Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Мировая экономика и её ресурсный потенциалСодержание книги Поиск на нашем сайте
Тема 1. Мировая экономика: предмет, теории, этапы развития. Типология стран Занятие 1. 1. Объект, предмет, структура мировой экономики. 2. Международное разделение труда как экономическая основа мировой экономики. 3. Место и роль России в международном разделении труда. Литература: [1, Т.1, Т. 8; 2, Гл.1, Гл. 2, Гл. 14, п. 14.1, 14.2.; 3, Гл. 1, п. 1.1-1.2, Гл. 4, п. 4.2; 4, Гл. 1, п. 1.1; 5, Гл. 1, 2, 19; 6, Гл. 1, Гл. 2; 12; 17, Гл. 1, п. 1.1, 1.4, 1.5, Гл. 2; 44, Т. 1, п. 1.1, 1.2, 1.7; 46; 52; 59; 60; 65; 70; 74; 75.] ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Вопросы к первому вопросу: 1. Назовите объект изучения мировой экономики? 2. Сформулируйте предмет мировой экономики как науки? 3. В чём состоят различия объекта и предмета мировой экономики? 4. Назовите основные черты предмета мировой экономики. Выделите основное качество мировой экономики. 5. Назовите субъекты мировой экономики и основные международные экономические отношения. 6. Что даёт изучение мировой экономики?
Ко второму вопросу: Что такое общественное разделение труда (ОРТ)? Что такое международное разделение труда (МРТ)? Какова взаимосвязь общественного разделения труда и международного разделения труда? Что такое международная специализация? Каковы факторы, определяющие международную специализацию? Приведите примеры классификаций международной специализации и охарактеризуйте одну из них. Что такое международная кооперация? Какие классификации международной кооперации Вы знаете? Дайте их характеристики. В чём состоят противоречия МРТ на современном этапе?
К третьему вопросу: 1. Охарактеризуйте место и роль Росси в МРТ в «доперестроечный» период. Назовите основные показатели участия России в МРТ в этот период. 2. Опираясь на исследования отечественных авторов, проанализируйте, как менялось место нашей страны в МРТ в период рыночных преобразований российской экономики. 3. Каковы оценки современных исследователей места и роли России в МРТ в сегодняшних условиях? 4. Каковы причины сырьевой направленности международной специализации России в МРТ? 5. Как оценивают специалисты последствия такой специализации России в МРТ? Каковы их предложения по поводу кардинального изменения будущего статуса нашей страны в МРТ? Доклад Социально-экономический статус России в международном разделении труда в современных условиях. Литература к докладу: [12; 13; 52; 60.] Занятие 2. 1. Теоретические концепции развития мировой экономики. 2. Основные этапы развития мировой экономики. 3. Типология и характеристика стран по уровню экономического и социального развития.
Литература: [1, Т. 5, п. 5.2; 3, Гл. 1, п. 1.4, Гл. 2, п. 2.1-2.5, Гл. 5, Гл. 18, 20, 26, 27, 29; 4, Гл. 2, п. 2.1-2.5, Гл. 3, 20, 24, 31; 11, 13; 17, Гл. 1, п. 1.4, 1.5, Гл. 2, 5; 27; 33; 38; 44, Т.1, п. 1.3-1.6; 79.] ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ К первому вопросу: 1. Назовите основания, по которым экономические теории развития мировой экономики принципиально отличаются? 2. Назовите и сформулируйте суть теорий, которые в качестве основной движущей силы выделяют один или несколько факторов производства (элементов производительных сил). 3. Какие экономические теории анализируют развитие мировой экономической системы с позиций её качественных (социально-экономических) изменений? 4. Сформулируйте аргументы в пользу (или отрицания) положения о том, что анализировать развитие мировой экономики необходимо не только с позиций изменения техники и технологии, но и с позиции изменений социально-экономических отношений.
