Последствия вертикальной интеграции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия вертикальной интеграции.



1) Важнейшим последствием вертикальной интеграции является

усиление рыночной власти фирмы (market power). По мере нарастания

интеграционных процессов возрастает рыночная власть активной

фирмы на данном отраслевом рынке и сокращается рыночная власть

других игроков рынка. Это может проявляться в том, что с образованием

монополии на данном отраслевом рынке, механизм рынка вытесняется

внутрифирменными властными взаимоотношениями монополиста. Это

одна форма проявления рыночной власти, т.е. монопольной власти, но

есть и другая. Вследствие упрочения позиций определенной крупной

компании на отраслевом рынке, она в той или иной мере устанавливает

свой контроль, как над поведением участников этого рынка, так и над

собственностью их активов. Именно эта вторая форма воздействия

крупной фирмы на отраслевой рыночный механизм и является

проявлением собственно ее рыночной власти. Это происходит благодаря

тому, что они получают существенную экономию на издержках, в

результате чего могут снижать цены и увеличивать рыночную долю

продаж. Однако этот результат нельзя оценивать как только

отрицательный. Дело в том, что на современных рынках решающим

является технологическое лидерство, которое возможно получить за счет

вложений в инновационное развитие как раз за счет монопольной

прибыли. В результате усовершенствования технологий ресурсы

используются более рационально. Кроме того, рыночная власть в таких

условиях перестает быть постоянной. Усиление рыночной власти фирмы

в современных условиях можно расценить негативно, если оно ведет к

сужению рынка, к снижению выпуска и росту цен.

2) В отрасли, где осуществляется вертикальная интеграция одних

предприятий, возрастают барьеры входа для других. Часто стратегией

компаний при осуществлении вертикальной интеграции является

вытеснение из отрасли не интегрированных конкурентов с помощью

отказа в поставках промежуточной или конечной продукции, либо

предложении поставок на невыгодных условиях для конкурентов. Это

может быть вызвано в частности тем, что для своих подразделений

компания устанавливает более низкую внутреннюю цену, чем для

конкурентов на последующих стадиях. В результате цена на конечную

продукцию у вертикально интегрированной фирмы ниже, чем у агентов

данного отраслевого рынка. Теперь неинтегрированные фирмы должны

осуществлять инвестиции в вертикальную интеграцию или искать

способы установления вертикального контроля. Последствием для

входящих в отрасль фирм станет повышение капитальных затрат, что и

является основной причиной повышения барьеров вхождения на

отраслевой рынок.

3) Важным результатом вертикальной интеграции для фирмы является

снижение собственных затрат. Основная причина такого преимущества

- устранение эффекта «двойной маржинализации», когда при интеграции

предприятий устраняются монопольные надбавки на каждой

последовательной стадии производства конечного продукта. Кроме того, в

рамках объединения предприятий в единую технологическую цепочку

появляется возможность оптимизировать движения сырья,

полуфабрикатов, готовой продукции, исключив при этом все лишние

операции. Благодаря улучшению координации ранее разрозненных стадий

производства продукции удается наладить четкую координацию на

разных этапах производства, существенно снизить расходы

складирования и хранения запасов между последовательными

операциями, предотвратить остановки производства. Вследствие полной

загрузки мощностей снижаются расходы на необходимое оборудование

компании.

4) Крупная вертикально интегрированная компания способна

проводить эффективную ценовую дискриминацию потребителей, что

часто ведет к вытеснению конкуренции на данном рынке товара. Как

известно, вертикально интегрированной компании выгодно назначать

более высокие цены на рынке А с низкой эластичностью, и низкие – на

эластичном рынке В. Однако она может приобрести одну из фирм в

отрасли с низкой эластичностью и только для нее назначить более низкую

цену, а для всех остальных компаний на рынках А и В назначить цену, по

которой реализовался продукт на рынке А. Теперь на рынке В фирмы не

смогут покупать товар по столь высокой цене, поэтому они будет

вынуждены покинуть рынок, либо также стать звеном вертикальной

интеграции.

Кроме этого, интегрированная фирма, имея преимущества в

издержках перед разрозненными и неинтегрированными соперниками,

может назначать более низкие цены для своих последующих

потребителей и заключать с ними долгосрочные контракты на поставку

больших объемов продукции. В результате проникновение на такие

рынки мелких производителей крайне затруднено. Компания,

сохраняющая лидерство при производстве одного товара, может

оказывать существенное влияние на конкуренцию в производстве

дополнительных товаров. При практике связанных продаж, компания

реализует свой основной товар (на который у него сохраняется

доминирующее положение) при условии покупки дополнительных

деталей и комплектующих. Это приводит к тому, что такая фирма

становится единственным поставщиком взаимосвязанного товара, а все

остальные конкурентные поставщики вытесняются. Часто компания

достигает этого, закладывая такие технические характеристики в

основной товар, что его эксплуатация возможна только при

использовании комплектующих изделий этой же торговой марки

(например, принтер - картридж). Осуществление ограничительного

франчайзинга также снижает число конкурентов данного брэнда за счет

ограничения числа розничных торговцев на определенной территории.

Это позволяет компании существенно улучшить сбыт продукции и

повысить качество обслуживания потребителей.

5) Вертикальная интеграция способствует снижению потерь

благосостояния, которые связаны с функционированием на рынке

компаний с монопольным ценообразованием. Прежде всего, при

вертикальном объединении устраняются монопольные надбавки, которые

устанавливали разрозненные производители разных стадий производства.

В свою очередь, как это было показано, это ведет к снижению цен, росту

выпуска, и одновременно – к увеличению прибыли монополии. С другой

стороны, за счет снижения цен возрастает и излишек потребителя.

Интеграционные процессы, происходящие внутри предприятий,

укрупняют фирмы, изменяют степень концентрации продавцов на

отраслевых рынках. Вместе с тем, процесс естественной интеграции

представляет собой естественную основу внутриотраслевой

трансформации фирмы. Собственно интеграционные процессы,

происходящие при слиянии фирм на рынке предприятий, порождают

новые проявления установления контроля и над собственностью, и над

поведением ранее экономически независимых субъектов рынка.

Характерно, что интеграционные процессы могут быть полными,

частичными или неполными и квазиинтеграционными. Последние

предполагают установление контроля активной фирмы над поведением

самостоятельных субъектов отраслевого рынка. Иными словами, активная

фирма становится участником не одного, а нескольких рынков. При

вертикальной интеграции растет рыночная власть активной фирмы и

сокращается у других игроков на этом отраслевом рынке. Это проявляется

двояко: с одной стороны, увеличивается доля выпуска активной фирмы

на отраслевом рынке и сокращается сфера рыночного механизма

перераспределения ресурсов. С другой стороны, вертикально

интегрированная фирма с помощью инструмента вертикальных

ограничений также вмешивается в функционирование рыночного

механизма, в известной мере, корректирует его и оказывает влияние на

поведение иных игроков рынка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.01 с.)