е. везде обнаруживается связь «сверху вниз»). ГЛАВА 10 посвящена личностным факторам счастья и по сути дела является анализом именно процессов «сверху вниз». Другие главы, речь в которых идет о работе, досуге и т. д., описывают конкретные сферы жизни, и поэтому там речь идет об обратных процессах. Один из аспектов проблемы заключается в том, как люди выносят суждения по поводу удовлетворенности: происходит ли это посредством рассмотрения каждой области, или же оценка основывается на неком главенствующем процессе, например эмоциональном состоянии? Шварц и Штрак (5сЬ\уагг & 51гаск, 1991) выдвинули предположение о том, что иногда при вынесении суждения относительно общей удовлетворенности люди исходят из своего преобладающего эмоционального состояния, — такой путь проще, чем оценка каждой сферы в отдельности. Вместе с тем как сами эти сферы, так и их компоненты все равно подвергаются оценке. Это зависит от сравнения с другими людьми, прошлым опытом или любыми другими доступными объектами для сравнения. Ассимиляция недавних положительных событий может влиять на достоверность информации об удовлетворенности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.43 (0.011 с.) |