Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок монополистической конкуренции в коротком и долгосрочном периодах.

Поиск

Монополистическая конкуренция – типы рынка продавцов, конкурирующих между собой посредством дифференциации продукта

Признаки:

· дифференцированный продукт, чтобы покупатель ориентировался только на данную фирму
дифференцировать продукт – сформировать мнение у покупателей об исключительных свойствах по сравнению с другими товарами. С помощью рекламы
реклама – формирует мнение о товаре, но в тоже время дезинформирует покупателя. Затратна.

· Хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен.

· Неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочу и др.

· Легкое вступление в отрасль. Некоторые ограничения есть – патенты, лицензии, марки

· Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик.

Кривая спроса D принимает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем пи ЧК, но более эластична, чем у ЧМ. Степень эластичности зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта.

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях МК производится меньше продукта. Если при совершенной конкуренции производится Qc по цене Pc, то у словиях МК- Qm по цене Pm.

В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются

другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

В краткосрочном периоде каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна чистой монополии. Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства MC = MR, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему (P*).

Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены и ATC. Если цена больше средних издержек, то фирма получает экономическую прибыль. Если же цена меньше средних издержек, то это означает, что перед фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. В этом случае при принятии решения, производить или нет, фирма должна сравнивать цену продукции (Ро) со средними переменными издержками (AVC0). Однако в условиях монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.

 

В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.

Графически долгосрочное равновесие выглядит так. Точка А – точка долгосрочного равновесия, где p = 0 (p - прибыль).

Кривая «D» - касательная к LAC. Фирмы получают только нормальную прибыль.

2в краткосрочном периоде

 

3в долгосрочном периоде

 

Модель дуополии А. Курно.

Статический анализ взаимоотношения двух фирм в условиях дуополии был предложен в 1838 г. французским экономистом Антуаном Опостьеном Курно (1801— 1877). Курно исходил из следующих предпосылок. Обе фирмы (А и Б) производят однородный товар. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют "с завязанными

глазами"). При этом возможны различные варианты.

Пересечение кривых реагирования этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.

Допустим, одна из фирм (например, Б) принимает решение о приостановке производства. Тогда рыночный спрос полностью обеспечивается выпуском фирмы А Ее кривая спроса полностью совпадает с кривой рыночного спроса D^O) (рис. 8—2). При выборе максимизирующего прибыль объема производства фирма А решит* производить 120 единиц товара, так как именно при этих условиях сравняются предельный доход MRj(O) и предельные издержки МС. Если теперь фирма Б будет производить 40 единиц, то фирма А отреагирует на это сдвигом кривой спроса до положения D (40), а ее производство сократится до 40 (именно в этом случае MR,(40) = МС,). Соответственно, когда фирма Б производит 60 единиц, фирма А уменьшает свой выпуск до 20 единиц, а когда фирма Б расширит производство до 120 единиц, фирма А вообще остановит свое производство. Отмечая на графике (рис. 8—3), как меняется выпуск фирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой Б, мы получаем кривую реакции фирмы А — QA(QJ' Аналогичный анализ можно осуществить и в отношении фирмы Б, получив в результате еще одну кривую реакции — QB(QA). Пересечение кривых реагирования этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.

Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополисты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменится, если дуополисты договорятся друг с другом и будут коллективно намечать объем производства. Рассмотрим этот случай, предполагая

идентичность обеих фирм и линейную кривую спроса (рис. 8—4). Равновесие Курно достигается, когда Qj = Q2 = 40, а суммарный выпуск составляет 80 единиц. Если фирмы договорятся максимизировать совокупную прибыль, чтобы затем разделить ее пополам, то

множество возможных решений этой задачи будет ложиться на контрактную кривую. При этом суммарный выпуск Q + Q2 = 60. Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем производства выше, чем при дуополистическом сговоре (40 > 30), но ниже, чем он был бы при конкурентном равновесии (40 < 60).

 

12. Олигополия: понятие, причины и условия образования, роль в современной экономической экономике.

Олигополия – рынок ограниченного числа продавцов.

Причины возникновения олигополии (барьеры):

I. Экономия на масштабе производства (эффект масштаба). Крупные инвестиции доступны далеко не для всех фирм, поэтому создаются фирмы-гиганты.

II. Патентная монополия

III. Контроль над редкими источниками сырья

IV. Запредельно высокие расходы на рекламу

Признаки:

· Обозримое для участников количество продавцов. Это значит, что покупатели на рынке олигополии являются ценополучателями, поведение отдельного индивида не влияет на рыночные цены. С другой стороны, сами олигополисты являются ценоискателями, поведение каждого из них оказывает ощутимое влияние на цены, которые могут получить за свою продукцию соперники.

2 вида:
- жёсткая олигополия (до 10 фирм)
- размытая олигополия (несколько десятков)

· Наличие непосредственных взаимозависимостей между продавцами, т. е. действие одного сказывается на других. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

· Высокие барьеры для вступления в отрасль

· Товар как дифференцированный, так и стандартизированный

 

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Оли-гопольными отраслями промышленности в США являются автомобильная промышленность, производство стали, алюминия, нефтехимикатов, электрооборудования и компьютеров.

Большая доля в выпуске продукции обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

Сложно выйти, так как окупаются в длительном периоде.

То, что олигополист выигрывает как продавец, он проигрывает, как покупатель.

Поведение олигополистов:

· Модель «ломанной кривой спроса»

· Картельное соглашение

· Лидерство в ценах

Наиболее преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. В современной экономике выявились различные точки зрения на экономические последствия олигополии и её эффективность. Традиционная точка зрения полагает, что, поскольку олигополия близка по структуре к монополии, следует ожидать, что она действует приблизительно аналогичным способом. Предполагается, что олигополия с характерными для неё барьерами для вступления в отрасль других фирм приводит к ограничению выпуска раньше, чем достигаются наименьшие издержки на единицу продукции и соответствующая рыночная цена. Это приносит значительные, если не максимальные экономические прибыли. Неофициальное тайное соглашение между олигополистами может дать в результате цены и объёмы производства, подобные тем, к которым приводит чистая монополия, хотя при этом сохранится внешняя видимость конкуренции нескольких независимых фирм. Поэтому олигополия является фактически менее желательной, чем чистая монополия по той простой причине, что чистая монополия подвергается более жесткому государственному регулированию в целях уменьшения злоупотребления рыночной властью.

С другой точки зрения олигополисты необходимы для достижения быстрых темпов НТП, так как научно-исследовательская деятельность дорогостоящая. так же предполагается, что с течением времени олигополистические отрасли будут способствовать быстрому улучшению качества продукта, снижению издержек производства, установлению более низких цен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.128 (0.006 с.)