Особенности рынка с естественной монополией. Виды естественной монополии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности рынка с естественной монополией. Виды естественной монополии



Естественная монополия – отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем, если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.


Условие возникновения естественной монополии: крупная фирма, опираясь на низкий уровень своих издержек, может посчитать выгодным для себя выжить из отрасли другие фирмы, пойдя для этого на временное снижение цены, а затем останется монополистом и может поднять цену до уровня монопольной, сократив выпуск. После установления в такой отрасли монополии вхождение в нее становится практически невозможным, поскольку претендующая на вхождение фирма должна будет производить сравнительно небольшой объем выпуска, сопряженный, в силу этого, со сравнительно высокими средними издержками.

Естественной монополией называется отрасль, в которой совокупный объем спроса может быть эффективно удовлетворен одной крупной фирмой. Производство данного объема выпуска возможно с минимальными издержками на одной крупной фирме.

Регулирование естественных монополий происходит следующими способами:

1) Ценообразование по предельным издержкам. Поскольку кривая средних издержек (АС) на всем своем протяжениирасположена выше кривой МС, то такой тип ценообразования ведет к потерям со стороны монополии. Государство в этом случае должно предоставить монополисту субсидию в размере негативной прибыли.

2) Ценообразование Расмея (Р=АС). Фирма не получает прибыли, но и не несет убытков.

3) Введение конкуренции за рынок монополии (конкуренция Демзеца). Государство организует конкуренцию за франчайзинговые права по обслуживанию рынка естественной монополии (тендер). Также в этом случае роль государства заключается в установлении минимальных стандартов качества.

4) Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии. Разновидность конкуренции Демзеца. Возможна за счет создания условий, облегчающих вход фирм в отрасль или путем реорганизации отрасли с помощью разделения монопольного производства на несколько фирм.

5) Ценовая дискриминация. Товар предоставляется любому покупателю, который готов оплачивать, по крайней мере, величину предельных издержек. P1=AC, P2=MC. Доход от цены для первой категории покрывает совокупные издержки (VC+FC), так что отпадает необходимость в субсидировании потребителей второй категории. В итоге прибыль нулевая, но убытков нет.

6) Нелинейное ценообразование. Цена меняется в зависимости от объема покупки. Постоянная часть – отношение постоянных издержек к числу покупателей (e=F/N), переменная часть зависит от объема покупки. В итоге прибыль нулевая.

7) Пиковое ценообразование. Применяется в отраслях естественной монополии, если есть сильные колебания спроса во времени и выпуск нельзя хранить (например, телефонные услуги, транспорт). Вне пика потребители оплачивают только переменные издержки, которые являются их собственными издержками потребления товара (P=AVC). Постоянные издержки оплачиваются в период пика (P=AVC + b, b – дополнительные издержки использования капитала в период пика).

8) Контроль качества товара. У фирмы-монополиста нет стимула улучшать качество товара, дополнительная прибыль от продажи более качественного товара пойдет государству, а не самой фирме.

Ценовое регулирование деятельности монополий должно сопровождаться контролем качества товара фирмы посредством установления минимальных стандартов качества или посредством периодической проверки реальных характеристик предоставляемой продукции или через учет жалоб потребителей.

9) Регулирование инвестиционных решений. В случае установления государством цены фактора производства на уровне предельных издержек может возникнуть эффект Аверча-Джонсона (если государственная регулируемая цена фактора производства превышает его рыночную цену, этот фактор производства будет использоваться в непропорционально большем объеме)
Подходы к регулированию естественных монополий.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

 

32. Методы ценового регулирования естественных монополий: Ценообразование Рамсея, двухчастный тариф, ценовая дискриминация,нелинейное ценообразование, пропорциональное ценообразование, пиковое ценообразование, регулирование на основе корзины товаров.

1 Ценообразование Рамсея. Для того чтобы избежать потерь и приблизится к конкурентному результату, величина цены, которую назначает государство на продукт естественного монополиста, определяется средними издержками производства: Р=АС. Эта цена носит название «цена Рамсея» по имени экономиста, предложившего подобный метод ценообразования.

