ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных ситуаций.



2.1. Совершенная конкуренция.

 

Совершенная конкуренция свойственна классической модели рынка, когда фирмы не оказывают влияния на рынок своей продукции.

Основные признаки совершенной конкуренции:

1. Очень большое число предприятий продавцов. (Например, рынок сельскохозяйственной продукции; фондовая биржа; рынок иностранных валют.)

2. Стандартизованная продукция. При данной цене потребителю безразлично, у кого покупать продукт – все они аналоги. Вследствие стандартизации отсутствует основание для неценовой конкуренции.

3. Продавец не может осуществлять контроль над ценами. Так как, каждая фирма не может установить рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней.

4. Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы свободно покидать отрасль. Не существует каких-либо препятствий (технологических, финансовых и др.), которые могли бы помешать возникновению новых фирм.

2.2. Несовершенная конкуренция.

 

Термин несовершенная конкуренция характеризует рынки, на которых продавцы имеют больше свободы в назначении цен, чем при совершенной конкуренции.

 

2.2.1. Чистая монополия.

Чистая монополия – рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара или услуги, контролируя всю или большую часть производства. (Частный случай – монопсония, т.е. монополия покупателя.)

 

Характерные черты чистой монополии:

1. Единственный продавец. Чистая монополия – это отрасль, как правило, состоящая из одной фирмы.

2. Продукт монополии уникален, ему нет заменителей. Для покупателей нет альтернатив. Для продавцов нет острой необходимости заниматься рекламой.

3. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. она контролирует все предложения. То есть, может вызвать изменение цены, манипулируя количеством предложенного продукта.

4. Вступление в отрасль в условиях чистой монополии очень сложное.

Примеры чистой монополии: газовые и электрические компании; железнодорожные компании; телефонные компании.

 

2.2.2. Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция – характеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипные, но несколько различающиеся товары.

 

Характерные черты монополистической конкуренции:

1. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой.

2. Большая дифференциация продукции по качеству, по упаковке, размещению, набору услуг и т.п.

3. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Многие фирмы делают акцент на торговые знаки и фабричное клеймо.

4. Легкое вступление в отрасль. Отсутствуют барьеры для вступления в отрасль.

 

2.2.3. Олигополия.

Олигополия – образуется при рыночной ситуации, когда многочисленные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами. Обратная ситуация называется олигопсония. (Частный случай – дуполия, когда монополию образуют два продавца товара.)

 

Характерные черты олигополии:

1. Относительно млое число фирм в отрасли. Не многочисленность фирм объясняется применением дорогостоящих технологий, экономией издержек и барьерами к проникновению в отрасль.

2. Продукция может быть как стандартизованной, так и дифференцированной.

3. Сильное побуждение к слиянию. Поскольку объединение двух или более конкурирующих фирм может существенно увеличить их рыночную долю, дать преимущества крупного покупателя и поставщика.

4. Всеобщая зависимость. Существует влияние ценового лидера.

5. Вход в отрасль несколько сложен.

 

Монополия.

 

Фридман «Капитализм и свобода»: «Имеются три основных источника монополии: «технические» соображения; прямая или косвенная правительственная поддержка; частный сговор»… «Монополия наличествует тогда, когда какой-то конкретный человек или предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему в значительной мере диктовать условия, на которых другие лица имеют доступ к оным».

 

3.1. Классификация монополий.

 

1. Естественная монополия – формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства.

2. Искусственная монополия– возникает на основе сговора или подавления конкурентов.

3. Случайная монополия– результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением.

Случайная монополия может перерасти в искусственную монополию, если:

- движение экономики не подчиняется естественным законам рынка;

- данная экономическая ситуация закрепляется искусственно.

 

 

3.2. Причины и цели монополии.

Концентрация производства – главная причина возникновения монополий. Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направления:

- горизонтальная интеграция – слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства;

- вертикальная интеграция – комбинация разно отраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью;

- диверсификация – комбинация разно отраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке.

Средство достижения целимонопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной и является формой реализации потенциала монополии на рынке (см. рис.).

Процесс установления равновесия на монопольном рынке.

 

Цена

R

 

Р1 L

 

Р2 M N

 

Объем производства

0 Q1

Р1 – монопольная цена; Р2 – цена совершенной конкуренции;

RN – кривая спроса на товар;

RM – кривая предельной выручки;

Р2N – уровень издержек производства;

Р1LМР2 – дополнительная или монопольная прибыль.

