Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Мировая экономика и её ресурсный потенциал

Поиск

Тема 1. Мировая экономика: предмет, теории, этапы развития. Типология стран

Занятие 1.

1. Объект, предмет, структура мировой экономики.

2. Международное разделение труда как экономическая основа мировой экономики.

3. Место и роль России в международном разделении труда.

Литература: [1, Т.1, Т. 8; 2, Гл.1, Гл. 2, Гл. 14, п. 14.1, 14.2.; 3, Гл. 1, п. 1.1-1.2, Гл. 4, п. 4.2; 4, Гл. 1, п. 1.1; 5, Гл. 1, 2, 19; 6, Гл. 1, Гл. 2; 12; 17, Гл. 1, п. 1.1, 1.4, 1.5, Гл. 2; 44, Т. 1, п. 1.1, 1.2, 1.7; 46; 52; 59; 60; 65; 70; 74; 75.]

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

Вопросы к первому вопросу:

1. Назовите объект изучения мировой экономики?

2. Сформулируйте предмет мировой экономики как науки?

3. В чём состоят различия объекта и предмета мировой экономики?

4. Назовите основные черты предмета мировой экономики. Выделите основное качество мировой экономики.

5. Назовите субъекты мировой экономики и основные международные экономические отношения.

6. Что даёт изучение мировой экономики?

 

Ко второму вопросу:

Что такое общественное разделение труда (ОРТ)?

Что такое международное разделение труда (МРТ)?

Какова взаимосвязь общественного разделения труда и международного разделения труда?

Что такое международная специализация?

Каковы факторы, определяющие международную специализацию?

Приведите примеры классификаций международной специализации и охарактеризуйте одну из них.

Что такое международная кооперация?

Какие классификации международной кооперации Вы знаете? Дайте их характеристики.

В чём состоят противоречия МРТ на современном этапе?

 

К третьему вопросу:

1. Охарактеризуйте место и роль Росси в МРТ в «доперестроечный» период.

Назовите основные показатели участия России в МРТ в этот период.

2. Опираясь на исследования отечественных авторов, проанализируйте, как менялось место нашей страны в МРТ в период рыночных преобразований российской экономики.

3. Каковы оценки современных исследователей места и роли России в МРТ в сегодняшних условиях?

4. Каковы причины сырьевой направленности международной специализации России в МРТ?

5. Как оценивают специалисты последствия такой специализации России в МРТ? Каковы их предложения по поводу кардинального изменения будущего статуса нашей страны в МРТ?

Доклад

Социально-экономический статус России в международном разделении труда в современных условиях.

Литература к докладу: [12; 13; 52; 60.]

Занятие 2.

1. Теоретические концепции развития мировой экономики.

2. Основные этапы развития мировой экономики.

3. Типология и характеристика стран по уровню экономического и социального развития.

 

Литература: [1, Т. 5, п. 5.2; 3, Гл. 1, п. 1.4, Гл. 2, п. 2.1-2.5, Гл. 5, Гл. 18, 20, 26, 27, 29; 4, Гл. 2, п. 2.1-2.5, Гл. 3, 20, 24, 31; 11, 13; 17, Гл. 1, п. 1.4, 1.5, Гл. 2, 5; 27; 33; 38; 44, Т.1, п. 1.3-1.6; 79.]

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

К первому вопросу:

1. Назовите основания, по которым экономические теории развития мировой экономики принципиально отличаются?

2. Назовите и сформулируйте суть теорий, которые в качестве основной движущей силы выделяют один или несколько факторов производства (элементов производительных сил).

3. Какие экономические теории анализируют развитие мировой экономической системы с позиций её качественных (социально-экономических) изменений?

4. Сформулируйте аргументы в пользу (или отрицания) положения о том, что анализировать развитие мировой экономики необходимо не только с позиций изменения техники и технологии, но и с позиции изменений социально-экономических отношений.

 

Ко второму вопросу:

1. Почему в научной литературе представлены различные периодизации развития мировой экономики?

2. Назовите основные критерии периодизации мировой экономики?

3. Охарактеризуйте первый этап – возникновение мировой экономики (дорыночный, доиндустриальный, докапиталистический).

4. Назовите основные черты второго (рыночного, индустриального, капиталистического) этапа развития мировой экономики. Раскройте эти черты.

5. Выявите предпосылки формирования третьего этапа развития мировой экономики в «недрах» второго.

