Влияние сравнений уровня доходов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние сравнений уровня доходов



В главе 4 отмечалось, что социальные сравнения по-разному влияют на ощущение счастья. Однако с доходами дело обстоит иначе. Кларк и Освальд (С1агк & ОзшаШ, 1996) проанализировали заработную плату 10 000 английских работников и вычислили средний заработок в группах людей, которые имели одинаковые профессии, возраст, образование, местожительство и т. д. Регрессионный анализ с множеством контрольных переменных показал: на удовлетворенность работой влияет не фактический, а ожидаемый доход. Это значит, когда переменная «реальный доход» удерживается на неизменном уровне, у людей с самыми слабыми ожиданиями обнаруживается наивысшая удовлетворенность работой (г = -0,26). В другом исследовании Кларка (С1агк, 1996) показано, что последний показатель ниже в том случае, когда супруг(а) или другие члены семьи зарабатывают больше.

В случае с заработной платой люди обычно знают, сколько получают другие группы работников. Рансиман (Кипатап, 1966), обследовав группу английских квалифицированных рабочих, установил: 39% из занимавших хорошие рабочие места и не думали, что другая профессиональная группа получает больше. 56% считали свою зарплату в целом справедливой или не более чем на 10% отклоняющейся от такого уровня, и лишь 15% опрошенных работников физического труда неодобрительно отзывались об уровне оплаты представителей интеллектуальной сферы. Рабочие, очевидно, не знали, сколько платят юристам и директорам-распорядителям.

Рансиман установил также, что рабочие, уровень зарплаты которых соответствовал верхней трети ее распределения в обществе, более удовлетворены ее уровнем, чем служащие, получавшие столько же. По его мнению, объяснить этот, на первый взгляд, странный факт возможно следующим: работники физического труда, получающие высокую зарплату, сравнивают себя с другими рабочими, тогда как «белые воротнички» думают о более состоятельных работниках интеллектуальной сферы.

Люди хотят, чтобы их заработная плата соответствовала тому, что им кажется «справедливым». Берковиц и его коллеги (Вегко\\а{2 еС а1., 1987) провели исследование в штате Висконсин и обнаружили, что неравенство с очевидностью предсказывает (низкую) удовлетворенность оплатой труда. Вместе с тем людям нравится получать выше «справедливого уровня». Лейхт и Шеплэк (Ьекгп: & 5Ьер1ак, 1994) обследовали 4567 сотрудников американских фирм, определив: удовлетворенность заработком зависит от введения руководством гарантий справедливой оплаты; однако она увеличивается в случае переплаты. Слоэн и Уильяме (81оапе & 11996) провели аналогичное исследование в Великобритании и пришли к аналогичным выводам: удовлетворенность работой оказалась выше у тех, кому платили [несколько больше, чем он заслуживал, по его же оценке. Правда, это касалось только мужчин. В обоих случаях было выявлено, что низкая оплата — главный источник неудовлетворенности.

Сила воздействия социальных сравнений, касающихся уровня заработной пла-|ты, показана Брауном (Вго\уп, 1978). Исследователь установил, что работники I промышленности предпочитали получать на 1 фунт в неделю больше, чем сотрудники предприятий другого департамента. Такое положение вещей устраивало их больше, чем ситуация, когда им платили на 2 фунта в неделю больше, но меньше, чем представителям другой отрасли. Случалось, что воздействие таких сравнений становилось причиной для закрытия завода или переноса его в другой регион, где | рабочая сила дешевле.

Сравнивают ли люди свое нынешнее положение с прошлым? Чувствуют ли они I себя счастливее, когда улучшается их финансовое состояние? Эти изменения имеют непосредственный эффект, однако в долгосрочном плане влияние исчезает и, ] по-видимому, сравнения с прошлым никак в дальнейшем не сказываются.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.01 с.)