Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели статистики входа-выхода фирм на рынок.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Показатели статистики входа-выхода фирм на рынок. Норма входа – отношение числа вошедших за год фирм на рынок к общему числу фирм, действующих в отрасли на конец года. Норма проникновения – отношение объема выпуска или объема продаж, осуществленных вошедшими фирмами, к общему объему выпуска продукции в отрасли. Показатель роста – период времени, необходимый для достижения вновь вошедшими фирмами размеров старых (в годах). Норма выхода - отношение числа ушедших за год фирм с рынка к числу фирм, оставшихся на рынке. 15) Дифференциация продукта на отраслевом рынке: виды и измерение уровня. Дифференциация товара означает разработку ряда существенных свойств продукта, отличных от товаров конкурентов (субститутов), выделение продукта какой-либо фирмы в глазах потребителей от остальных продуктов данного класса. Факторами продуктовой дифференциации могут являться как внутреннее качество товара – изменение его внутренних характеристик, так и внешнее качество – цвет, размер, упаковка, услуги, которые сопровождают его продажу. Дифференцированные продукты (по Ф. Шереру и Д. Россу) – это продукты, которые, различаясь по физическим качествам, уровню обслуживания, географическому размещению, наличию информации и субъективному восприятию, явно предпочитаются рядом потребителей среди конкурирующих продуктов в данной ценовой группе. Фирмы на рынке стремятся к дифференциации, т.к. она позволяет определить свой круг клиентов и иметь некоторую рыночную власть над ними. А фирмы, производящие совершенные заменители, испытывают неограниченную ценовую конкуренцию. В этом заключается основной принцип дифференциации – фирмы не хотят располагаться в одном и том же месте пространства продуктов. – отличительной особенностью может стать особое местоположение магазина (фирмы). Удачно расположенный магазин имеет больше шансов для привлечения покупателей; – различия в качестве продукта; – послепродажное обслуживание клиентов; – субъективный имидж товара. Виды продуктовое дифференциации: 1) Горизонтальная возникает тогда когда между 2- мя товарами одного класса уровень, какой либо характеристики возрастает при убывании уровня другой характеристики и тогда потребитель выбирает товар с точки зрения своих предпочтений. 2) Вертикальная имеет место тогда, когда уровень всех характеристик возрастает или убывает одновременно для всех потребителей. Рынок монополистической конкуренции. Модель Чемберлина. Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм. Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
Э. Чемберлин в своих трудах показал существование специального вида монополии, образующего необходимую составную часть конкурентной рыночной системы. Он указал два способа соединения монополии с конкуренцией: • создание рынка одиноких товаров – этот вариант возможен при наличии двух или небольшого числа продавцов; • рынок дифференцированных продуктов – контроль продавцов над товарами, имеющими отличительные признаки. Предложенный им вариант монополистической конкуренции характеризуется следующим: • число продавцов достаточно велико; • каждая фирма действует на рынке, не учитывая своего влияния на поведение конкурентов; • товар качественно разнороден, поэтому покупатели предпочитают товары с торговой маркой конкретных продавцов; • вход в производство близких групп продуктов не ограничен. В результате каждый продавец имеет кривую спроса при заданных ценах. Предлагая дифференцированный продукт, каждый продавец формирует свой микрорынок, в котором выступает как монополист, но при этом его товар подвергается конкуренции со стороны более совершенных товарозаменителей. Конкуренция при этом развивается в трех направлениях: • манипулирование ценой – из-за монополизации рынка продавцом происходит нарушение равновесной цены в сторону увеличения; это ведет к снижению объемов выпускаемой продукции, недоиспользованию мощностей, росту безработицы (отрицательный аспект теории Э. Чемберлина); • внесение качественных изменений в продукт; • внедрение рекламы. Последние два фактора относятся к неценовым факторам конкуренции. Позднее к неценовым условиям усиления монополистической конкуренции Э. Чемберлин отнес техническое усовершенствование и обслуживание покупателей. Модели пространственной дифференциации продукта. Модель Хотеллинга. Потребители оценивают товары,продаваемые разными фирмами с т.з. времени, необходимого для поиска продукта, удовлетворяющего их особенным требованиям. Чем ближе продукт к местоположению покупателя или, чем ближе его свойство приближается к желаемым характеристикам потребителя, тем выше полезность данного товара. В целом, если потребитель расположен далеко от места продажи товара, он несёт дополнительные транспортные затраты на покупку продукта и если потребитель покупает товар с менее желаемыми свойствами, он получает меньшую полезность от его потребления. Модель Хотеллинга. Предположим, что товарные марки отличаются друг от друга только удалённостью от потребителя. Потребители расположены равномерно вдоль единственной улице в городе. Каждый потребитель предъявляет спрос на 1 ед. товара. Две фирмы покупают один и тот же товар. Одна фирма расположена на расстоянии А от одного конца улицы, другая на расстоянии В от другого её конца. Потребители выбирают фирму, исходя из транспортных издержек. То есть покупает товар у той фирмы, которая находится ближе к его дому.