6. Сформулируйте основные характеристики третьего (пострыночного, постиндустриального, посткапиталистического) этапа развития мировой экономики.

7. В чём состоит основная историческая тенденция развития мировой экономики на современном этапе?

8. Попытайтесь выделить общие и специфические черты мировой экономики на различных этапах её развития.

 

К третьему вопросу:

1. Существуют различные типологии стран по уровню социально-экономического развития. Назовите общее и различия в критериях их выделения.

2. Чем объяснить использование различных критериев для построения разных классификаций стран по уровню развития?

3. Охарактеризуйте классификацию стран мира, представленную ООН (Организацией Объединённых Наций).

4. Назовите промышленно- развитые страны (по классификации ООН) и раскройте их общие характеристики. Назовите группу стран, обладающих экономическими и политическими преимуществами не только в названной группе, но и в мире в целом.

5. Охарактеризуйте группу развивающихся стран, а также классификации этих стран внутри группы.

6. Назовите страны, которые относятся к группе стран с переходной

экономикой. Каковы их общие характеристики?

 

Доклад

Неравномерность развития стран в оценках и прогнозах

Литература: [33; 79.]

Тема 2. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики

(самостоятельно)

1. Природные ресурсы мира: а) основные проблемы потребления в мировом хозяйстве земельных, лесных, водных ресурсов.

б) топливные и минерально-сырьевые ресурсы и их роль в развитии мировой экономики, последствия сложившегося уровня потребления.

 

2. Мировая динамика населения и проблемы «бионапряжённости» Земли. Трудовые и интеллектуальные ресурсы мировой экономики.

3. Производственная и отраслевая структура мирового хозяйства. Основные сдвиги в структуре современного мирового хозяйства и факторы, их обусловившие.

4. Современные отраслевые комплексы в мировом хозяйстве. Топливно-энергетический, агропромышленный комплекс, машиностроение и развитие наукоёмкого производства, характеристики транспорта и связи.

 

Литература: [3, Гл. 5, п. 5.2, 5.3, Гл. 10, 11, Гл. 13, п. 13.1-13.3, Гл. 14, 16; 4, Гл. 6, 8, 12, Гл. 13, п. 13.2-13.9; 5, Гл. 7, Гл. 8, п. 8.1-8.3, Гл. 9-13; 6, гл. 10; 16; 17, Гл. 6,7, 9, Гл. 10, п. 1-3; 28; 34; 35; 38; 44, Т. 2;45; 46; 57; 63.]

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

К первому вопросу:

1. Обоснуйте положение о том, что природные ресурсы выступают фактором экономического роста во всём мире.

2. Назовите и охарактеризуйте классификацию природных ресурсов.

3. С позиций запасов и их современного потребления дайте характеристику водным, лесным, земельным ресурсам, а также полезным ископаемым.

 

Ко второму вопросу:

1. В чём состоит основное противоречие человека и окружающего мира? Каковы пути его разрешения?

2. Что такое человеческие ресурсы? Каковы их классификации?

3. Охарактеризуйте динамику, уровень и качество человеческих ресурсов в современных условиях?

4. Что такое «бионапряжённость» Земли? Какие теоретические способы решения этой проблемы Вы знаете?

 

К третьему вопросу:

1. Что такое структура мирового хозяйства?

2. Что собой представляет отраслевая структура мирового хозяйства?

3. Как менялась и какими тенденциями характеризуется отраслевая структура мирового хозяйства в современных условиях?

4. Объясните причины структурных сдвигов, происходящих в современном мировом хозяйстве.

 

К четвёртому вопросу:

1. Назовите мировые хозяйственные комплексы, складывающиеся в мире и играющие определяющую роль в развитии современной мировой

экономики.

2. Охарактеризуйте состояние и роль в мировой экономике агропромышленного, топливно-энергетического, машиностроительного, химического производственного комплекса, транспорта, связи и т.д.

 

Доклад

Мировой продовольственный кризис.

Литература: [16; 34; 35; 57]

Контрольные тесты к 1 разделу:

1. Мировая экономика изучает:

А) закономерности развития мирового хозяйства;

Б) экономическое взаимодействие национальных экономик;

В) теоретические основы функционирования предприятий;

Г) религиозные течения в различных странах;

Д) политические принципы урегулирования отношений между странами;

Е) мировые интеграционные процессы.

 

2. Совокупность взаимодействующих национальных экономик всех стран мира и международных экономических отношений – это:

А) мировое производство;

Б) мировое хозяйство;

В) мировой рынок;

Г) интеграционное объединение.