Ко второму вопросу: 1. Почему в научной литературе представлены различные периодизации развития мировой экономики? 2. Назовите основные критерии периодизации мировой экономики? 3. Охарактеризуйте первый этап – возникновение мировой экономики (дорыночный, доиндустриальный, докапиталистический). 4. Назовите основные черты второго (рыночного, индустриального, капиталистического) этапа развития мировой экономики. Раскройте эти черты. 5. Выявите предпосылки формирования третьего этапа развития мировой экономики в «недрах» второго. 6. Сформулируйте основные характеристики третьего (пострыночного, постиндустриального, посткапиталистического) этапа развития мировой экономики. 7. В чём состоит основная историческая тенденция развития мировой экономики на современном этапе? 8. Попытайтесь выделить общие и специфические черты мировой экономики на различных этапах её развития.
К третьему вопросу: 1. Существуют различные типологии стран по уровню социально-экономического развития. Назовите общее и различия в критериях их выделения. 2. Чем объяснить использование различных критериев для построения разных классификаций стран по уровню развития? 3. Охарактеризуйте классификацию стран мира, представленную ООН (Организацией Объединённых Наций). 4. Назовите промышленно- развитые страны (по классификации ООН) и раскройте их общие характеристики. Назовите группу стран, обладающих экономическими и политическими преимуществами не только в названной группе, но и в мире в целом. 5. Охарактеризуйте группу развивающихся стран, а также классификации этих стран внутри группы. 6. Назовите страны, которые относятся к группе стран с переходной экономикой. Каковы их общие характеристики?
Доклад Неравномерность развития стран в оценках и прогнозах Литература: [33; 79.] Тема 2. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики (самостоятельно) 1. Природные ресурсы мира: а) основные проблемы потребления в мировом хозяйстве земельных, лесных, водных ресурсов. б) топливные и минерально-сырьевые ресурсы и их роль в развитии мировой экономики, последствия сложившегося уровня потребления.
2. Мировая динамика населения и проблемы «бионапряжённости» Земли. Трудовые и интеллектуальные ресурсы мировой экономики. 3. Производственная и отраслевая структура мирового хозяйства. Основные сдвиги в структуре современного мирового хозяйства и факторы, их обусловившие. 4. Современные отраслевые комплексы в мировом хозяйстве. Топливно-энергетический, агропромышленный комплекс, машиностроение и развитие наукоёмкого производства, характеристики транспорта и связи.
Литература: [3, Гл. 5, п. 5.2, 5.3, Гл. 10, 11, Гл. 13, п. 13.1-13.3, Гл. 14, 16; 4, Гл. 6, 8, 12, Гл. 13, п. 13.2-13.9; 5, Гл. 7, Гл. 8, п. 8.1-8.3, Гл. 9-13; 6, гл. 10; 16; 17, Гл. 6,7, 9, Гл. 10, п. 1-3; 28; 34; 35; 38; 44, Т. 2;45; 46; 57; 63.] ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ К первому вопросу: 1. Обоснуйте положение о том, что природные ресурсы выступают фактором экономического роста во всём мире. 2. Назовите и охарактеризуйте классификацию природных ресурсов. 3. С позиций запасов и их современного потребления дайте характеристику водным, лесным, земельным ресурсам, а также полезным ископаемым.
Ко второму вопросу: 1. В чём состоит основное противоречие человека и окружающего мира? Каковы пути его разрешения? 2. Что такое человеческие ресурсы? Каковы их классификации? 3. Охарактеризуйте динамику, уровень и качество человеческих ресурсов в современных условиях? 4. Что такое «бионапряжённость» Земли? Какие теоретические способы решения этой проблемы Вы знаете?
К третьему вопросу: 1. Что такое структура мирового хозяйства? 2. Что собой представляет отраслевая структура мирового хозяйства? 3. Как менялась и какими тенденциями характеризуется отраслевая структура мирового хозяйства в современных условиях? 4. Объясните причины структурных сдвигов, происходящих в современном мировом хозяйстве.
К четвёртому вопросу: 1. Назовите мировые хозяйственные комплексы, складывающиеся в мире и играющие определяющую роль в развитии современной мировой экономики. 2. Охарактеризуйте состояние и роль в мировой экономике агропромышленного, топливно-энергетического, машиностроительного, химического производственного комплекса, транспорта, связи и т.д.
Доклад Мировой продовольственный кризис. Литература: [16; 34; 35; 57] Контрольные тесты к 1 разделу: 1. Мировая экономика изучает: А) закономерности развития мирового хозяйства; Б) экономическое взаимодействие национальных экономик; В) теоретические основы функционирования предприятий; Г) религиозные течения в различных странах; Д) политические принципы урегулирования отношений между странами; Е) мировые интеграционные процессы.