Если потребитель живёт на расстоянии от фирмы А и на расстоянии У от фирмы В. Если Х>У, то потребитель будет предпочитать фирму А. Предположим, что цены на товар одинаковы у обеих фирм, тогда при условии, что фирма В расположена на расстоянии В от одного конца улицы и не может быстро изменить своё местоположение. Фирма А выберет такое место, где её прибыль будет максимальна. Для этого фирма А должна быть ближайшей для большего числа потребителей. То есть фирма А будет расположена левее фирмы В на расстоянии а1. Все потребители на этом конце улицы будут покупать товар у фирмы А. Модель Штакельберга. Модель Штакельберга — теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии. Названа в честь немецкого экономиста Генриха фон Штакельберга, впервые описавшего ее в работе Marktform und Gleichgewicht (Структура рынка и равновесие), вышедшей в 1934 г. В этой модели поведение фирм описывается динамической игрой с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объем выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее. Основные предпосылки: · Отрасль производит однородный товар: отличия продукции разных фирм пренебрежимо малы, а значит, покупатель при выборе, у какой фирмы покупать, ориентируется только на цену. · В отрасли действует небольшое число фирм. · Фирмы устанавливают количество производимой продукции, а цена на неё определяется исходя из спроса. · Существует так называемая фирма-лидер, на объем производства которой ориентируются остальные фирмы. В тетради(модель штакельберга) 26. Модель Бертрана Модель Бертрана или конкуренция по Бертрану — модель ценовой конкуренции на олигополистическом рынке, сформулированная французским математиком и экономистом Жозефом Бертраном в 1883 году. Модель описывает поведение фирм на олигополистическом рынке, конкурирующих за счет изменения уровня цен на свою продукцию. Парадоксальный вывод модели - фирмы будут назначать цену, равную предельным издержкам, как и фирмы в условиях совершенной конкуренции- назван парадоксом Бертрана.
В модели приняты следующие предположения:
· На рынке имеется по меньшей мере две фирмы, производящие однородный продукт; · Фирмы ведут себя некооперативно; · Предельные издержки (MC) фирм одинаковы и постоянны; · Функция спроса линейна; · Фирмы конкурируют, устанавливая цену на свою продукцию, и выбирают ее независимо и одновременно; · После выбора цены фирмы производят объем товара, равный величине спроса на их продукцию; · Если цены различны, потребители предъявляют спрос на более дешевый товар; · Если цены одинаковы, приобретаются товары всех фирм в равных долях. Предположение о ценовой конкуренции означает, что фирмы могут легко изменять объем выпуска продукции, однако изменить цену после выбора очень трудно или невозможно.
MC = предельные издержки p1 = цена фирмы 1 p2 = цена фирмы 2 pM = монопольная цена Оптимальная цена фирмы 1 зависит от ее ожиданий относительно цены, назначаемой фирмой 2. Назначение своей цены немного ниже цены конкурента позволяет получить весь спрос потребителей D и максимизирует прибыль. Если фирма 1 ожидает, что фирма 2 будет устанавливать цену, не превышающую предельных издержек MC, то ее наилучшим ответом является установление цены, равной предельным издержкам. На диаграмме 1 показана функция наилучших ответов фирмы 1 p1’’(p2). Она показывает, что при p2 < MC фирма 1 устанавливает p1=MC. При p2 в интервале между MC и монопольной ценой pM фирма 1 назначает цену немного меньше p2. Наконец, если p2 выше pM, фирма 1 назначает монопольную цену p1=pM.
