Последствия государственного регулирования цен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия государственного регулирования цен.



4.1. Установление фиксированных цен.

В некоторых случаях правительство считает целесообразным установить фиксированные цены на продукты.

Пример 1:

Рф (фиксированная цена) ‹ РР (равновесная цена)

Пусть государством установлена цена ниже, чем равновесная (см. рис.).

 

Р

S

 

 

РР

 

РФ

D

QS QP QD Q

 

Предложение и спрос не будут уравновешивать друг друга. Предложение QS по установленной правительством более низкой цене меньше, чем QP, которое имелось бы при равновесной рыночной цене. Спрос в случае более низкой цены – больше. Возникает дефицит продукта в количестве QD – QS на сумму PФ (QD – QS).

Цель подобного вмешательства: справедливое распределение доходов в пользу малоимущих слоев населения.

Следствие подобного вмешательства: появляется необходимость введения талонов, карточек. Вместо цены появятся новые критерии отбора покупателей, требуемые для доступа к дефицитному продукту.

Другие пути достижения цели: увеличение производства недостающего населению продукта. Государство может помочь субсидиями производителю.

 

Пример 2:

б) РФ › РР (см. рис.)

Если же государством устанавливается цена выше равновесной, то предложение QS будет превышать спрос QD на величину QS - QD и товар в количестве (QS – QD) на сумму PФ(QS – QD) будет оставаться у продавцов – произойдет затоваривание.

 

 

Р

S

РФ

 

РР

 

 

D

QS QP QD Q

 

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах, например, на сельхозпродукцию. Но в связи с этим возникает много проблем связанных с избытком продукции, и многие экономисты подвергают большому сомнению целесообразность установления государством фиксированных цен превышающих цены равновесия.

 

4.2. Введение налога или дотации на продажу.

 

Другими способами государственного вмешательства является а) у становления налога на продажу или б) установление дотации на продажу.

Пример1 – введение налога на продажу:

В результате введения налога размером Т денежных единиц на каждое продаваемое изделие, кривая предложения S перемещается параллельно вверх на величину налога (см. рис.). Новая кривая предложения после введения налога - S1.

 

Р S1

 

T

С2 S

РP2

С1

РР1

 

P3 А D

 

QP2 QP1 Q

 

При пересечении кривой S1 с кривой спроса D, образуется новая точка С2 рыночного равновесия. Этой точке будет соответствовать новая рыночная цена РР2. РР2 больше РР1Р! – равновесная цена до введения налога), но не на величину налога – Т, т.к. сумма налога распределилась между производителями и покупателями. Т.е. налог повышает цену, уплачиваемую потребителем (цена РР2), и снижает цену, получаемую производителем (цена Р3 = РР2 - Т). При более высокой цене потребители купят меньшее количество товара QP2 (чем до введения налога QP1).

Общая сумма налога, которая поступит в результате в государственный бюджет, будет соответствовать величине (QP2 * Т). (На рисунке – это площадь прямоугольника АС2РР2Р3.)

Пример 2 – введение дотации на продажу:

Аналогично ведет себя кривая предложения при введении дотации на продажу, сдвигаясь параллельно вниз на величину дотации V (см. рис).

Р S

 

V

P3 S1

РР1

 

РP2

 

D

 

QP1 QP2 Q

 

S – кривая предложения до введения дотации;

S1 – кривая предложения после введения дотации;

D – кривая спроса;

РР1 – равновесная цена до введения дотации;

РР2 – равновесная цена после введения дотации (цена, которую платят покупатели);

Р3 – цена, получаемая продавцами (Р3 = РР2 + V);

V – дотация;

QР1 – объем продаж до введения дотации;

QР2 – объем продаж после введения дотации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.008 с.)