2. Совокупность взаимодействующих национальных экономик всех стран мира и международных экономических отношений – это: А) мировое производство; Б) мировое хозяйство; В) мировой рынок; Г) интеграционное объединение.
3. Предмет мировой экономики не включает: А) международные экономические отношения; Б) закономерности развития мирового хозяйства; В) развитие международного разделения труда (МРТ); Г) финансовый менеджмент; Д) организацию оплаты труда на предприятии; Е) формирование ТНК. 4. Найдите соответствие между субъектами мирового хозяйства и конкретными формами их проявления: А) национальные предприятия; А) МВФ Б) международные экономические организации; Б) «Лукойл» В) транснациональные корпорации; В) автозавод «КАМАЗ» Г) экономические интеграционные объединения. Г) СНГ
5. Экономической основой развития мировой экономики выступает: А) различие в географическом положении разных стран; Б) политическая воля государств к объединению; В) МРТ; Г) стремление стран к укреплению безопасности мира; Д) стремление отдельных предприятий к получению большей прибыли.
6. Основными результатами международной кооперации считаются: А) повышение производительности труда; Б) укрепление дружбы между странами; В) увеличение выпуска производимых товаров; Г) получение безвозмездно лицензий и патентов; Д) углубление МРТ.
7. Основной мотив участия стран в международном разделении труда: А) получение доступа к новым технологиям; Б) передел сфер влияния между странами; В) получение экономических выгод; Г) доступ к источникам сырья и энергии.
8. Укажите основные формы международного разделения труда: А) общее; Г) единичное; Б) частное; Д) международная кооперация; В) международная специализация; Е) поузловое.
9. В мировом хозяйстве можно выделить следующие типы разделения труда: А) технологическое; Г) отраслевое; Ж) поузловое; Б) подетальное; Д) сырьевое; З) единичное. В) общее; Е) частичное;
10. Форма объединения труда на различных стадиях производства и реализации товаров и услуг называется: А) МРТ; Б) производительное сотрудничество; В) международная кооперация; Г) импортозамещение; Д) международная специализация.
11. Теорию стадий экономического роста разработал: А) Смит; Б) Ленин; В) Ростоу; Г) Арон; Д) Белл; Е) Гумилёв.
12. Дж. Гэлбрейт разработал теорию: А) стадий экономического роста; Б) единого индустриального общества; В) нового индустриального общества; Г) постиндустриального общества; Д) единой цивилизации.
13. Самый значительный вклад в разработку теории цивилизаций внёс: А) Тоффлер; Б) Вебер; В) Маркс; Г) Хантингтон; Д) Мальтус; Е) Ростоу.
14. С позиций К.Маркса главной причиной и движущей силой развития человеческого общества выступают: А) развитие всё новых видов энергии; Б) природно-климатические условия; В) пассионарии; Г) противоречия производительных сил и производственных отношений; Д) «волны перемен»; Е) религиозные факторы; Ж) существенные изменения в технике и технологии.
15. К чертам 2 (индустриального) этапа в развитии мировой экономики следует отнести: А) неэкономический тип взаимодействий между людьми; Б) преодоление рыночных отношений и частной собственности; В) функционирование над и межнационального регулирования мировой экономики; Г) рыночные отношения и отношения частной капиталистической собственности принимают на себя всеобщий характер.
16. Какие характеристики относятся к 3 (постиндустриальному) этапу в развитии мировой экономики: А) рыночные отношения носят случайный, эпизодический характер; Б) складываются тенденции нарастания процессов общественного присвоения; В) сложилась тенденция социализации; Г) рыночные отношения превращаются в нерыночные; Д) доминирует неэкономический тип принуждения человека к труду.
17. Установите соответствие следующих характеристик и основных этапов развития мировой экономики: А) рыночные отношения носят случайный, эпизодический характер; А) индустриальный этап; Б) сложилась тенденция социализации; Б) доиндустриальный В) рыночные отношения и частная В) постиндустриальный собственность носят всеобщий характер.