Так как функции издержек обеих фирм одинаковы, наилучший ответ фирмы 2 p2’’(p1) будет симметричным относительно диагонали I координатного угла. Функции наилучших ответов обеих фирм приведены на диаграмме 2. Выводы Модель Бертрана имеет два разумных исхода: · кооперативный, подразумевающий достижение фирмами соглашения, при котором они взимают монопольную цену и обслуживают каждый по половине спроса потребителей; · конкурентный, при котором фирмы действуют некооперативно и устанавливают цену на уровне предельных издержек. В несимметричном случае, когда одна из фирм имеет более низкие предельные издержки (например, при использовании лучшей технологии производства), она может устанавливать цену ниже предельных издержек конкурента и получить весь рынок. Это явление получило название "предельного ценообразования". (в тетради)
ДВУХЧАСТНЫЙ ТАРИФ (two-part tariff) Система ценообразования, при которой покупатели оплачивают первые единицы товара по более высоким ценам вплоть до достижения определенного количества покупаемых единиц и по более низким ценам при последующих покупках. Такая система применима только тогда, когда покупатель может быть точно идентифицирован, а перепродажа затруднена. Аргументы в пользу двухчастного тарифа состоят в том, что более высокие первоначальные цены за первые п купленных единиц отражают накладные издержки (overhead cost) на поставки определенным потребителям: например, издержки поставщиков газа, электричества и воды, связанные с подключением к магистрали, вне зависимости от того, много или мало продукции будет затем приобретено. Критики двухчастного тарифа утверждают, что более высокая плата за первые п единиц – это всего лишь форма монополистической ценовой дискриминации (price discrimination) для изъятия некоторой части потребительского излишка (consumer surplus) у покупателя. Прямое регулирование цен Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса. Рис. 5.14. Установление максимально допустимых цен На рис. 5.14 D и MR — кривые спроса и предельного дохода нерегулируемой монополии, Рm — установленная государством цена. Если монополист соблюдает введенное ограничение цен, его кривая спроса модифицируется и приобретает вид ломаной кривой PmAD, состоящей из двух отрезков: горизонтального PmA и убывающего AD. В соответствии с этим видоизменяется и кривая предельного дохода. По определению, предельный доход представляет собой прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е. MR=(TR)`=(P*Q)`=P*(dQ/dQ) + Q*(dP/dQ), MR= P+Q(dP/dQ). Если объем выпуска монополиста меньше Q`, то действует установленная государством цена Pm, кривая спроса представлена горизонтальной линией и является абсолютно эластичной (dP/dQ=0). Следовательно, MR=P. Если объем производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем Pm, ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ<0, и следовательно, кривая предельного дохода MR лежит на cегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB. Рассмотрим, как подобная ситуация влияет на поведение монополиста (рис. 5.15). Рис. 5.15. Сдвиг точки равновесия в условиях государственного регулирования цен Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена в точке P*, а оптимальный объем — в Q*. Если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то это не изменит решения фирмы относительно точки оптимума, но если P` Если государство хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы еще больше (например, до уровня Q``), оно должно установить максимально допустимые цены на еще более низком уровне (в данном случае, до Р``). Минимальный уровень допустимой цены соответствует min SATC, поскольку при более низком уровне продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль. Налогообложение Другая форма государственного антимонопольного регулирования — налогообложение. Не вдаваясь в детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста двух типов налогов: § потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска, и § поушального, взимаемого независимо от объема выпуска. Потоварный налог Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина. Данный налог является для монополиста частью переменных издержек, т.