Главное отличие равновесия на монопольном рынке от равновесия свободного рынка состоит в том, что цена спроса не может быть равна цене предложения. Монополии проводят определенную ценовую политику, осуществляя контроль над ценами.

 

Методы контроля над ценами:

1. Лидерство в ценах, когда ведущая компания отрасли назначает свои цены, а остальные им следуют.

2. Соглашения (тайные) между несколькими крупными компаниями по установлению фиксированных цен.

3. Традиционное положение. Назначение цен или установление доли влияния на рынке может основываться на длительно существующем положении, ставшем уже традицией.

 

Барьеры, препятствующие проникновению новых конкурентов на монопольный рынок:

- высокая стоимость товара, производимого в данной отрасли (например, автомобильная промышленность);

- патентная защита производства товаров. Для того, чтобы выйти на рынок, необходимо купить право пользования запатентованной технологией в своем производстве или изобрести собственную.

 

Графическая иллюстрация ущерба наносимого монополией.

Цена

R

 

Р1 L

 

Р2 M N

 

Объем производства

О Q1 Q2

Р1 – монопольная цена; Р2 – цена совершенной конкуренции;

ОР2NQ2 – нормальный доход;

2N – дополнительная потребительская выгода, которая складывается в условиях совершенной конкуренции;

Р1LМР2 – потери потребителя при установлении монопольной цены;

LMN – чистый убыток общества.

 

3.3. Факторы, противодействующие монополизации рынка.

 

Вмешательство монополии в процесс рыночной саморегуляции ведет к перераспределению общественного богатства в ее пользу.

Факторы, противодействующие монополизации рынка делятся на экономические и административные.

Экономические факторы (свойственные самому рынку):

- появление товаров-субститутов (товаров-заменителей);

- частая смена приоритетных для потребителя товаров как результат НТР;

- интернационализация рынка.

Административные меры (применяемые правительствами стран):

- антитрестовское (антимонопольное) законодательство, препятствующее тайному сговору, направленному на поддержание монопольных цен и установление контроля над предложением (признается незаконным и уголовно наказуемым);

- принудительная демонополизация;

- налоговая политика, заставляющая снижать монопольные цены.

 

3.4. Демонополизация в России.

 

Основным нормативным актом является «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности в 1991 году создан Антимонопольный комитет РФ.

Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в РФ.

1. Контроль над соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

2. Контроль над крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%).

3. Предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйственных субъектов, впервые вступающих на данный рынок.

4. Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйственных субъектов.

5. Привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

 

В РФ принят закон «О конкуренции». Он предусматривает дополнительные меры, противодействующие антиконкурентной практике предпринимательских фирм, в частности, признаются незаконными такие действия:

- изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение производства товаров с целью создания искусственного дефицита;

- предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или поддержании цен;

- соглашение о территориальном делении рынков или делении рынков по потребителям, а также установлении квот на производство и реализацию товаров;

- приобретение фирмой акций предприятий выпускающих аналогичные товары, если она уже выпускает 30% таких товаров. Однако, не будут преследоваться экспортные картели, создаваемые для совместного выступления на мировом рынке.

 

Контрольные вопросы.

1. Что такое конкуренция? Каково ее место в рыночной экономике?

2. Чем несовершенная конкуренция отличается от совершенной конкуренции? Каковы причины смены чистой конкуренции современной конкурентной рыночной системой?

3. Какие элементы включает в себя неценовая конкуренция?

4. На какие виды подразделяется несовершенная конкуренция?

5. Какие факторы обусловили появление первых монополий?

6. Какие организационные формы монополий вы знаете?

7. Опишите процесс возникновения естественной монополии.

8. Какими методами монополии осуществляют контроль над ценами?

9. При каких условиях случайная монополия может перерасти в искусственную монополию?

10. Охарактеризуйте наиболее важные барьеры для вступления в отрасль.

11. Используя графики установления монопольного равновесия на рынке и ущерба, наносимого монополией, объясните, может ли регулирование цены, например, государственными органами, улучшить экономическое положение в монополизированной отрасли?

12. Какие факторы противодействуют монополизации рынка? Как вы думаете, какие из них наиболее эффективны?

13. Назовите основные направления демонополизации российской экономики.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.017 с.)