Показатели эффективности функционирования предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели эффективности функционирования предприятия.



Общий показатель: Эффективность производства = результат производства / затраты

Рентабельность производства: R = (Р – С) · Q / КАВ· 100%, где

R – рентабельность производства; Р – цена единицы продукции; С – себестоимость единицы продукции; Q – объем продукции; КАВ – авансированный капитал.

Рентабельность производства показывает, насколько результативно используется капитал предприятия (основные и оборотные фонды).

Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат.

R продукции = Прибыль / себестоимость х 100%

 

Показатели эффективности использования факторов производства.

1. Рабочая сила. Эффективность использования рабочей силы характеризуется следующими показателями:

Производительность труда= объем производства / затраты живого труда

Трудоемкость производства ( обратный показатель) = Затраты живого труда / объем производства.

Эффективное использование определяется ростом производительности труда или снижением трудоемкости производства.

2. Средства производства. Эффективность использования средств производства характеризуется:

Фондоотдача = объем производства / среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Фондоемкость (обратный показатель) = среднегодовая стоимость основных производственных фондов / объем производства.

Эффективное использование определяется ростом фондоотдачи или снижением фондоемкости.

3. Предметы труда. Эффективность использования предметов труда характеризуется:

Материалоотдача = объем производства / затраты топлива, сырья, энергии, материалов и др. ресурсов.

Материалоемкость (обратный показатель).

Эффективность использования определяется ростом материалоотдачи и снижением материалоемкости.

 

Контрольные вопросы.

1. Что такое производственный цикл предприятия? Охарактеризуйте стадии производственного цикла.

2. Что такое производственные фонды предприятия? На какие группы они делятся?

3. Что означает понятие «износ основных фондов»?

4. Определите экономические и бухгалтерские издержки производства. Что входит в издержки упущенных возможностей?

5. Покажите на примерах, в чем различие между явными и неявными издержками. Каковы явные и неявные издержки учебы в институте?

6. Обсудите концепцию вмененных издержек, обращая внимание на причину, сущность, роль в экономическом анализе и выработке стратегии развития фирмы.

7. Постоянные и переменные издержки производства, в чем смысл такого деления? Перечислите постоянные и переменные издержки, связанные с эксплуатацией собственного автомобиля. Понесете ли вы какие-либо неявные издержки? Поясните.

8. Средние и предельные издержки. Почему необходимо использовать в экономическом анализе предельные издержки?

9. Раскройте содержание закона убывающей производительности.

10. Общий и предельный доход. Для чего нужно сопоставлять предельный доход с предельными издержками?

11. В чем разница между экономической и бухгалтерской прибылью?

12. Назовите условие максимизации прибыли.

13. Какие показатели эффективности функционирования предприятия вы знаете? С какой целью они используются.

 

Тема 5: Теория полезности.

 

Полезность и ее измерение.

 

Теоретической предпосылкой современной теории ценообразования является субъективно-психологическая теория полезности (предельной полезности), которая возникла в середине XIX века и разрабатывалась многими известными экономистами разных стран мира. Они предположили, что потребитель способен оценивать потребляемые им товары с точки зрения величины полезности, приносимой этими товарами, причем целью потребления является максимизация полезности. Полезность – это не объективное свойство товаров, а субъективное отношение людей к товарам. Или, другими словами, полезность – это способность блага удовлетворять потребности; удовлетворение или удовольствие, получаемое потребителем от потребления блага (или от потребления набора благ).

Полезность одного и того блага для разных людей различна. Даже полезность одинаковых порций одного и того же товара для потребителя может быть различной. Это утверждение можно записать следующим образом:

U = f (Q)

U - полезность, получаемая потребителем от потребления некоторого количества блага. Q – количество потребляемых единиц блага в некоторых единицах (штуках, метрах, килограммах и т.п.); отдельное благо; набор благ; конкретное живое существо; свойство блага и, наконец, время.

 

1.1. Функция полезности и ее свойства.