18. Основные черты, присущие современному хозяйству: А) переход к постиндустриальной модели развития; Б) возникла социально-ориентированная модель рыночной экономики; В) рыночная экономика приобрела универсальный характер; В) усиление взаимозависимости стран и регионов; Г) увеличился разрыв между центром и периферией мирового хозяйства; Д) развивающиеся страны догоняют развитые по уровню экономического развития.
19. Главными ресурсами в постиндустриальном обществе считаются: А) природные ресурсы; Б) капитал; В) информация и знания; Г) экономическая свобода; Д) трудовые ресурсы. 20. Количество наименее развитых стран (НРС) (по списку ООН): А) 76; Б) 24; В) 137; Г) 48; Д) 15. 21. Общими чертами большинства развивающихся стран являются: А) глубокая социально-экономическая отсталость; В) высокие темпы роста населения; Г) специализация в МРТ преимущественно на производстве электроэнергии; Д) довольно развитые рыночные отношения; Е) сильная зависимость от притока ресурсов извне.
22. Доля развивающихся стран в мировом ВВП: А) увеличивается; Б) уменьшается; В) остаётся на прежнем уровне.
23. Страны ОПЕК экспортируют в основном: А) природный газ; Б) нефть; В) электронику; Г) драгоценные металлы.
24. Наименее развитые страны преимущественно расположены в: А) Латинской Америке; Б) Южной Азии; В) Тропической Африке; Г) Восточной Европе.
25. Одной из актуальных проблем слаборазвитых стран является: А) старение рабочей силы; Б) низкая рождаемость; В) дефицит рабочей силы; Г) низкая квалификация рабочей силы.
26. Доля стран с переходной экономикой в мировом ВВП составляет: А) менее 5%; Б) более 20%; В) около 50%; Г) около 10%.
27. Отметить группы стран в мировой экономике в соответствии с классификацией ООН: А) развитые страны с рыночной экономикой; Б) социалистические страны; В) развивающиеся страны и территории; Г) страны с командно-административной системой; Д) страны с централизованной плановой экономикой; Е) новые индустриальные страны (НИС).
28. Отметить страны, входящие в «большую семёрку»: А) Аргентина; Е) Великобритания; Л) Нидерланды; Б) Афганистан; Ж) Италия; М) Япония; В) Франция; З) Россия; Н) Китай; Г) Германия; И) США; О) Канада; Д) Австрия; К) Испания; П) Казахстан.
29. Отметить страны, входящие в группу НИС: А) Бразилия; Д) Гонконг; И) Уругвай Б) Аргентина; Е) Нигерия К) Парагвай; В) Китай; Ж) Сингапур; Л) Франция; Г) Индия; З) Тайвань; М) Россия.
30. Странами с переходной экономикой считаются: А) ПРС; Б) НИС; В) страны ОПЕК; Г) страны СНГ.
31. Отметить ряд стран, которые по списку ООН относятся к наибеднейшим странам мира: А) Афганистан; З) Гвинея; П) Нигер; Б) Пакистан; И) Малайзия; Р) Того; В) Индия; К) Мали; С) Эфиопия; Г) Бангладеш; Л) Мозамбик; Т) Венесуэла; Д) Непал; М) ЮАР; У) Руанда; Е) Кот-д`Ивуар; Н) Гонконг; Ф) Чад; Ж) Гаити; О) Бразилия; Х) Чили.
32. Численность населения Земли составляет: А) 3 млрд. человек; Б) более 6 млрд. человек; В) 5 млрд. человек; Г) 9 млрд. человек; Д) свыше 10 млрд. человек.
33. Продолжительная тенденция «старения» населения характерна для: А) развивающихся стран; Б) промышленно-развитых стран; В) стран с переходной экономикой; Г) России.
34. Население развивающихся стран преимущественно проживает в: А) Азии; Б) Латинской Америке; В) Африке; Г) Европе; Д) Северной Америке. 35. Профессиональная структура населения отражает: А) политическую активность страны на международной арене; Б) степень развития общества в целом; В) половозрастной состав; Г) достигнутую структуру экономики страны; Д) уровень безработицы в стране.
