Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Предмет и методы экономики отраслевых рынков.

Поиск

Теория отраслевых рынков

Вопрос 1. Предмет и методы экономики отраслевых рынков.

Вопрос 2. Основные проблемы теории отраслевых рынков.

Вопрос 3. Рынок и его субъекты.

Вопрос 4. Структура рынка и факторы его определяющие.

Вопрос 5. Границы отраслевого рынка и подходы к их определению.

Вопрос 6. Классификация отраслевых рынков.

Вопрос 8. Классификация отраслевых рынков по уровню (характеру) входных барьеров

Вопрос 9. Виды нестратегических барьеров

Вопрос 10. Показатели оценки барьеров.

Вопрос 11. Концепции фирмы о признаках фирмы как рыночного субъекта.

Вопрос 12. Проблема выбора фирмами цели классификации фирм.

Вопрос 13. Целевое поведение фирм и рыночная концепция.

Вопрос 14. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках

Вопрос 15. Поведение фирмы на рынке. Стратегические барьеры. Усиление рыночной власти.

 

Вопрос 16. Источник, результат и оценочные показатели рыночной власти.

Вопрос 17. Целевые и нецелевые стратегии активных фирм.

Вопрос 18. Некооперативные стратегии поведения на олигополистическом рынке.

Вопрос 19. Кооперативные модели поведения олигополистов

Вопрос 20. Понятие и сущность монополии

Вопрос 21. Виды монополий

Вопрос 22. Типы монополистических объединений

Вопрос 23. Определение ценовой дискриминации.

Вопрос 24. Предпосылки возникновения и условия существования ценовой дискриминации.

Вопрос 25. Ценовая дискриминация первой степени.

Вопрос 26. Ценовая дискриминация второй степени.

Вопрос 27. Ценовая дискриминация третьей степени.

Вопрос 28. Стратегия расширения масштаба бизнеса и конкуренция.

Вопрос 29.Организационные формы ограничения конкуренции.

Вопрос 30. Вертикальная интеграция

Вопрос 31.Диверсификация производства и дифференциация продукта

Вопрос 32. Реклама, её виды и интенсивность.

Вопрос 33. Ценовая конкуренция и реклама.

Вопрос 34. Реклама и входные барьеры.

(Вопрос 34. Информация, как фактор воздействия на рыночную активность)

Теория отраслевых рынков

Вопрос 1. Предмет и методы экономики отраслевых рынков.

Современный период экономического развития характеризуется необходимостью дальнейшего развития теории рыночной экономики, исследования факторов экономического роста и развития. Однако это требует уточнения содержания некоторых различных понятий (терминов), которые, в сущности, относятся к одним и тем же объектам. Так, традиционно понятие организации отрасли рассматривается как синоним отраслевой экономики, теории отраслевой организации, теории организации промышленности, экономики отраслевых рынков. Основным объектом теории экономики отраслевых рынков выступает исследование механизма, приводящего производственную деятельность в возможно более полное соответствие со спросом на товары и услуги.

Известно, что любая экономическая система должна ответить на следующие фундаментальные вопросы:

− какие продукты и в каком количестве производить;

− каким образом использовать ограниченные ресурсы общества на производство каждого из продуктов;

− как конечные продукты должны быть распределены между различными членами общества.

На подобные вопросы должна ответить и теория отраслевых экономических рынков. Предмет теории экономики отраслевых рынков связан с рыночным подходом, в соответствии с которым потребители и производители действуют на основе ценовых сигналов, порожденных спросом и предложением. Впрочем, это не исключает того, что многие положения теории экономики отраслевых рынков могут относиться и к системе централизованно управляемых экономик.

Основное внимание теория экономики отраслевых рынков уделяет состоянию добывающих и обрабатывающих отраслей, которые создают материальную основу жизни общества в индустриально развитых экономических системах.