е. прибыль подсчитывается по формуле п=TR-(TC+tQ), а условие максимизации прибыли принимает вид (п)`=0, dTR/dQ=dTC/dQ+d(tQ)/dQ, MR=MC+t, где t — ставка потоварного налога. Графически влияние потоварного налога на смещение точки оптимума монополиста представлено на рис. 5.16 Рис. 5.16. Установление потоварного налога на монополию Пусть MC1 — кривая предельных издержек фирмы, Q1 и P1 — оптимальные объемы выпуска и цены до введения налогообложения. Введение налога увеличивает дополнительные издержки фирмы на выпуск каждой дополнительной единицы продукции, т.е. MC2=МС1+t. Точка оптимального выпуска сокращается до Q2, цена вырастает до Р2. Как следствие этого, совокупная прибыль фирмы уменьшается (монополист действует на эластичном отрезке кривой спроса, поэтому рост цены вызывает падение величины общих доходов фирмы, что в условиях возрастания совокупных издержек ведет к уменьшению прибыли). Многие экономисты считают, что данный налог не может рассматриваться как подходящее средство контроля за монополиями, поскольку часть налогового бремени перекладывается на потребителя. Группа паушальных налогов Поскольку данная группа налогов взимается независимо от объема реализации, то в отличие от потоварных налогов, они являются частью постоянных издержек монополиста (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия определенным видом деятельности) и не влияют на величину предельных издержек. В этом случае прибыль монополиста составит п=TR-TC-g, где g — ставка паушального налога за период времени (=const). Условие максимизации прибыли записывается как (п)`=0, (TR)`=(TC)`, MR=MC. Таким образом, введение паушальных налогов не меняет оптимального объема и цены, однако величина прибыли, получаемой монополистом, сокращается. Данный налог нельзя переложить (даже частично) на покупателя через более высокие цены и меньший объем выпуска, как при потоварном налоге. Налог на прибыль Влияние налога на прибыль, цены и объем производства аналогично влиянию паушальных налогов. После уплаты налога на прибыль, точка оптимума монополиста остается той же, что и до уплаты налога. Это происходит потому, что налог основан на некотором определенном, фиксированном проценте прибыли и не изменяет объем, при котором MC=MR. Доказать это можно следующим образом. Обозначим через t — ставку налога на прибыль (в %). Тогда условие максимизации чистой прибыли (т.е. прибыли за вычетом налога) может быть записано как: max(пN)=TR-TC-t(TR-TC)=(100-t)(TR-TC), (пN)`=(100-t)(MR-MC)=0. Если ставка налога меньше 100%, т.е. t<100, то
Конкурентная политика в ЕС Исторически сложились две системы антимонопольного права: американская и европейская. В США система нормативно–правовой регламентации деятельности предприятий, или антитрестовское законодательство, нацелена на борьбу не против монопольных соглашений как таковых, а против отдельных видов монопольных соглашений, представляющих наибольшую опасность для рыночной конкуренции. В Европейском Союзе (ЕС) поддержание конкурентной среды единого внутреннего рынка имеет своей целью недопущение ограничения свободы конкуренции как предприятиями и индивидуальными предпринимателями, так и государствами–членами ЕС. Причём, органы правосудия и США, и ЕС практикуют экстерриториальный подход к нарушителям рыночной конкуренции. Принципиальное отличие антимонопольного права ЕС от американской состоит в наднациональном подходе. Принцип наднациональности означает передачу государствами–членами ЕС части своего суверенитета интеграционным институциям. Фундамент ЕС формируют единый внутренний рынок, а также экономический и валютный союз. Стать полноправным субъектом европейской экономической интеграции страна может лишь при условии освоения всей совокупности законодательных норм и административных правил ЕС (латынь – acquiscommunautaire). Именно acquis communautaire составляет нормативно правовой каркас того экономического пространства, которое и воспринимается хозяйственными субъектами как единый внутренний рынок ЕС. Ключом понимания философии единого внутреннего рынка ЕС является слово „свобода”. Другими словами, национальные рынки стран–членов ЕС открыты для свободного (беспрепятственного) перемещения: § товаров; § услуг; § капиталов; § труда (рабочей силы). Свободный рынок является неотъемлемой составной частью гражданского общества, концепция которого была разработана во второй половине XVII века европейскими философами. Под гражданским обществом понималась добровольная ассоциация индивидуумов, которые стремятся согласовывать своим интересы на основе заключаемых