36. Характерные тенденции распределения ЭАН в промышленно развитых странах: А) Рост ЭАН в сельском хозяйстве; Б) уменьшение и стабилизация ЭАН в сельском хозяйстве; В) рост занятых в промышленности и строительстве; Г) рост занятых в сфере услуг. 37. Характерные тенденции распределения ЭАН в странах с переходной экономикой: А) стабильно высокий уровень занятых в сельском хозяйстве; Б) рост занятых в сфере услуг; В) рост занятых в промышленности и строительстве; Г) уменьшение занятых в промышленности и строительстве.
38. Характерными чертами понятия «Демографическая зрелость» считаются: А) снижающаяся смертность; Б) низкая смертность; В) высокая рождаемость; Г) снижающаяся рождаемость; Д) низкая рождаемость.
39. Характерными чертами понятия «Демографический кризис» считаются: А) высокая рождаемость; Б) высокая смертность; В) депопуляция; Г) смертность превышает рождаемость.
40. Выделите страны и регионы мира, где наблюдаются высокие темпы роста населения: А) Европа; Б) страны Юго-Восточной Азии; В) Бангладеш; Г) Израиль; Д) Индия; Е) Россия.
41. Определите соответствие между странами (регионами мира) и характерными тенденциями: А) «Демографической зрелости»; А) страны ЮВА; Б) «Демографического кризиса»; Б) Германия; В) «Демографического взрыва». В) Россия.
42. Отметьте наиболее обеспеченные топливно-энергетическими полезными ископаемыми страны мира: А) США; Г) Россия; Ж) Мозамбик; Б) Гондурас; Д) Саудовская Аравия; З) Уганда; В) Япония; Е) Чад; И) Китай.
43. Основными экспортёрами нефти в конце ХХ столетия являются (помимо России): А) Великобритания; Ж) Ирак; Н) Индонезия; Б) Мексика; З) Ливия; О) Танзания; В) Эфиопия; И) Нигерия; П) США; Г) Норвегия; К) Венесуэла; Р) Германия; Д) Саудовская Аравия; Л) ОАЭ; С) Япония; Е) Иран; М) Мозамбик; Т) Конго.
44. Основные импортёры нефти: А) Россия; Б) США; В) Япония; Г) Китай; Д) страны ЕС; Е) Канада; Ж) Мексика.
45. Земельными ресурсами в наибольшей степени обеспечены: А) Япония; Б) страны Северной Африки; В) страны западной Европы; Г) Россия, США, Китай.
46. Отметить страны, которые имеют практически все известные полезные ископаемые: А) США; Д) Россия; Б) Монголия; Е) Великобритания; В) Китай; Ж) Канада; Г) Мексика; З) Польша.
47. Примерное количество (в процентах от мировых) запасов минеральных ресурсов, которыми обладает Россия: А) 10%; Б) более 20%; В) 15%;
48. Отметьте наиболее распространённое полезное ископаемое: А) уголь; Б) нефть; В) железная руда; Г) песок; Д) газ.
49. Ко вторичным отраслям относят: А) сельское хозяйство; Б) электроэнергетика; В) сфера услуг; Г) образование; Д) строительство; Е) торговля.
50. Отметьте основные структурные сдвиги в мировом хозяйстве в современных условиях: А) в общей структуре мирового хозяйства возрастает удельный вес добывающих отраслей; Б) заметно увеличивается значение третичного сектора в мировой экономике; В) заметно снижается роль обрабатывающих отраслей; Г) сфера услуг занимает всё большую долю в структуре мирового хозяйства.
51. К сфере «высоких технологий» относятся: А) нанотехнологии; Б) информационные технологии; В) биотехнологии; Г) технология непрерывной разливки стали.
52. Количественные характеристики научно-технического потенциала стран мирового хозяйства: А) система организации управления НИОКР; Б) наличие научно-исследовательских кадров; В) материально-техническое обеспечение НИОКР; Г) основные направления научных исследований; Д) обеспеченность научно-технической информацией.
53. Качественные характеристики научно-технического потенциала стран мирового хозяйства: А) система организации управления НИОКР; Б) наличие научно-иследовательских кадров; В) материально-техническое обеспечение НИОКР; Г) основные направления научных исследований; Д) обеспеченность научно-технической информацией.
54. Научно-технологические зоны (технопарки) способствуют: А) увеличению количества оборудования на производстве; Б) ускорению НТП; В) ускорению торгового оборота; Г) сокращению инфляции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.139 (0.009 с.) |