Основная теоретическая и практическая предпосылка развития экономической науки заключается в том, что рыночная экономика представляет собой не цель, а средство развития общества, поэтому задачей экономической науки является нахождение путей

минимизации текущих экономических и социальных издержек, поиски решений максимального использования имеющегося производственного потенциала, развитие человеческого капитала. Для этого необходимо формирование всей полноты многообразия социальных институтов, без которых рыночная экономика не способна эффективно функционировать.

В этом плане представляет особый интерес ряд исследований, выполненных в России и имеющих непосредственное отношение к теории экономики отраслевых рынков. К ним следует отнести:

– целостную концепцию государственного регулирования в условиях рыночной экономики;

– принципы двухступенчатости в потреблении актуальных общественных и индивидуальных благ (здравоохранение, коммунальные услуги). Во всех развитых странах мира такого ряда блага предоставляются до определенного уровня бесплатно или по низким ценам, и только после этого порога они являются обычными рыночными благами;

– интеграционную теорию предприятий, в соответствии с которой предприятие генерирует не только товары, но и взаимную ответственность и обязательства; разрушение этих потоков ведет к потере устойчивости экономических систем. Это, в частности, обусловливает необходимость замещения общепринятых критериев функционирования предприятий максимизации прибыли другими, более адекватными требованиям переходной экономики;

– институциональную теорию процессов трансформации собственности, подвергающую критике «закрепленные» историей традиции института частной собственности, которые используются политическими силами для дележа «государственного пирога»;

– исследование процессов отделения предпринимательских функций от имущественных прав (а иногда – им вопреки);

– институциональные и эволюционные теории инвестиционных ловушек и коррупции;

– теории технологических укладов, социально–экономической эволюции, научно–технического прогресса;

– экономико–математическое обоснование новой налогово–дотационной системы, обеспечивающей рост производства и возможности неинфляционного развития.

Специалисты по теории ЭОР должны владеть тремя группами методов для получения успешных результатов.

Во-первых, профессиональной подготовкой в области теории микроэкономики, обеспечивающей формулировку строгих связей в поведении хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, использованием современных статистических методов для получения данных о структуре и функционировании отрасли.

В-третьих, профессиональным знакомством с методами и результатами исторических исследований потока исторических событий, причинно-следственных связей различных всплесков, связанных с отклонениями, экономико-организационными нововведениями (налогообложение, таможенные режимы, льготы и т. д.)

Исследования проблем ЭОР относятся к сферам, затрагивающим практически каждого потребителя и налогоплательщика; эти исследования активизировались в конце 1970х г.г. и связаны со следующими обстоятельствами.

Во-первых, с изменениями в соотношении государственного регулирования и дерегулирования в пользу последнего, что имеет скептиков с обеих сторон.

Во-вторых, с осознанием того, что структура рынка существенно влияет на международную торговлю на основе использования сравнительных преимуществ.

В-третьих, с возрастающими сомнениями и скептицизмом по поводу способности промышленности Европы и Северной Америки адаптироваться и реагировать на изменяющиеся условия рынка и социальной среды.

В-четвертых, с нерешенными вопросами относительно характера связей между структурой рынка и параметрами его результативности и их использованием для развития антитрестовской политики.

Предметом анализа отраслевой организации рынков является взаимодействие субъектов на отраслевом рынке, а объектом является механизм приводящий производственную деятельность в гармоничное состояние и соответствие спроса на товары и услуги.

Анализ отраслевых рынков сопряжен с исследованием одного из аспектов товарной организации хозяйства.

Существует несколько концепций толкования природы товарной организации:

Наиболее распространённым является маркетинговый подход к исследованию товарной организации хозяйства. Согласно которому фирма, как субъект рынка, пытается выявить большое количество конкурентов на рынке, также определить конкурирующие товары.

Эти устремления побуждают фирму разработать стратегию поведения, формировать цели, исследование слабых и сильных сторон конкурентов, искать новые подходы организации бизнеса, а также предполагать вероятные угрозы бизнесу.