 

3. Предмет мировой экономики не включает:

А) международные экономические отношения;

Б) закономерности развития мирового хозяйства;

В) развитие международного разделения труда (МРТ);

Г) финансовый менеджмент;

Д) организацию оплаты труда на предприятии;

Е) формирование ТНК.

4. Найдите соответствие между субъектами мирового хозяйства и конкретными формами их проявления:

А) национальные предприятия; А) МВФ

Б) международные экономические организации; Б) «Лукойл»

В) транснациональные корпорации; В) автозавод

«КАМАЗ»

Г) экономические интеграционные объединения. Г) СНГ

 

5. Экономической основой развития мировой экономики выступает:

А) различие в географическом положении разных стран;

Б) политическая воля государств к объединению;

В) МРТ;

Г) стремление стран к укреплению безопасности мира;

Д) стремление отдельных предприятий к получению большей прибыли.

 

6. Основными результатами международной кооперации считаются:

А) повышение производительности труда;

Б) укрепление дружбы между странами;

В) увеличение выпуска производимых товаров;

Г) получение безвозмездно лицензий и патентов;

Д) углубление МРТ.

 

7. Основной мотив участия стран в международном разделении труда:

А) получение доступа к новым технологиям;

Б) передел сфер влияния между странами;

В) получение экономических выгод;

Г) доступ к источникам сырья и энергии.

 

8. Укажите основные формы международного разделения труда:

А) общее; Г) единичное;

Б) частное; Д) международная кооперация;

В) международная специализация; Е) поузловое.

 

9. В мировом хозяйстве можно выделить следующие типы разделения труда:

А) технологическое; Г) отраслевое; Ж) поузловое;

Б) подетальное; Д) сырьевое; З) единичное.

В) общее; Е) частичное;

 

10. Форма объединения труда на различных стадиях производства и реализации товаров и услуг называется:

А) МРТ;

Б) производительное сотрудничество;

В) международная кооперация;

Г) импортозамещение;

Д) международная специализация.

 

11. Теорию стадий экономического роста разработал:

А) Смит;

Б) Ленин;

В) Ростоу;

Г) Арон;

Д) Белл;

Е) Гумилёв.

 

12. Дж. Гэлбрейт разработал теорию:

А) стадий экономического роста;

Б) единого индустриального общества;

В) нового индустриального общества;

Г) постиндустриального общества;

Д) единой цивилизации.

 

13. Самый значительный вклад в разработку теории цивилизаций внёс:

А) Тоффлер;

Б) Вебер;

В) Маркс;

Г) Хантингтон;

Д) Мальтус;

Е) Ростоу.

 

14. С позиций К.Маркса главной причиной и движущей силой развития человеческого общества выступают:

А) развитие всё новых видов энергии;

Б) природно-климатические условия;

В) пассионарии;

Г) противоречия производительных сил и производственных отношений;

Д) «волны перемен»;

Е) религиозные факторы;

Ж) существенные изменения в технике и технологии.

 

15. К чертам 2 (индустриального) этапа в развитии мировой экономики следует отнести:

А) неэкономический тип взаимодействий между людьми;

Б) преодоление рыночных отношений и частной собственности;

В) функционирование над и межнационального регулирования мировой экономики;

Г) рыночные отношения и отношения частной капиталистической собственности принимают на себя всеобщий характер.

 

16. Какие характеристики относятся к 3 (постиндустриальному) этапу в развитии мировой экономики:

А) рыночные отношения носят случайный, эпизодический характер;

Б) складываются тенденции нарастания процессов общественного присвоения;

В) сложилась тенденция социализации;

Г) рыночные отношения превращаются в нерыночные;

Д) доминирует неэкономический тип принуждения человека к труду.

 

17. Установите соответствие следующих характеристик и основных этапов развития мировой экономики:

А) рыночные отношения носят случайный,

эпизодический характер; А) индустриальный этап;

Б) сложилась тенденция социализации; Б) доиндустриальный

В) рыночные отношения и частная В) постиндустриальный

собственность носят всеобщий характер.

 

18. Основные черты, присущие современному хозяйству:

А) переход к постиндустриальной модели развития;

Б) возникла социально-ориентированная модель рыночной экономики;

В) рыночная экономика приобрела универсальный характер;

В) усиление взаимозависимости стран и регионов;

Г) увеличился разрыв между центром и периферией мирового хозяйства;

Д) развивающиеся страны догоняют развитые по уровню экономического развития.

