Вопрос 20. Понятие и сущность монополии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 20. Понятие и сущность монополии



Монополия (от греч. «монос» – один, «полео» – продаю) – исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

Монополистические образования в промышленном производстве - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке, получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования является занятие монопольного положения, которое выражается в виде рыночной власти. Монопольное положение является желанным для каждого предприятия, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией:

- занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть;

- влиять на других участников рынка,

- навязывать им свои условия,

- завышать цену и снижать объем производства по сравнению с потенциально возможным уровнем,

- затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Монополии получают более выгодные условия реализации продукции на товарном рынке, возможность покупать сырье у мелких и средних фирм по монопольным ценам, открывать кредиты, а значит, и перераспределять в свою пользу прибавочную стоимость, созданную в немонополизированных структурах. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль, которая обеспечивается, с одной стороны, преимуществами в технической оснащенности и масштабах производства, меньшими расходами материальных и трудовых ресурсов на единицу продукции, а с другой – ограничением конкуренции.

Однако, при анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина „монополия". В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма-производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более „чистая'' монополия всегда присутствует известная доля условности.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей.

Технологическая и техническая основа монополизма – это, прежде всего, специализация и связанная с ней концентрация производства.

Монополизация рынка достигается путем концентрации производства или продаж какого-либо товара сравнительно небольшим числом крупных хозяйствующих субъектов. Уровень концентрации говорит о реальной потенциальной политической и экономической власти предпринимателей в конкретном секторе рынка, регионе или в стране в целом.

Двигателем закона концентрации является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены внедрять инновации, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

В экономической литературе существуют две основные точки зрения о том, что является причиной появления и развития монополистических тенденций. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные.

Существует несколько причин существования монополий:

1. «Естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба, чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

2. Одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

3. Государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак, алкоголь и т.д.

Итак, монополистическая деятельность – это деятельность хозяйствующих субъектов или органов государственной власти и управления, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и причиняющие ущерб потребителям.

Вопрос 21. Виды монополий

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают следующие виды монополий:

1.Естественная монополия.

Она возникает вследствие объективных причин. Ею обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, земля и др.).Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени

удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности

технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция

невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение,

связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не

единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение па рынке.

2.Искусственная.

Означает сосредоточение в отдельных руках производства или рынка сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую форму. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Эти монополии возникали в одной какой-либо отрасли хозяйства. Появление избыточного капитала в одной отрасли и неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты).

Чаще всего монополии классифицируют на три основных: естественную, административную и экономическую.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.007 с.)