Другой институциональный подход к исследованию товаров организации хозяйства, предстает, как множество заключаемых и расторгаемых контрактов, исполнение которых обеспечивается соответствующими институтами и агентами рынка.

Этот подход позволил по-иному взглянуть на многие явления развив-ся товарной организации, в том числе на монопольные эффекты, а также поведение государства, как субъекта рынка.

Анализ отраслевых рынков предполагает исследование потенциала товарного хозяйствования с точки зрения динамики развития отраслевых структур концентрации производителей и потребителей, рассмотрение проблем глобализации экономики, а также исследование величины барьеров хода на отраслевой рынок.

Кроме того, анализ отраслевых рынков предполагает исследование стратегий поведения рыночных структур изучения практики появления конкурентной борьбы

Важность изучения отраслевых рынков определяется тем, что:

1. Исследование в этой области оказывает непосредственное влияние на определение и внедрение к государственной политики в экономику.

Также она выступает теоретическим фундаментом антимонопольной политики государства.

2. Многие аспекты данной дисциплины остаются недостаточно исследованы.

Вопрос 21. Виды монополий

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают следующие виды монополий:

1.Естественная монополия.

Она возникает вследствие объективных причин. Ею обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, земля и др.).Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени

удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности

технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция

невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение,

связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не

единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение па рынке.

2.Искусственная.

Означает сосредоточение в отдельных руках производства или рынка сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую форму. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Эти монополии возникали в одной какой-либо отрасли хозяйства. Появление избыточного капитала в одной отрасли и неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты).

Чаще всего монополии классифицируют на три основных: естественную, административную и экономическую.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Типы ценовой дискриминации

1. Типы ценовой дискриминации по доходу.

В зависимости от того, насколько полно реализуется каждое из вышеперечисленных условий и насколько удачно они сочетаются между собой, можно говорить о разных возможностях проведения дискриминационной политики как постоянной линии поведения фирмы. Наивысшая степень контроля над рынком при благоприятном стечении обстоятельств дает возможность назначения индивидуальных цен на каждую единицу товара для каждого покупателя в соответствии с индивидуальными кривыми спроса. Наиболее мягкая форма дискриминации связана с назначением разных цен для разных групп покупателей. Между этими полюсами находится множество промежуточных положений: установление различных цен на отдельные партии товара, индивидуальный подход к назначению цен только для отдельных групп покупателей и т.п. Принято различать следующие основные типы ценовой дискриминации. Причем, следует отметить тот факт, что в основе этого разделения лежит фактор дохода покупателей.

Ценовая дискриминация первой степени или, как ее часто называют, совершенная ценовая дискриминация связана с возможностью устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. Каждый покупатель платит за дополнительную единицу товара свою цену, равную индивидуальной цене спроса. Этот вид дискриминации предполагает как персональное, так и межличностное различие цен спроса.

Ценовая дискриминация второй степени или ценовая дискриминация по объему покупки (здесь повторюсь, что по объему покупки в зависимости от дохода покупателя). Совершенная ценовая дискриминация трудно осуществима, но тот факт, что индивидуальная цена спроса с увеличением объема убывает, позволяет продавцу извлечь выгоду из установления разных цен для разных объемов покупки. В этом случае, как очевидно, отсутствует межличностное различие цен спроса, так как каждый потребитель, покупающий одинаковые количество блага, уплачивает и одинаковую цену.

Ценовая дискриминация третьей степени или ценовая дискриминация на сегментированных рынках означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментах рынка). Предполагается, что эти категории могут быть легко идентифицированы (наличие студенческого билета, пенсионного удостоверения и т.п.). В таком случае имеет место лишь межличностное различие цен спроса, но отсутствует персональное. На практике такой подход осуществить гораздо легче, и в целом он преобладает.

Рассмотрим каждый из перечисленных типов ценовой дискриминации по доходу более подробно.

Теория отраслевых рынков

Вопрос 1. Предмет и методы экономики отраслевых рынков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.229 (0.012 с.)