Поскольку цена Рамсея выше уровня предельных издержек (в силу того, что АС>МС для естественного монополиста), объем продаж фирмы оказывается меньше максимально возможного для отрасли – конкурентного объема. В этом случае возникают чистые потери благосостояния, величина которых будет, конечно, меньше, чем в условиях монопольной цены, но тем не менее она может быть довольно значительной. Если конкурентное ценообразование является оптимальным для отрасли (наилучшим решением), то цена Рамсея, сопровождаемая определенными потерями благосостояния, будет характеризоваться как «второе наилучшее решение».

В данном случае отсутствует необходимость субсидировать монополиста. Вместе с тем прежние завышения издержек продолжают иметь место. Информационная асимметрия будет стимулировать менеджмент фирмы к инфлятированию издержек (или по крайней мере не стимулировать снижать издержки) или к ухудшению качества товара. И в том, и в другом случае регулируемая цена в реальности может включать скрытую монопольную прибыль.

2 Разные цены для разных покупателей. Для того, чтобы свести к минимуму потери вследствие наличия естественной монополии в отрасли возможно применение принципа назначения разных цен для разных категорий потребителей.
Пусть государство устанавливает две категории цен и объемов потребления услуг естественного монополиста

Цену Р1 платят покупатели, готовые оплатить только предельные издержки выпуска (Р1=МС) (например, частные лица, семьи, а также потребители социальной сферы – больницы, школы, детские сады). Им предоставляется (Q1-Q2) объем продаж. Естественная монополия несет потери в размере площади В. цену Р2 платят покупатели, способные оплачивать высокий уровень своих расходов. Они получают Q2 объема продаж. При этом цена Р2 устанавливается таким образом, чтобы прибыль (размер площади А), получаемая естественной монополией от данной категории потребителей, компенсировала потери, вызванные предельным ценообразованием для первой категории покупателей.

В этом случае общий объем выпуска отрасли (Q1) будет соответствовать конкурентному (эффективному) уровню. А потери на одной категории покупателей компенсируются прибылью от продаж другой категории (площади А и В должны быть равны), естественная монополия организует безубыточное в целом производство, поэтому государству нет необходимости выплачивать субсидии, подвергая себя риску инфлятирования издержек.

3 Пиковое ценообразование. Пиковое ценообразование применяется в отраслях естественной монополии тогда, когда присутствуют два условия: есть сильные колебания спроса во времени и выпуск нельзя хранить (например, телефонные услуги, транспорт).

Пусть t=1,.., T – период времени; Qt- выпуск фирмы; b- дополнительные к необходимым первоначальным издержкам использования дополнительного капитала в период пика спроса.

Вне пика (точки максимального спроса) b = 0. Наблюдается обычная ситуация производства. Совокупные издержки фирмы будут равны: ТС1=cQ1. Ценообразование вне пика будет аналогичным конкурентной цене: Р1=МС=с. Так что вне пика потребители оплачивают только переменные (и предельные) издержки, которые являются их собственными издержками потребления товара.

В период пика спрос резко возрастает. Имеющихся мощностей обычного уровня будет недостаточно для удовлетворения этого объема. А ввод дополнительных мощностей требует дополнительных расходов в размере b. Эти издержки должны быть оплачены теми потребителями, которые предъявляют повышенный спрос. Поэтому в период пикового спроса цена товара будет установлена на более высоком уровне: Р2=с+b>P1. Таким образом, постоянные издержки оплачиваются потребителями в период пика

ДВУХЧАСТНЫЙ ТАРИФ

(two-part tariff) Система ценообразования, при которой покупатели оплачивают первые единицы товара по более высоким ценам вплоть до достижения определенного количества покупаемых единиц и по более низким ценам при последующих покупках. Такая система применима только тогда, когда покупатель может быть точно идентифицирован, а перепродажа затруднена. Аргументы в пользу двухчастного тарифа состоят в том, что более высокие первоначальные цены за первые п купленных единиц отражают накладные издержки (overhead cost) на поставки определенным потребителям: например, издержки поставщиков газа, электричества и воды, связанные с подключением к магистрали, вне зависимости от того, много или мало продукции будет затем приобретено. Критики двухчастного тарифа утверждают, что более высокая плата за первые п единиц – это всего лишь форма монополистической ценовой дискриминации (price discrimination) для изъятия некоторой части потребительского излишка (consumer surplus) у покупателя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.007 с.)