Рынок чистой монополии. Оптимальный объём выпуска. Особенность предложения монополиста.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок чистой монополии. Оптимальный объём выпуска. Особенность предложения монополиста.



Рынок чистой монополии - рынок одного производителя-продавца.

Признаки ЧМ:

1. Один продавец и множество покупателей

2. Товар недифференцирован (необходимости рекламировать, специфицировать товар нет, т. к. покупают только у монополиста)

3. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают

4. чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении

5. кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса;

6. чистая монополия закрыта от входа в отрасль других фирм, т.е. ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

Причины, почему один продавец:

1) законодательство, правовая воля государства

2) обладание правом на использование научно-технического достижения

3) обладание особо важным ресурсом

4) недобросовестная конкуренция, вытесняющая те предприятия, которые экономически могли бы существовать

5) наличие в отрасли весьма значительного эффекта от масштаба производства. Особенно важно в случае с естественной монополией. Этот барьер означает преимущество в издержках производства у очень крупных фирм, что дает при необходимости возможность понижать цену до уровня, который и будет барьером для входа в отрасль других фирм с более высокими средними издержками. Таким образом возникает естественная монополия. Естественная монополия – это фирма, способная обеспечить рыночный спрос на какой-либо товар с минимальными средними издержками в долговременном периоде.

Устойчивость монополии из-за существенного эффекта от масштаба производства.

Особенность спроса на монопольном рынке – индивидуальный спрос есть отраслевой.

Спрос менее эластичен при монополии, чем при ЧК. Поэтому монополисту выгоднее повышать цену на неэластичном участке, а понижать на эластичном

1) Когда спрос эластичен, то снижение цены вызывает рост TR . При этом MR > 0.

2) Когда спрос неэластичен, снижение цены вызывает сокращение TR , при этом MR < 0.

3) Когда коэффициент эластичности равен единице, то TR достигает максимума, а MR = 0.

В ценовой политике рационально мыслящий монополист будет избегать неэластичные участки. Он будет выпускать такое количество продукции, чтобы спрос на нее был эластичен. Пределы изменения цены и объемы продаж ограничены ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

Фирма-монополист, как и любая фирма, имеют цель – максимизация прибыли. Она наращивает объем выпуска до тех пор, пока не случится, что MC = MR . Проследим это графически.

Объем выпуска, максимизирующий прибыль монополиста, определяется точкой пересечения кривых MR и MC . После того, как найден оптимум Q m , фирма использует кривую спроса для нахождения монопольной цены P m . Таким образом, условие равновесия монопольной фирмы:MC=MR<P

Какую же прибыль получит монополист?

Для определения монопольной прибыли необходимо знать соотношение цены и средних издержек производства.

1) Pm >ATC. В этом случае фирма получает прибыль, равную (равна площади заштрихованного прямоугольника).

2) ATC< P <AVC. Кривая D лежит ниже кривой совокупных издержек (ATC) при любых значениях Q, и выше кривой AVCпри определенном выпуске. В этом случае чистый монополист несет экономические убытки и, минимизируя их, продолжает производство.

3) ATC = P . Цена полностью покрывает экономические издержки, и экономическая прибыль равна нулю.

Монополия лишена кривой предложения, т.к. сама назначает цену, а не принимает ее как данность. Решение об объеме выпуска неотделимо от кривой спроса, с которой сталкивается монопольная фирма.

Особенность предложения монополиста: Кривой предложения у монополии нет, кривая предельных издержек не определяет предложения монопольной фирмы в краткосрочном периоде, а ее долгосрочное предложение значение не связано с минимальными средними издержками. При изменении спроса в зависимости от его эластичности монополия может отреагировать как увеличением объема продаж, так и повышением цены.

У чистой монополии нет кривой предложения. Причина состоит в том, что отношение между ценой и предлагаемым объёмом продукции может быть различным. Цена и предлагаемые объём зависят от расположенной кривой спроса и, следовательно, от расположенной кривой предельного дохода. Как и конкурентная фирма, монополия уравнивает предельный доход с предельными издержками, но для монополии предельный доход меньше цены. Поскольку монополия не уравнивает предельные издержки с ценой, вполне возможно, что различные условия спроса приведут к различным максимизирующим прибыль ценам для того же объёма выпуска. Вывод: не существует единственной уникальной цены, связанной с объёмом произведённой продукции, и поэтому у чистой монополии нет кривой предложения.

6. Правило (формула) ценообразования монополиста. Монопольная власть и её измерение.

Если в условиях совершенной конкуренции выбирает только объем производства, то монополист может не только определять объем производства, но иназначать цену.

Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р = MR, то на монополизированном рынке Р > MR. Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки.

В общем виде мы можем записать: 1) когда спрос эластичен,

снижение цены ведет к росту совокупной выручки; 2) когда спрос

неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки

(см. рис. 7—4). Поэтому рационально мыслящий монополист

старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

В условиях совершенной конкуренции установление равновесной цены может быть изображено следующим образом (см. рис. 7—5)

В точке Е достигается равновесный объем производства Qe и равновесная цена Р. Площадь 0BEQe соответствует величине издержек производителей, Р BE — составляет прибыль производителей,

а АРеЕ — потребительский излишек. Равновесие в конкурентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной

предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают

свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов

продаж.

 

При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и

она может быть изображена следующим образом (рис. 7—6):

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке

Е, где Рс = МС. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся

к монопольной цене Рт и количеству продукции Qm. Поскольку

монопольная цена превышает предельные издержки (Рт > МС), то величина

излишка потребителей и излишка производителей меняются.

Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых

убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого

груза монополии.

Pm =

Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.

Степень монопольной власти может быть различна. Чистый монополист обладает полной монопольной властью, т.к. является единственным поставщиком уникальной продукции.

Но чистая монополия редка, т.к. большинство товаров имеет близкие заменители. В то же время большинство фирм в той или иной степени управляют ценой, т.е. имеют некоторую монопольную власть. Если на рынке действует одна монопольная фирма, говорят об относительной монопольной власти.

Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы.

Итак, фирма, обладающая монопольной властью, назначает цену больше предельных издержек и получает дополнительную прибыль, называемую монопольной прибылью. Монопольная прибыль является формой реализации монопольной власти.

Степень монопольной власти, как это ни странно, можно измерять. Используются следующие показатели монопольной власти:

1. Показатель монопольной власти Лернера:

Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. Lпринимает значения между 0 и 1. Для совершенной конкуренции этот показатель равен 0, т.к. P = MC . Чем больше L , тем больше монопольная власть фирмы. Нужно заметить, что монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, т.к. величина прибыли характеризуется соотношением P и ATC .

2. Если мы умножим числитель и знаменатель показателя Лернера на Q , то получим формулу для вычисления индекса монопольной власти: (показывает долю экономической прибыли в структуре цены, подозреваемого в монопольной власти), или . Таким образом, высокие прибыли в долгосрочном периоде также рассматриваются как признак монопольной власти.

3. Степень концентрации рынка, или индекс Херфиндаля - Хиршмана:

где Pi – это процентная доля на рынке каждой фирмы, или удельный вес фирмы в рыночном предложении отрасли, n – количество фирм в отрасли. Чем больше удельный вес фирмы в отрасли, тем больше возможность для возникновения монополии. Если в отрасли только одна фирма, то n =1, Pi =100%, тогда H = 10.000. 10.000 – это максимальное значение показателя концентрации рынка. Если H < 1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н? ≥ 1800, то отрасль считается высокомонополизированной. Нужно иметь в виду, что данный показатель не дает полной картины, если не учитывать удельный вес импортируемых товаров.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.016 с.)