Вопрос 4. Структура рынка и факторы его определяющие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Структура рынка и факторы его определяющие.



В экономической литературе обычно рассматривается следующие типы рыночных структур:

· Совершенная конкуренция

· Несовершенная конкуренция

Которая делится на:

Ø монополии

Ø монополистическая конкуренция

Ø олигополии

Под конкуренцией понимается соревнование экономических элементов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли.

1) Совершенная конкуренция

Характерные черты:

§ Атомизация рынка (на уровне спроса и предложения существует большое число экономических единиц и не одна из них не обладает на рынке достаточным размером, мощностью и влиянием на цены)

§ Однородность продукции (в пределах отрасли все фирмы поставляют идентичную и однородную продукцию)

§ Свободный доступ в сферу отрасли

§ Полная прозрачность рынка (т.е. все участники рынка располагают полной информацией о нем)

Совершенная конкуренция - это реальная модель рынка, которая на практике практически не существует.

2) Несовершенная конкуренция – рыночная ситуация, при которой продавец получает большую свободу в назначении рыночной цены и, следовательно, большую рыночную власть, чем при совершенной конкуренции, но не является единственным производителем на рынке конкурентного товара или услуги.

Монополии

Монополия –это исключительное право государства, предприятия, организации, продавца на осуществление какой – либо хозяйственной деятельности.

Монополии – это крупные хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над отраслью, рынками на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечение монопольной прибыли.

Главным признаком монопольного образования является: монопольное положение, которое выражается в виде рыночной власти.

Монопольное положение является желанным для каждого предприятия, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией.

Монополистическая конкуренция

Монополистическую конкуренцию можно определить, как особую рыночную структуру, при которой большее количество производителей предлагает на рынок схожую, но не однородную продукцию, имеющую отличие по качеству, дизайну и др.

Можно выделить следующие основные черты монополистической конкуренции:

1) Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара других фирм. (дифференцированный товар)

Дифференциация продукции возникает из-за различия в потребительских свойствах, качестве, рекламе, и т.д.)

Часто покупатель платит не только за качество, но и за торговую марку.

2) На рынке существуют относительно большое количество продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшое количество потребителей на рынке, то есть доля рыночного спроса от 1 до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ перед другими.

3) Продавцы на рынке не считаются с реакции своих соперников, когда выбирают какую установить цену или сколько производить.

4) На рынке есть условия для свободного входа и выхода из него. Свободно могут прийти новые фирмы, однако уже существующие фирмы имеют преимущества и новые фирмы будут испытывать трудности, так как завоевать репутацию новой торговой марке нелегко.

Монополистическая конкуренция получила свое большее распространение на рынке потребительских товаров.

Монопольное положение достигается не только посредством массового производства, но и через создание своей рыночной ниши, то есть своего круга потребителей.

Олигополия

Олигополия - рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует незначительное количество продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.

Товар реализуемый олигополистические фирмами может быть дифференцированным и стандартизированным.

Обычно на олигополистических рынках господствует от 2 до 10 фирм, на которых приходится половина и более общих продаж продуктов.

Олигополист руководствуется не только спросом, но и реакцией конкурентов.

В рамках отрасли существует взаимозависимость цены и объемов продаж, и эта взаимозависимость признается и остро ощущается олигополистами.

Прибыль фирмы обусловлено труднодоступностью выхода для конкурентов.

Степень доступности зависит от величины капиталовложений и контроля действующего производителя над технологиями.

Характерные черты олигополистических рынков:

1) Всего несколько фирм снабжает весь рынок.Продукт может быть к дифференцированным таки стандартизированном.

2) Фирмы отрасли обладают крупными рыночными долями, следовательно, некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.

3) Фирмы в отрасли создают свою взаимозависимость.

 

Олигополия способна оказывать влияние на развитие научно-технологического прогресса.

На рынке складывается ситуация, когда для всех сторон не выгодно привлекать к крупномасштабным изменениям, так как это может привести к снижению прибыли и неопределённости в том, кто сможет получить выгоду от этих изменений.

Количественные показатели структуры отраслевого рынка.

Существует большое количество показателей.

Основные:

1) Численность продавцов, действующих на данном отраслевом рынке.

2) Доли, занимаемые продавцами на данном отраслевом рынке.

3) Показатели рыночной концентрации.

Для определения типа рыночной структуры используется 7 основных показателей, в основе расчета которых лежит понятие доли предприятия на рынке:

1) Индекс концентрации

2) Индекс относительной концентрации

3) Индекс Херфиндаля-Хиршмана

4) Коэффициент энтропии

5) Коэффициент дисперсии логарифмов рыночных долей

6) Коэффициент Джинни

7) Индекс Холла-Тайдмана

 

Вопрос 5. Границы отраслевого рынка и подходы к их определению.

 

Выявление границ отраслевого рынка позволяет определить круг фирм производящих для него товары.

Принято различать следующие типы границ рынка:

· 1 тип - Продуктовые - для их установления имеет значение заменяемость продуктов в потреблении.

· 2 тип - Временные - значение имеет длительность периода потребления продукта и наличие барьеров входа.

· 3 тип - Локальные - здесь важна острота конкуренции и наличие барьеров входа на рынок на рынок.

Чтобы определить насколько полно охвачены исследования производителей, действующие на данном рынке необходимо рассчитывать 2 показателя.

· Первый показатель специализации - доля объема продаж товара в общем объеме реализации предприятий отрасли.

· Второй показатель охвата - доля объема продаж товара предприятий отрасли в общем объеме реализации данного товара.

 

Оба показателя должны быть высокими иначе круг предприятий определен неверно.

 

Вопрос 6. Классификация отраслевых рынков.

Многообразие рынков по степени развитости их структур напрямую зависит от уровня развития рыночного хозяйства.

Рынки можно классифицировать:

· По объекту купля-продажи:

Рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы.

· По типу конкуренции:

- Свободной конкуренции

- Несовершенной конкуренции

· По территориальному признаку:

- Местные

- Национальные

- Мировые

· По условиям функционирования отраслевой экономики:

- Открытые(свободный вход на них)

- Замкнутые(вход регулируются определенными механизмами)

В зависимости от механизма регулирование спроса и предложения.

Рынки делятся на:

1) Стихийные

2) Организованные

К организованным относятся рынки на которых действует механизм регулирования спроса и предложения (биржевая торговля, аукционы)

По степени локализации торговых сделок различают:

1) Глобальные

2) Региональные

3) Местные рынки

Отраслевые рынки по степени их зрелости делятся на:

1) Пионерные

2) Растущие

3) Зрелые

4) Затухающие

Применение той или иной классификации зависит от поставленной перед исследователем цели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.01 с.)