 

19. Главными ресурсами в постиндустриальном обществе считаются:

А) природные ресурсы;

Б) капитал;

В) информация и знания;

Г) экономическая свобода;

Д) трудовые ресурсы.

20. Количество наименее развитых стран (НРС) (по списку ООН):

А) 76;

Б) 24;

В) 137;

Г) 48;

Д) 15.

21. Общими чертами большинства развивающихся стран являются:

А) глубокая социально-экономическая отсталость;
Б) влияние традиционных институтов в обществе;

В) высокие темпы роста населения;

Г) специализация в МРТ преимущественно на производстве электроэнергии;

Д) довольно развитые рыночные отношения;

Е) сильная зависимость от притока ресурсов извне.

 

22. Доля развивающихся стран в мировом ВВП:

А) увеличивается;

Б) уменьшается;

В) остаётся на прежнем уровне.

 

23. Страны ОПЕК экспортируют в основном:

А) природный газ;

Б) нефть;

В) электронику;

Г) драгоценные металлы.

 

24. Наименее развитые страны преимущественно расположены в:

А) Латинской Америке;

Б) Южной Азии;

В) Тропической Африке;

Г) Восточной Европе.

 

25. Одной из актуальных проблем слаборазвитых стран является:

А) старение рабочей силы;

Б) низкая рождаемость;

В) дефицит рабочей силы;

Г) низкая квалификация рабочей силы.

 

26. Доля стран с переходной экономикой в мировом ВВП составляет:

А) менее 5%;

Б) более 20%;

В) около 50%;

Г) около 10%.

 

27. Отметить группы стран в мировой экономике в соответствии с классификацией ООН:

А) развитые страны с рыночной экономикой;

Б) социалистические страны;

В) развивающиеся страны и территории;

Г) страны с командно-административной системой;

Д) страны с централизованной плановой экономикой;

Е) новые индустриальные страны (НИС).

 

28. Отметить страны, входящие в «большую семёрку»:

А) Аргентина; Е) Великобритания; Л) Нидерланды;

Б) Афганистан; Ж) Италия; М) Япония;

В) Франция; З) Россия; Н) Китай;

Г) Германия; И) США; О) Канада;

Д) Австрия; К) Испания; П) Казахстан.

 

29. Отметить страны, входящие в группу НИС:

А) Бразилия; Д) Гонконг; И) Уругвай

Б) Аргентина; Е) Нигерия К) Парагвай;

В) Китай; Ж) Сингапур; Л) Франция;

Г) Индия; З) Тайвань; М) Россия.

 

30. Странами с переходной экономикой считаются:

А) ПРС;

Б) НИС;

В) страны ОПЕК;

Г) страны СНГ.

 

31. Отметить ряд стран, которые по списку ООН относятся к наибеднейшим странам мира:

А) Афганистан; З) Гвинея; П) Нигер;

Б) Пакистан; И) Малайзия; Р) Того;

В) Индия; К) Мали; С) Эфиопия;

Г) Бангладеш; Л) Мозамбик; Т) Венесуэла;

Д) Непал; М) ЮАР; У) Руанда;

Е) Кот-д`Ивуар; Н) Гонконг; Ф) Чад;

Ж) Гаити; О) Бразилия; Х) Чили.

 

32. Численность населения Земли составляет:

А) 3 млрд. человек;

Б) более 6 млрд. человек;

В) 5 млрд. человек;

Г) 9 млрд. человек;

Д) свыше 10 млрд. человек.

 

33. Продолжительная тенденция «старения» населения характерна для:

А) развивающихся стран;

Б) промышленно-развитых стран;

В) стран с переходной экономикой;

Г) России.

 

34. Население развивающихся стран преимущественно проживает в:

А) Азии;

Б) Латинской Америке;

В) Африке;

Г) Европе;

Д) Северной Америке.

35. Профессиональная структура населения отражает:

А) политическую активность страны на международной арене;

Б) степень развития общества в целом;

В) половозрастной состав;

Г) достигнутую структуру экономики страны;

Д) уровень безработицы в стране.

 

36. Характерные тенденции распределения ЭАН в промышленно развитых странах:

А) Рост ЭАН в сельском хозяйстве;

Б) уменьшение и стабилизация ЭАН в сельском хозяйстве;

В) рост занятых в промышленности и строительстве;

Г) рост занятых в сфере услуг.

