ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6: Поведение потребителя.



Гипотеза рационального поведения.

 

Важнейшая гипотеза о поведении субъекта, гипотеза рационального поведения, формулируется так: «Целью деятельности субъекта, его выбора, его поступков является максимизация совокупной субъективной полезности – удовольствия и удовлетворения, получаемого как от самого действия, так и от его результатов».

Гипотеза предполагает:

1) субъект способен сопоставлять полезность различных благ, различных количеств одного и того же блага;

2) субъект способен сравнивать уровень удовлетворения различных потребностей.

Кроме рационального поведения существуют иррациональные, необъяснимые поступки, совершаемые интуитивно, бессознательно, инстинктивно. Мы будем считать, что поведение субъектов рационально.

 

Бюджетная линия.

 

Помимо максимизации субъективной полезности, существует еще один фактор, определяющий поведение человека на рынке – ограничение его финансовых возможностей или бюджета. В предыдущей теме описана система предпочтений потребителя, представленная в виде кривых безразличия. Рассмотрим теперь множество всех доступных потребителю товарных наборов.

Правило бюджетного ограничения: «Потребитель может купить любой набор товаров, удовлетворяющий лишь одному требованию: общие расходы на данный набор не превышают суммы денег, находящейся в распоряжении потребителя». Это правило можно записать следующим образом: потребитель может приобрести любой набор товаров Х=(х12,…,хn), удовлетворяющий следующему условию:

Р1х1 + Р2х2 + … + Рnхn ≤ М, (1)

Где х12, …,хn – количество единиц товаров 1,2,…,n, приобретаемых потребителем; Р12,…,Рn – цены этих товаров; М – располагаемый доход потребителя.

Выражение (1) называется бюджетным ограничением потребителя. Так как, графические методы анализа заставляют нас рассматривать случай (см. предыдущую тему), когда потребительский выбор ограничен двумя товарами (назовем их товар Х и Y). Тогда бюджетное ограничение имеет вид:

Рх х + Рy y ≤ М. (2)

Для того чтобы представить множество товарных наборов, удовлетворяющих ограничению (2) в графическом пространстве товаров, необходимо, отобразить в пространстве товаров границу этого множества, то есть линию:

Рх х + Рy y = М. (3)

Линия, описываемая уравнением (3) называется бюджетной линией.

Бюджетная линия – это геометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход М при данных ценах товаров Рх и Рy.

Преобразуем уравнение (3) в уравнение:

М Рх

у = ------ – ------- х (4)

Ру Ру

Уравнение (4) представляет собой уравнение прямой линии (типа у = а х + b),где М/Ру– свободный член, а (- Рх / Ру) – коэффициент при переменной х. Бюджетная линия, соответственно, представляет собой прямую линию АВ (см. рис.).

 

Y

 

А

уа= М / Ру

 

ус ● С

 

В

О Х

хс хв = М / Рх

Координаты точек А и В (точки пересечения бюджетной линии с осями координат) характеризуют максимальные количества товаров Х и Y, которые может приобрести потребитель, истратив весь свой доход только на товар Х и на товар Y. Любой другой находящийся на бюджетной линии набор товаров С = (хс, ус) имеет для потребителя точно такую же стоимость М, что и наборы А = (0, М / Ру) и В = (М / Рх, 0). А множество всех доступных данному потребителю наборов товаров лежит внутри треугольника ОАВ.

Свойство бюджетной линии:

Бюджетная линия имеет отрицательный наклон, т.к. наборы товаров, находящиеся на бюджетной линии, имеют одинаковую стоимость, увеличение объема закупок одного товара возможно лишь за счет сокращения потребления другого товара. Наклон бюджетной линии характеризуется величиной (- Рх / Ру), т.е. соотношению цен товаров, взятому с противоположенным знаком.

 

2.1. Влияние изменения дохода на положение бюджетной линии.

 

Пусть первоначально доход потребителя составлял М1. Тогда бюджетная линия описывается уравнением:

М1 Рх

у = ------ – ------- х (5)

Ру Ру

Предположим теперь, что доход потребителя увеличился с М1 до М2, а цены товаров остались неизменными. Тогда уравнение новой бюджетной линии имеет вид:

М2 Рх

у = ------ – ------- х (6)

Ру Ру

Так как, не изменился коэффициент при переменной х в уравнении (6) , то не изменился и наклон бюджетной линии, который определяется соотношением цен. Но изменились координаты пересечения бюджетной линии с осями координат: новая бюджетная линия пересекает ось Оу в точке С с ординатой ус = М2 / Ру, а ось Ох – в точке D с абсциссой хD2х. Таким образом, увеличение дохода при неизменных ценах приводит к параллельному сдвигу бюджетной линии вверх (а снижение дохода, соответственно, к параллельному сдвигу бюджетной линии вниз) (см. рис.).

 

Y

yс2у С

 

 

yА1y А

 

 

В D

о Х

хВ1х хD2х

 

2.2. Влияние изменения цен товаров на положение бюджетной линии.

 

Предположим, что меняется цена только одного товара Х (например, уменьшается с Рх до Рх1) в то время, как цена товара Y и доход остаются неизменными. Тогда новое бюджетное ограничение примет вид:

 

 

М Рх1

у = ------ – ------- х (7)

Ру Ру

В этом случае коэффициент при переменной х изменится с (- Рх / Ру) на (- Рх1 / Ру), а следовательно, изменится и наклон бюджетной линии. Неизменной останется точка пересечения бюджетной линии с осью Оу – точка А (см. рис.).

Y

А

уА=М/Ру

 

 

О В К Х

хВ=М/Рх хк=М/Рх1

 

Иными словами, поскольку цена товара Х уменьшилась, потребитель может теперь, израсходовав весь свой доход на товар Х, купить большее количество единиц этого товара. Таким образом, уменьшение цены товара Х приводит к повороту бюджетной линии против часовой стрелки вокруг точки пересечения бюджетной линии с осью Оу (а увеличение цены товара Х – к аналогичному повороту по часовой стрелке).

Оптимум потребителя.

 

Если, множество доступных потребителю товарных наборов может быть представлено графически с помощью бюджетной линии. А система его предпочтений может быть представлена в графическом пространстве товаров в виде карты безразличия данного потребителя. То, изобразив карту безразличия и бюджетную линию на одном графике, можно определить какой набор товаров, выберет потребитель при данных бюджетном ограничении и карте безразличия (см. рис.).

 

Y

А

С ●

 

Е ●

і3

● i2

D i1

О Х

В

Так как, потребитель стремится максимизировать получаемую им полезность, то выбирает наиболее предпочтительный для себя набор товаров из множества доступных ему наборов. А наиболее предпочтительный для него набор соответствует комбинации Е – точке пересечения бюджетной линии с наиболее высокой из пересекающих ее кривых безразличия i2. На рисунке видно, что в других точках бюджетная линия АВ пересекается с кривой безразличия i1, лежащей ниже кривой i2, то есть, полезность соответствующих этим точкам комбинаций товаров меньше, чем полезность комбинации Е.

Итак, другими словами, если некоторая кривая безразличия пересекает бюджетную линию в двух точках, то все точки бюджетной линии между ними будут более предпочтительны для потребителя. И лишь в том, и только в том случае, если кривая безразличия имеет одну и только одну общую точку с бюджетной линией (точка Е на рис.), эта точка соответствует наиболее предпочтительному для потребителя набору товаров из всего множества доступных этому потребителю наборов. Точка Е называется точкой потребительского оптимума или точкой равновесия данного потребителя.

 

Равновесием потребителя – называется ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше на покупку другого.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.008 с.)