 

U(Q) – функция полезности, - есть уровень удовлетворения или удовольствия, получаемого потребителем от потребления блага или набора благ.

Свойства функции полезности:

1. Значения функции полезности – субъективны. Например, одуванчик приводит ребенка в восторг, вегетарианец признает его полезность в виде салата, а фермер старательно уничтожает, как агрессивный сорняк.

2. Значения функции полезности – случайные величины, определенные на множестве потребителей. Т.е., невозможно точно предсказать степень удовлетворения, которую получит новый потребитель при потреблении блага. Случайная природа значений функции полезности обуславливается наличием огромного числа факторов, которые влияют на ее значения. Это и генетически заложенные биологические особенности человека как личности, и историческое прошлое, и жизненный опыт, и темперамент, другие черты характера.

3. Функция полезности – многомерна. Т.е. большинство благ удовлетворяют одновременно целый комплекс потребностей. Например, подаренная роза – прекрасна, источает нежный аромат, радует как знак внимания и т.п.

4. Свойство аддитивности. Т.е. если, мы потребляем различные блага из некоторого множества {Qi}, полезность потребления всех его элементов может быть равна сумме полезностей отдельных элементов:

U({Qi}) = Σi U (Qi)

1.2. Виды благ.

Герман Госсен в работе «Развитие законов общественного обмена и вытекающих от сюда правил общественной торговли» (1854 г.) умозрительно выдвинул гипотезу «постепенного насыщения потребностей», согласно которой с увеличением количества потребляемого блага его полезность выпукло возрастает. Блага, для которых эта гипотеза верна, называются классическими благами (см. рис.).

U

 

 

Q

Под обычными благами понимаются блага, для которых верна гипотеза оптимального количества: «Для большинства делимых благ конечного потребления, удовлетворяющих преимущественно одну потребность, зависимость полезности от количества блага (кривая полезности) имеет форму колокола (см. рис.).

U

 
 

 


Q

Q opt

 

Под антиблагами понимаются объекты или процессы, приносящие неудовольствие. Такие блага характеризуются кривой отрицательной полезности.Относительно кривой отрицательной полезности выдвинута следующая гипотеза: «Для большинства антиблаг существует предел переносимости (QП)». Например, слишком горькое или соленое. Данная гипотеза распространяется и на труд, приносящий неудовольствие, если под количеством антиблага понимать интенсивность трудового процесса (см. рис.).

 

U

QП

Q

 

 

Еще один характерный вид кривой полезности изображен на следующем рисунке.

 

U

 

Q

Qmax

 

Подобная зависимость получается, если проанализировать, например, предпочтения коллекционера марок. Пока коллекция не велика, ее полезность также не большая. Но, когда коллекция почти полна, ценность любой недостающей марки стремительно растет. Благо соответствующее такой зависимости называется аномальным.

 

2. Теория предельной полезности.

 

Теория субъективной полезности опирается на следующие основные предположения:

1. Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение (полезность), используя свой ограниченный доход.

2. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного блага (ее называют предельной полезностью), меньше полезности предыдущей единицы блага.

Таким образом, предельная полезность – полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага.

Эти предположения находят отражение в законе убывающей предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности гласит, что по мере того, как вы потребляете все новые единицы одного и того же блага, растет общая полезность, получаемая вами, но при этом она возрастает все более медленными темпами вследствие того, что предельная полезность данного товара имеет тенденцию к сокращению.

Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки потребителем единицы блага, когда возрастает количество приобретенных единиц этого блага. Каждая последующая партия блага удовлетворяет все менее насущную потребность людей, поэтому ее оценка все меньше.

 

Кривые безразличия.

 

При анализе общей полезности совокупности двух или более благ используется метод графического представления системы предпочтений (функции полезности) потребителя с помощью кривых безразличия и карт безразличия.

Кривой безразличия называется геометрическое место точек, которые показывают все комбинации из двух благ, оцениваемые субъектом как одинаково полезные.