37. Характерные тенденции распределения ЭАН в странах с переходной экономикой:

А) стабильно высокий уровень занятых в сельском хозяйстве;

Б) рост занятых в сфере услуг;

В) рост занятых в промышленности и строительстве;

Г) уменьшение занятых в промышленности и строительстве.

 

38. Характерными чертами понятия «Демографическая зрелость» считаются:

А) снижающаяся смертность;

Б) низкая смертность;

В) высокая рождаемость;

Г) снижающаяся рождаемость;

Д) низкая рождаемость.

 

39. Характерными чертами понятия «Демографический кризис» считаются:

А) высокая рождаемость;

Б) высокая смертность;

В) депопуляция;

Г) смертность превышает рождаемость.

 

40. Выделите страны и регионы мира, где наблюдаются высокие темпы роста населения:

А) Европа;

Б) страны Юго-Восточной Азии;

В) Бангладеш;

Г) Израиль;

Д) Индия;

Е) Россия.

 

41. Определите соответствие между странами (регионами мира) и характерными тенденциями:

А) «Демографической зрелости»; А) страны ЮВА;

Б) «Демографического кризиса»; Б) Германия;

В) «Демографического взрыва». В) Россия.

 

42. Отметьте наиболее обеспеченные топливно-энергетическими полезными ископаемыми страны мира:

А) США; Г) Россия; Ж) Мозамбик;

Б) Гондурас; Д) Саудовская Аравия; З) Уганда;

В) Япония; Е) Чад; И) Китай.

 

43. Основными экспортёрами нефти в конце ХХ столетия являются (помимо России):

А) Великобритания; Ж) Ирак; Н) Индонезия;

Б) Мексика; З) Ливия; О) Танзания;

В) Эфиопия; И) Нигерия; П) США;

Г) Норвегия; К) Венесуэла; Р) Германия;

Д) Саудовская Аравия; Л) ОАЭ; С) Япония;

Е) Иран; М) Мозамбик; Т) Конго.

 

44. Основные импортёры нефти:

А) Россия;

Б) США;

В) Япония;

Г) Китай;

Д) страны ЕС;

Е) Канада;

Ж) Мексика.

 

45. Земельными ресурсами в наибольшей степени обеспечены:

А) Япония;

Б) страны Северной Африки;

В) страны западной Европы;

Г) Россия, США, Китай.

 

46. Отметить страны, которые имеют практически все известные полезные ископаемые:

А) США; Д) Россия;

Б) Монголия; Е) Великобритания;

В) Китай; Ж) Канада;

Г) Мексика; З) Польша.

 

47. Примерное количество (в процентах от мировых) запасов минеральных ресурсов, которыми обладает Россия:

А) 10%;

Б) более 20%;

В) 15%;
Г) 5%.

 

48. Отметьте наиболее распространённое полезное ископаемое:

А) уголь;

Б) нефть;

В) железная руда;

Г) песок;

Д) газ.

 

49. Ко вторичным отраслям относят:

А) сельское хозяйство;

Б) электроэнергетика;

В) сфера услуг;

Г) образование;

Д) строительство;

Е) торговля.

 

50. Отметьте основные структурные сдвиги в мировом хозяйстве в современных условиях:

А) в общей структуре мирового хозяйства возрастает удельный вес добывающих отраслей;

Б) заметно увеличивается значение третичного сектора в мировой экономике;

В) заметно снижается роль обрабатывающих отраслей;

Г) сфера услуг занимает всё большую долю в структуре мирового хозяйства.

 

51. К сфере «высоких технологий» относятся:

А) нанотехнологии;

Б) информационные технологии;

В) биотехнологии;

Г) технология непрерывной разливки стали.

 

52. Количественные характеристики научно-технического потенциала стран мирового хозяйства:

А) система организации управления НИОКР;

Б) наличие научно-исследовательских кадров;

В) материально-техническое обеспечение НИОКР;

Г) основные направления научных исследований;

Д) обеспеченность научно-технической информацией.

 

53. Качественные характеристики научно-технического потенциала стран мирового хозяйства:

А) система организации управления НИОКР;

Б) наличие научно-иследовательских кадров;

В) материально-техническое обеспечение НИОКР;

Г) основные направления научных исследований;

Д) обеспеченность научно-технической информацией.

 

54. Научно-технологические зоны (технопарки) способствуют:

А) увеличению количества оборудования на производстве;

Б) ускорению НТП;

В) ускорению торгового оборота;

Г) сокращению инфляции.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.139 (0.009 с.)