между собою контрактов. Философы полагали, что гражданское общество – это, говоря современным языком, оптимальная форма реализации личной свободы и равенства между людьми. Роль государства, согласно этой концепции, сводится к функциям „ночного сторожа”. Все остальные функции граждане способны выполнить сами добровольно. Учёные обосновали, а практика хозяйствования подтвердила, что открытие национального рынка должно быть выгодно стране–члену ЕС по следующим основным причинам: 1. У предпринимателей появляется мощный стимул удешевления производимой продукции и улучшения её качества на основе беспошлинного приобретения за рубежом современных технологий. 2. Создаются благоприятные политические и правовые предпосылки для кооперации предпринимателей стран–членов ЕС при выходе на рынки третьих стран. Факторы производства используются более рационально, а также снижается риск загрязнения окружающей среды. Задача конкурентной политики ЕС состоит в том, чтобы незамедлительно устранять нарушения рыночной конкуренции, проистекающие из двух источников – элементов монополии, стихийно возникающих на рынке и неоправданного государственного вмешательства. Договором о ЕС запрещены любые соглашения между предприятиями; решения, принятые объединениями предприятий; картельная практика. К нарушениям, способным ограничить конкуренцию, в соответствии с Договором ЕС подпадают следующие основные действия хозяйственных субъектов: § прямое или косвенное фиксирование цен купли или продажи и других условий торговли; § ограничение или установление контроля над производством, рынками, техническим развитием или капиталовложениями; § распределение рынков или источников снабжения; § применение неодинаковых условий к равноценным сделкам с другими торговыми партнёрами, что поставило бы их в невыгодные условия конкуренции; § обусловливание заключения контрактов дополнительными обязательствами, которые не связаны с предметом этих контрактов.
Показатели статистики входа-выхода фирм на рынок. Норма входа – отношение числа вошедших за год фирм на рынок к общему числу фирм, действующих в отрасли на конец года. Норма проникновения – отношение объема выпуска или объема продаж, осуществленных вошедшими фирмами, к общему объему выпуска продукции в отрасли. Показатель роста – период времени, необходимый для достижения вновь вошедшими фирмами размеров старых (в годах). Норма выхода - отношение числа ушедших за год фирм с рынка к числу фирм, оставшихся на рынке. 15) Дифференциация продукта на отраслевом рынке: виды и измерение уровня. Дифференциация товара означает разработку ряда существенных свойств продукта, отличных от товаров конкурентов (субститутов), выделение продукта какой-либо фирмы в глазах потребителей от остальных продуктов данного класса. Факторами продуктовой дифференциации могут являться как внутреннее качество товара – изменение его внутренних характеристик, так и внешнее качество – цвет, размер, упаковка, услуги, которые сопровождают его продажу. Дифференцированные продукты (по Ф. Шереру и Д. Россу) – это продукты, которые, различаясь по физическим качествам, уровню обслуживания, географическому размещению, наличию информации и субъективному восприятию, явно предпочитаются рядом потребителей среди конкурирующих продуктов в данной ценовой группе. Фирмы на рынке стремятся к дифференциации, т.к. она позволяет определить свой круг клиентов и иметь некоторую рыночную власть над ними. А фирмы, производящие совершенные заменители, испытывают неограниченную ценовую конкуренцию. В этом заключается основной принцип дифференциации – фирмы не хотят располагаться в одном и том же месте пространства продуктов. – отличительной особенностью может стать особое местоположение магазина (фирмы). Удачно расположенный магазин имеет больше шансов для привлечения покупателей; – различия в качестве продукта; – послепродажное обслуживание клиентов; – субъективный имидж товара. Виды продуктовое дифференциации: 1) Горизонтальная возникает тогда когда между 2- мя товарами одного класса уровень, какой либо характеристики возрастает при убывании уровня другой характеристики и тогда потребитель выбирает товар с точки зрения своих предпочтений. 2) Вертикальная имеет место тогда, когда уровень всех характеристик возрастает или убывает одновременно для всех потребителей.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.151 (0.015 с.) |