У этого метода имеется один весьма существенный недостаток: он ограничивает исследователя двумерным пространством. Однако, основные выводы полученные для двух товарного случая, могут быть распространены и на случай с большим числом товаров.

Пусть потребитель сталкивается только с двумя товарами Х и Y. Тогда любая из возможных комбинаций товаров может быть представлена в виде точки на графике (см. рис.), где по оси абсцисс откладывается количество единиц товара Х, а по оси ординат – количество единиц товара Y.

 

Количество единиц товара Y

 


Y1

 

Y2

Y3

 

Количество единиц товара Х

Х1 Х2 Х3

 

Соединив все точки, характеризующие наборы товаров, имеющие некоторый определенный уровень полезности (для потребителя безразлично, какой из этих наборов выбирать), получим линию равной полезности, называемую кривой безразличия. Проделав эту операцию со всеми возможными наборами товаров, имеющими какой-либо иной уровень полезности, получим карту безразличия – множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности данного потребителя. Таким образом, карта безразличия есть графическое изображение шкалы предпочтений потребителя (см. рис.).

 

Y

 

i2

I

i1

Х

 

Причем, все точки, лежащие выше кривой безразличия I, характеризуют наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезности, чем лежащие на этой кривой безразличия, а точки, лежащие ниже данной кривой безразличия – наборы, имеющие низкий уровень полезности.

 

Предельная норма замещения.

 

Предельная норма замещения (MRS) – отражает то соотношение, в котором потребитель желает обменивать товар Y на товар Х, точнее говоря, MRS показывает, какое количество единиц товара Y потребитель согласен отдать, чтобы получить одну дополнительную единицу товара Х.

Предельная норма замещения вычисляется с помощью следующих выражений:

 

Предельная Наклон Количество приобретенного товара Х Предельная полезность товара Y

н о р м а = кривой = -------------------------------------------------- = ------------------------------------------

замещения безразличия Количество утраченного товара Y Предельная полезность товара Х

 

Так как, предельная полезность каждого товара положительна (в противном случае рост его потребления приводил бы к падению «общего удовлетворения», получаемого потребителем и такой товар не стали бы покупать), кривые безразличия должны иметь отрицательный наклон. Возможно четыре случая (четыре формы кривых безразличия) (см. рис.).

 

Y Y Y Y

 

I II III IV

 

Х Х Х Х

 

I. Товары Х и Y – «нормальные». Убывающая предельная норма замещения товара Х на товар Y – и наоборот: чем больше товара Х, тем меньше потребитель согласен заменять им товар Y.

II. Полностью взаимозаменяемые товары. Постоянная норма замещения (два товара могут рассматриваться как один товар) – потребитель всегда согласен на замену товара Y товаром Х в одинаковой пропорции. Например, два сорта аспирина для потребителя, не видящего разницы между этими сортами.

III. Жестко взаимодополняемые товары. Норма замещения равна нулю. Товар Х обычно бывает полезен только в комплекте с товаром Y (Х не используется без Y). Например, правый и левый ботинок.

IV. Товары Х и Y – «некачественные». Возрастающая предельная норма замещения. Чем больше товара Х, тем больше потребитель согласен заменять им товар Y.

 

Контрольные вопросы.

1. Охарактеризуйте понятие «полезность блага».

2. Приведите примеры различных видов благ.

3. Что такое предельная полезность? Чем предельная полезность отличается от полезности вообще?

4. Поясните утверждения: «Ничто не является более полезным, чем вода, но на нее едва ли можно хоть что-нибудь купить или получить какую-нибудь вещь в обмен. Бриллиант же, наоборот, едва ли имеет какую-то ценность с точки зрения его непосредственного употребления; однако огромное количество других товаров часто может быть получено в обмен на него». (А. Смит).

5. Какую информацию несет в себе кривая безразличия? Почему совокупная полезность увеличивается в случае перехода потребителя на кривую безразличия, расположенную дальше от начала координат?

6. Что характеризует предельная норма замещения?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.054 с.)